См. Документы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 26 мая 2010 г. N 14-4080-ГЕ
К ПИСЬМУ АППАРАТА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 07.05.2010 N П11-15403
Во исполнение поручения Министерства экономического развития Российской Федерации Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение по вопросу оказания материальной помощи участникам садовых обществ для государственной регистрации своих прав собственности на земельные участки, сообщает следующее.
В соответствии с полномочиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Росреестр не оказывает материальную помощь гражданам в целях осуществления ими государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статья 57 Конституции Российской Федерации обязывает каждого платить законно установленные налоги и сборы. В порядке реализации данной конституционной нормы абзацем первым пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК) устанавливается, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан":
содействие органов государственной власти и органов местного самоуправления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям осуществляется посредством принятия соответствующих решений и заключения договоров на основании обращений в письменной форме садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений;
садоводы, огородники и дачники, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к категории социально незащищенных групп населения, вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлениями о снижении платы за осуществление государственной регистрации или перерегистрации прав на садовые, огородные или дачные земельные участки, строения и сооружения, расположенные на них, изготовление межевых планов указанных участков;
органы местного самоуправления принимают к рассмотрению такие заявления, если данный вопрос находится в их компетенции;
в месячный срок со дня регистрации такого заявления орган местного самоуправления обязан принять решение и в письменной форме уведомить о принятом решении заявителя.
Вместе с тем по вопросу оформления прав собственности на земельные участки полагаем возможным отметить следующее.
На основании и во исполнение пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в своей деятельности руководствуются Законом о регистрации и иными принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 11 Закона о регистрации предусмотрено, что за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктами 22 и 24 пункта 1 статьи 333.33 НК:
размер государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31 и 61 пункта 1 статьи 333.33 НК, для физических лиц составляет 1 000 рублей;
размер государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества составляет 200 рублей.
Физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, за совершение действий, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК, за исключением государственной регистрации ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, освобождаются от уплаты государственной пошлины (статья 333.35 НК). Основанием для предоставления этой льготы является документ, выданный в установленном порядке (пункт 2 статьи 333.35 НК).
Согласно пунктам 2 и 4 статьи 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Таким образом, если иное не установлено федеральным законом (НК), документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, является документом, необходимым для проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
В случае, если указанный документ, когда он необходим, не будет представлен в числе необходимых для государственной регистрации документов, то данное обстоятельство является основанием для приостановления и отказа в государственной регистрации прав в соответствии со статьями 19 и 20 Закона о регистрации.
Из обращения следует, что участники садовых обществ обладают земельными участками по 4 сотки.
Однако не ясно, о каких земельных участках идет речь, а именно, когда, кому, на каком праве, каким актом земельные участки были предоставлены, являются ли данные земельные участки ранее учтенными, осуществлена ли в отношении земельных участков процедура межевания (проведены ли кадастровые работы).
При этом полагаем возможным отметить следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре (то есть до 01.03.2008), а также земельные участки, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии Законом о регистрации, считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Частью 11 статьи 45 Закона о кадастре установлено, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о кадастре, не является основанием для отказа в выдаче кадастрового паспорта такого объекта недвижимости. При этом отсутствие кадастровых сведений о таком объекте недвижимости в указанном объеме не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации.
На основании части 1 статья 35 Закона о кадастре кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона о кадастре договора подряда на выполнение кадастровых работ.
Договорные отношения между заказчиком работ и исполнителем работ регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК).
Согласно статье 421 ГК граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Согласно статье 709 ГК в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. В отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 ГК.
Частью 3 статьи 47 Закона о кадастре на период до 01.03.2015 предусмотрено установление органами власти субъектов Российской Федерации предельных максимальных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев. При этом установленные в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" до дня вступления в силу указанного Федерального закона предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, признаются установленными в соответствии с частью 3 статьи 47 Закона о кадастре предельными максимальными ценами (тарифами, расценками, ставками и тому подобное) кадастровых работ в отношении указанных земельных участков.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 вопросы регулирования цен на выполнение кадастровых работ земельных участков к компетенции Росреестра не относятся.
Заместитель руководителя
Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА