Утверждаю
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
Д.КОЗАК
15 августа 2019 г. N 7456п-П9
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ НЕЭФФЕКТИВНОЙ ДИЗЕЛЬНОЙ
(МАЗУТНОЙ, УГОЛЬНОЙ) ГЕНЕРАЦИИ В ИЗОЛИРОВАННЫХ
И ТРУДНОДОСТУПНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
N п/п
|
Задача
|
Веха
|
Мероприятие
|
Период исполнения
|
Ответственные исполнители
|
Контрольные события
|
||
начало
|
завершение
|
органы исполнительной власти
|
организации-исполнители
|
|||||
01
|
Внедрены механизмы поддержки повышения эффективности генерации в изолированных и труднодоступных территориях с использованием решений на базе распределенной генерации, в том числе за счет использования возобновляемых источников энергии, автономных гибридных энергосистем (АГЭС), сжиженного природного газа, местных видов топлива, систем накопления энергии (далее - решения на базе распределенной генерации)
|
|||||||
01.01
|
Формирование реестра перспективных проектов и проведение конкурсных отборов проектов по повышению эффективности генерации в изолированных и труднодоступных территориях с использованием решений на базе распределенной генерации
|
|||||||
01.01.01
|
Сбор и раскрытие информации об объектах генерации в изолированных и труднодоступных территориях (по пилотному субъекту Российской Федерации).
Сбор информации включает следующие параметры по каждому генерирующему объекту в изолированных и труднодоступных территориях <1>:
субъект Российской Федерации;
муниципальное образование;
наименование, адрес генерирующего объекта;
установленная мощность генерирующего оборудования (за последние три года в разбивке по годам) на 1 января;
объем ежегодного производства электрической энергии на объекте (за последние три года в разбивке по годам);
удельный расход условного топлива (за исключением ядерного топлива) на выработку 1 кВт·ч электрической энергии на объекте в среднем за год в натуральном выражении (за последние три года в разбивке по годам);
фактические ежегодные расходы на производство 1 кВт·ч электрической энергии на объекте (за последние три года в разбивке по годам);
объем ежегодного субсидирования, приходящийся на генерирующий объект (расчетная величина), млн. руб. (за последние три года в разбивке по годам);
одноставочный экономически обоснованный тариф на электрическую энергию для генерирующего объекта (руб./кВт·ч) (за последние три года в разбивке по годам);
|
август 2019 г.
|
февраль 2020 г.
|
Минэнерго России
ФАС России
Минэкономразвития России
Минвостокразвития России
высшие должностные лица субъекта Российской Федерации, определенного пилотным по сбору информации
|
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации,
ФГБУ "Российское энергетическое агентство",
Ассоциация развития возобновляемой энергетики,
ГК "Хевел",
ООО "Солар Системс",
ПАО "Россети",
ПАО "РусГидро"
|
Опубликован в открытом доступе на официальном сайте Минэнерго России перечень объектов генерации и их параметров в изолированных и труднодоступных территориях, имеющих потенциал к повышению эффективности (по пилотному субъекту Российской Федерации)
|
||
01.01.02
|
Сбор и раскрытие информации об объектах генерации в изолированных и труднодоступных территориях по всем изолированным и труднодоступным территориям (с уточнением или расширением параметров собираемой информации по итогам этапа сбора, предусмотренного пунктом 01.01.01).
Формирование критериев отбора приоритетных проектов
Формирование перечня приоритетных проектов, имеющих потенциал к повышению эффективности и нуждающихся в модернизации с использованием решений на базе распределенной генерации в период с 2020 года по 2025 год.
|
ноябрь 2019 г.
|
февраль 2020 г.
|
Минэнерго России
ФАС России
Минэкономразвития России
Минвостокразвития России
высшие должностные лица субъектов Российской Федерации
|
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации,
ФГБУ "Российское энергетическое агентство",
Ассоциация развития возобновляемой энергетики,
ГК "Хевел",
ООО "Солар Системс",
ПАО "Россети",
ПАО "РусГидро"
|
Опубликован в открытом доступе на официальном сайте Минэнерго России перечень объектов генерации и их параметров, указанных в пункте 01.01.02 в изолированных и труднодоступных территориях, имеющих потенциал к повышению эффективности (при модернизации, замещающем строительстве с использованием решений на базе распределенной генерации)
|
||
01.01.03
|
Подготовка предложений по разработке порядка проведения конкурсных отборов инвестиционных проектов повышения эффективности объектов генерации на изолированных и труднодоступных территориях.
При разработке учесть следующие принципы:
прозрачность и открытость конкурсных процедур;
конкурс проводится на региональном уровне для государственной и муниципальной собственности;
конкурс проводится на уровне регулируемой организации для частной собственности с целью привлечения частных инвестиций и экономически, технологически эффективных решений;
обеспечение снижения стоимости энергоснабжения потребителей (без учета субсидий);
повышение надежности энергоснабжения потребителей;
проведение технологически нейтральных конкурсных отборов;
фиксация цены (тарифа) поставки электроэнергии по условиям конкурса на весь срок действия договора (соглашения, контракта), заключаемого по итогам конкурсного отбора проектов;
использование механизмов регуляторного договора, концессионных соглашений, энергосервисных контрактов или иных механизмов, предоставляющих инвесторам гарантии возврата вложенных средств при условии выполнения принятых инвестором обязательств по итогам конкурсного отбора;
срок исполнения обязательств по договору (соглашению, контракту), заключаемому по итогам конкурсного отбора проектов, составляет не менее 10 лет.
Порядок включает методические рекомендации по оценке эффективности при модернизации объектов генерации в изолированных и труднодоступных территориях.
При подготовке предложений рассмотреть целесообразность создания единого информационного портала о конкурсных отборах инвестиционных проектов повышения эффективности объектов генерации в изолированных и труднодоступных территориях.
При подготовке предложений рассмотреть целесообразность организации стандартизированного централизованного отбора инвестиционных проектов модернизации объектов энергоснабжения в изолированных и труднодоступных территориях, в том числе на площадках федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и инфраструктурной организации.
|
август 2019 г.
|
февраль 2020 г.
|
Минэнерго России
ФАС России
Минэкономразвития России
Минвостокразвития России
|
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации,
Ассоциация развития возобновляемой энергетики,
Ассоциация "НП Совет рынка",
Инфраструктурный центр "Энерджинет",
ООО "УК "РОСНАНО"
ПАО "РусГидро"
|
Доклад представлен в Правительство Российской Федерации
|
||
01.01.04
|
Разработка порядка проведения конкурсных отборов инвестиционных проектов повышения эффективности объектов генерации в изолированных и труднодоступных территориях (с учетом результатов пункта 01.01.03).
|
март 2020 г.
|
июль 2020 г.
|
Минэнерго России
ФАС России
Минэкономразвития России
Минвостокразвития России
|
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации,
Ассоциация развития возобновляемой энергетики,
Ассоциация "НП Совет рынка",
Инфраструктурный центр "Энерджинет",
ООО "УК "РОСНАНО"
ПАО "РусГидро"
|
Проект постановления Правительства Российской Федерации внесен в Правительство Российской Федерации
|
||
01.01.05
|
Проведение конкурсов для отбора пилотных проектов на выбранных площадках с использованием инструментов, предоставляющих инвесторам гарантии возврата вложенных средств при условии выполнения принятых инвестором обязательств по итогам конкурсного отбора (в том числе с использованием регуляторного договора, концессионного соглашения, энергосервисного контракта или иных договорных механизмов).
При проведении конкурсов поданные заявки рассматриваются в рамках созданной комиссии с привлечением представителей заинтересованных федеральных (ФОИВ), региональных органов исполнительной власти (РОИВ), органами местного самоуправления (ОМСУ), потенциальных инвесторов и профильных ассоциаций.
|
декабрь 2020 г.
(отобрано не менее 1 проекта на основе правил, предусмотренных пунктом 01.01.04)
|
декабрь 2024 г.
|
Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации
Минэнерго России
ФАС России
Минэкономразвития России
Минвостокразвития России
|
Заинтересованные инвесторы,
Ассоциация "НП Совет рынка"
|
Проведен конкурсный отбор и подписаны контракты (договоры, соглашения) между инвесторами и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления (в случае концессионного соглашения или регуляторного контракта); инвесторами с регулируемой организацией или с органами местного самоуправления (в случае энергосервисного договора (контракта)
|
||
01.02
|
Стимулирование РОИВ, ОМСУ и владельцев генерирующих объектов в изолированных и труднодоступных территориях к проведению конкурсных отборов и обеспечению условий для повышения эффективности таких объектов <2>
|
|||||||
01.02.01
|
Подготовка предложений по механизму сокращения объема субсидий в случае нарушения субъектом Российской Федерации принципов организации конкурсных отборов инвестиционных проектов модернизации неэффективной генерации, расположенной в изолированных и труднодоступных территориях, в том числе подготовка предложений об изменении условий получения субсидии субъектами Российской Федерации в рамках действия механизма выравнивания цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до среднероссийского уровня для отдельных потребителей электрической энергии Дальневосточного федерального округа в случаях отсутствия в схемах и программах развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации, утверждаемых постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 823, годовых целевых показателей повышения экономической эффективности генерирующих объектов, расположенных на изолированных и труднодоступных территориях, а также неосуществления на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по повышению экономической эффективности объектов генерации в изолированных и труднодоступных территориях в соответствии с целевыми показателями.
Анализ возможности применения эталонных затрат при определении индикативных показателей удельной стоимости энергоснабжения изолированных и труднодоступных территорий.
|
август 2019 г.
|
февраль 2020 г.
|
Минэкономразвития России
Минфин России
ФАС России
Минэнерго России
Минвостокразвития России
|
ФГБУ "Российское энергетическое агентство",
Ассоциация развития возобновляемой энергетики,
Ассоциация "НП Совет рынка",
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
|
Доклад представлен в Правительство Российской Федерации
|
||
01.02.02
|
Подготовка предложений по стимулированию участия владельцев генерирующих объектов, расположенных в изолированных и труднодоступных территориях, в конкурсных отборах инвестиционных проектов модернизации неэффективной генерации, в том числе:
подготовка проекта директив Правительства Российской Федерации, выданных представителям интересов Российской Федерации для участия в заседании совета директоров ПАО "РусГидро" о необходимости проведения модернизации принадлежащих ПАО "РусГидро" и его дочерним обществам генерирующих объектов с учетом выполнения условия обеспечение снижения стоимости энергоснабжения потребителей в изолированных и труднодоступных территориях (без учета субсидий);
подготовка предложений о целесообразности внесения изменений в долгосрочные программы развития компаний с государственным участием, владеющих на праве собственности или ином законном основании генерирующими объектами в изолированных и труднодоступных территориях, в части повышения эффективности указанных генерирующих объектов и установления целевых показателей замещения (модернизации) неэффективной генерации;
подготовка предложений о целесообразности установления ключевых показателей эффективности для руководителей компаний с государственным участием, владеющим на праве собственности или ином законном основании генерирующими объектами в изолированных и труднодоступных территориях, в части повышения их экономической эффективности без ухудшения качества и надежности энергоснабжения.
|
август 2019 г.
|
ноябрь 2019 г.
|
Минэкономразвития России
Минэнерго России
Минвостокразвития России
Росимущество
|
ПАО "РусГидро",
Ассоциация развития возобновляемой энергетики,
Ассоциация "НП Совет рынка"
|
Доклад представлен в Правительство Российской Федерации
|
||
01.02.03
|
Рассмотрение целесообразности оказания финансовой поддержи за счет средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ при реализации мероприятий по повышению эффективности объектов генерации в изолированных и труднодоступных территориях (в том числе расширение за счет действующих механизмов поддержки); <3> рассмотрение возможности поддержки повышения эффективности объектов генерации, находящихся в частной собственности, в государственной собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности.
|
август 2019 г.
|
февраль 2020 г.
|
Минстрой России
Минэкономразвития России
ФАС России
Минэнерго России
Минвостокразвития России
|
Фонд содействия реформированию ЖКХ,
ФГБУ "Российское энергетическое агентство",
Ассоциация развития возобновляемой энергетики,
Ассоциация "НП Совет рынка",
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
|
Доклад представлен в Правительство Российской Федерации
|
||
01.02.04
|
Подготовка предложений о введении иных механизмов стимулирования РОИВ, ОМСУ и владельцев генерирующих объектов в изолированных и труднодоступных территориях к проведению конкурсных отборов и обеспечению условий для повышения эффективности таких объектов, в том числе путем внесения изменений в Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 548 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" и Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов"
|
август 2019 г.
|
февраль 2020 г.
|
Минэкономразвития России
ФАС России
Минэнерго России
Минвостокразвития России
|
ФГБУ "Российское энергетическое агентство",
Ассоциация развития возобновляемой энергетики,
Ассоциация "НП Совет рынка",
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
|
Доклад представлен в Правительство Российской Федерации
|
||
01.02.05
|
Внесение изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы перспективного планирования развития электроэнергетики в неценовых зонах оптового рынка электрической энергии и мощности и технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в части совершенствования порядка формирования схем и программ субъектов Российской Федерации в целях установления обязательности проведения уполномоченными органами исполнительной власти таких субъектов Российской Федерации анализа перспектив повышения эффективности объектов генерации в изолированных и труднодоступных территориях (в разрезе объектов генерации в изолированных и труднодоступных территориях).
|
август 2019 г.
|
март 2020 г.
|
Минэнерго России
Минэкономразвития России
ФАС России
|
ФГБУ "Российское энергетическое агентство",
АО "Институт "ЭНЕРГОСЕТЬ-ПРОЕКТ",
Ассоциация развития возобновляемой энергетики,
Ассоциация "НП Совет рынка",
ПАО "РусГидро",
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
|
Проект постановления Правительства Российской Федерации внесен в Правительство Российской Федерации
|
||
01.02.06
|
Проведение актуализации схем и программ перспективного развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации на основании внесенных в соответствии с пунктом 01.02.05 настоящего плана мероприятий изменений в нормативные правовые акты
|
апрель 2020 г.
|
ежегодно,
в IV квартале соответствующего года
|
Минэнерго России
Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации
|
ФГБУ "Российское энергетическое агентство"
|
Доклад представлен в Правительство Российской Федерации
(о статусе актуализации схем и программ перспективного развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации)
|
||
01.02.07
|
Предложения по актуализации требований, предусмотренных пунктом 01.02.05 настоящего плана мероприятий, с учетом опыта реализации пилотных проектов НТИ "Энерджинет" по внедрению передовых эффективных технологий и опыта реализации пилотных проектов, отобранных в рамках конкурсов
|
июнь 2020 г.
|
декабрь 2020 г.
|
Минэкономразвития России
Минэнерго России
ФАС России
|
Инфраструктурный центр "Энерджинет",
ФГБУ "Российское энергетическое агентство",
Ассоциация развития возобновляемой энергетики,
Ассоциация "НП Совет рынка",
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации
|
Доклад представлен в Правительство Российской Федерации
|
||
01.03
|
Проведение анализа факторов, препятствующих привлечению частных инвестиций в проекты по модернизации генерации с учетом решений на базе распределенной генерации в изолированных и труднодоступных территориях, и при необходимости подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации
|
|||||||
01.03.01
|
Проведение анализа целесообразности внесения изменений и подготовка (при необходимости) предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации по вопросам реализации мероприятий по повышению эффективности генерации в изолированных и труднодоступных территориях
|
август 2019 г.
|
декабрь 2019 г.
|
ФАС России
Минэкономразвития России
Минэнерго России
|
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации,
ФГБУ "Российское энергетическое агентство",
Ассоциация "НП Совет рынка",
Инфраструктурный центр "Энерджинет",
ООО "УК "РОСНАНО"
ПАО "РусГидро"
|
Доклад представлен в Правительство Российской Федерации
|
||
01.03.02
|
Проведение анализа целесообразности внесения изменений и подготовка (при необходимости) предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации по вопросам возможности развития и применения механизма регуляторного контракта при условии выполнения принятых по итогам конкурсного отбора обязательств (непосредственно для модернизируемых объектов) при реализации мероприятий по повышению экономической эффективности генерации в изолированных и труднодоступных территориях
|
август 2019 г.
|
декабрь 2019 г.
|
Минэкономразвития России
Минэнерго России
ФАС России
|
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации,
ФГБУ "Российское энергетическое агентство",
Ассоциация "НП Совет рынка",
Инфраструктурный центр "Энерджинет",
Ассоциация "РАЭСКО",
ООО "УК "РОСНАНО"
ПАО "РусГидро"
|
Доклад представлен в Правительство Российской Федерации
|
||
01.03.03
|
Проведение анализа целесообразности внесения изменений и при необходимости подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о концессионных соглашениях в сфере электроэнергетики в целях совершенствования условий модернизации объектов генерации, находящихся в собственности государственных и муниципальных учреждений в изолированных и труднодоступных территориях, посредством заключения концессионных соглашений с субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления
|
август 2019 г.
|
декабрь 2019 г.
|
Минэкономразвития России
Минэнерго России
ФАС России
|
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации,
Ассоциация "НП Совет рынка",
Инфраструктурный центр "Энерджинет"
ПАО "РусГидро"
|
Доклад представлен в Правительство Российской Федерации
|
||
01.03.04
|
Проведение анализа целесообразности внесения изменений и при необходимости подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на привлечение инвестиций в проекты по модернизации генерации в изолированных и труднодоступных территориях на базе технологий распределенной генерации; возможность применения механизма контракта жизненного цикла
|
август 2019 г.
|
декабрь 2019 г.
|
Минэкономразвития России
Минэнерго России
ФАС России
|
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации,
ФГБУ "Российское энергетическое агентство",
Ассоциация "НП Совет рынка",
Инфраструктурный центр "Энерджинет",
Ассоциация "РАЭСКО",
ООО "УК "РОСНАНО"
ПАО "РусГидро"
|
Доклад представлен в Правительство Российской Федерации
|
||
01.03.05
|
Оценка возможности подготовки механизма в формате правового эксперимента, включающего возможность сохранения утвержденных в регуляторном контракте (концессионном соглашении, энергосервисном контракте или ином механизме, предоставляющем инвестору гарантии возврата вложенных средств при условии выполнения принятых инвестором обязательств по итогам конкурсного отбора) параметров тарифного регулирования в рамках подписанного договора (контракта, соглашения) между РОИВ и регулируемой организацией при изменении нормативных правовых актов, касающихся тарифного регулирования, возможность расширения применения методов тарифного регулирования (помимо утвержденных в действующем законодательстве).
Принципы:
долгосрочная цена (тариф) поставки электроэнергии, определяемая(-ый) по итогам конкурсного отбора проектов;
попроектный учет;
открытость для потребителей;
заданные параметры качества и надежности энергоснабжения.
|
август 2019 г.
|
февраль 2020 г.
|
Минэкономразвития России
Минэнерго России
ФАС России
|
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации,
ФГБУ "Российское энергетическое агентство",
Ассоциация "НП Совет рынка",
Инфраструктурный центр "Энерджинет",
Ассоциация "РАЭСКО",
ООО "УК "РОСНАНО"
|
Доклад представлен в Правительство Российской Федерации
|
||
02
|
Реализация мероприятий по модернизации (сооружению) генерации в изолированных и труднодоступных территориях с использованием решений на базе распределенной генерации
|
|||||||
02.01
|
Реализация мероприятий по модернизации (сооружению) объектов распределенной генерации в изолированных и труднодоступных территориях, в том числе на основе возобновляемых источников энергии, гибридных установок, сжиженного природного газа, местных видов топлива, систем накопления энергии.
|
январь 2021 г.
|
декабрь 2025 г.
|
Минэнерго России
Минэкономразвития России
ФАС России
Минвостокразвития России
высшие должностные лица субъектов Российской Федерации
|
Организации-участники модернизации, определенные конкурсным отбором
|
Объекты введены в эксплуатацию в соответствии с заданным графиком
Введено в эксплуатацию:
до декабря 2021 г.:
модернизировано (построено) объектов не менее 15% от объема совокупной мощности приоритетных проектов, определенных в соответствии с пунктом 01.01.02
до декабря 2022 г.:
модернизировано (построено) объектов не менее 25% от объема совокупной мощности приоритетных проектов, определенных в соответствии с пунктом 01.01.02 (накопленным итогом)
до декабря 2023 г.:
модернизировано (построено) объектов не менее 50% от объема совокупной мощности приоритетных проектов, определенных в соответствии с пунктом 01.01.02 (накопленным итогом)
до декабря 2024 г.:
модернизировано (построено) объектов совокупной мощностью не менее 75% от объема совокупной мощности приоритетных проектов, определенных в соответствии с пунктом 01.01.02 (накопленным итогом)
до декабря 2025 г.:
модернизировано (построено) объектов совокупной мощностью не менее 100% от объема совокупной мощности приоритетных проектов, определенных в соответствии с пунктом 01.01.02 (накопленным итогом)
|
||
02.02
|
Мониторинг реализации мероприятий по сооружению и модернизации объектов в изолированных и труднодоступных территориях на базе технологий распределенной генерации.
Ежегодное проведение анализа факторов, препятствующих привлечению частных инвестиций в модернизацию таких объектов.
|
январь 2021 г.
|
декабрь 2021 г.,
далее ежегодный отчет
|
Минэнерго России
Минэкономразвития России
ФАС России
Минвостокразвития России
высшие должностные лица субъектов Российской Федерации
|
Организации - участники модернизации,
Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации,
Ассоциация развития возобновляемой энергетики,
Ассоциация "НП Совет рынка"
|
Доклад представлен в Правительство Российской Федерации
|
--------------------------------
<1> С учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 г. N 64.
<2> Осуществлять с учетом проведенных мероприятий Плана по повышению энергетической эффективности экономики России (распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2018 г. N 703-р).
<3> В настоящее время поддержка проектов в сфере электроснабжения не предусмотрена п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. N 1451 "О предоставлении финансовой поддержки за счет средств Государственной Корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры".