Приложение N 25
к протоколу заседания
Межведомственной рабочей группы
по разработке и реализации
Национальной технологической инициативы
при Правительственной комиссии
по модернизации экономики
и инновационному развитию России
от 14 сентября 2018 г. N 1
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ И ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЙ
ПО ПРОЕКТАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
В ЦЕЛЯХ ОТБОРА
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок проведения экспертизы и формирования заключений по проектам Национальной технологической инициативы в целях отбора (далее - Порядок) разработан на основании подпункта а) пункта 9(1) Положения о разработке, отборе, реализации и мониторинге проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 N 317 "1" (далее - Положение об отборе).
--------------------------------
"1" Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 317 (ред. от 03.04.2018)//опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации //www.pravo.gov.ru - 10.04.2018.
2. Настоящий Порядок устанавливает правила проведения экспертизы и формирования заключений по проектам Национальной технологической инициативы в целях отбора следующими участниками:
а) проектным офисом Национальной технологической инициативы (далее - Проектный офис);
б) рабочими группами по разработке и реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы (далее соответственно - рабочие группы, дорожные карты);
в) проектным комитетом Национальной технологической инициативы (далее - Проектный комитет НТИ);
г) Экспертным советом НТИ;
д) ответственными федеральными органами исполнительной власти;
Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Минобрнауки России);
е) Межведомственной рабочей группой при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России (далее - МРГ);
ж) обществом с ограниченной ответственностью "ВЭБ Инновации" (далее - общество "ВЭБ Инновации");
з) автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (далее - АНО "АСИ");
и) экспертными организациями.
3. Ведение реестра проектов НТИ в целях реализации дорожных карт НТИ осуществляется Проектным офисом. Проект включается Проектным офисом в реестр проектов НТИ в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения Проектным комитетом НТИ, предусмотренного пунктом 14 настоящего Порядка.
4. Перечень заключений по проекту, которые необходимо получить от участников, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, зависит от типа проекта НТИ и приведен в Приложении 1 к настоящему Порядку.
5. Перечень сведений, содержащихся в заключениях участников, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, приведен в Приложении 2 к настоящему Порядку.
6. Проектный офис организует ведение архива документов по реализации проектов и дорожных карт НТИ в соответствии с требованиями действующего законодательства.
7. Взаимодействие по рабочим вопросам между участниками проведения экспертизы и формирования заключений по проектам Национальной технологической инициативы в целях отбора и обмен документами проводятся по электронным каналам связи (выделенным адресам электронной почты), кроме случаев обмена документами, предусмотренными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 317, которые предоставляются в форме бумажных документов.
II. Рассмотрение описания проекта
и обосновывающих материалов
8. Описание проекта по форме, установленной Методическими указаниями по описанию проектов Национальной технологической инициативы, с приложением обосновывающих материалов, предусмотренных пунктом 5 Положения об отборе, направляются заявителем в рабочую группу, соответствующую тематике проекта.
9. Проектный офис осуществляет методическую поддержку разработки описания проектов НТИ в соответствии с Методическими указаниям по описанию проектов НТИ, одобренными МРГ. Заявитель проекта вправе обратиться в Проектный офис для получения организационно-технической, методической и экспертной поддержки для подготовки описания проекта и обосновывающих материалов к нему в целях их дальнейшего направления в рабочую группу.
10. Соответствующая тематике проекта рабочая группа рассматривает описание проекта и обосновывающие материалы к нему и принимает одно из следующих решений:
а) о дальнейшей доработке проекта;
б) о нецелесообразности поддержки реализации проекта;
в) о возможности реализации проекта и направлении его в Проектный комитет НТИ.
11. Решения рабочих групп оформляются протоколом заседания рабочей группы и заключением рабочей группы, утверждаемым протоколом. Протокол заседания рабочей группы подписывается всеми соруководителями рабочей группы.
12. В случае если соруководителем рабочей группы является руководитель (заместитель руководителя) ответственного федерального органа исполнительной власти, на проект НТИ, по которому принято решение о возможности реализации, ответственным федеральным органом исполнительной власти оформляется заключение, содержащее следующие сведения:
а) соответствие проекта НТИ приоритетам и задачам государственной политики;
б) целесообразность реализации мероприятий в рамках проекта НТИ, предполагающих внесение изменений в нормативные правовые акты в интересах реализации соответствующих дорожных карт;
в) информация о наличии в составе проекта НТИ мероприятий, совпадающих по содержанию, срокам реализации, форме поддержки, виду расходов или составу исполнителей с мероприятиями, предусмотренными государственными программами Российской Федерации;
г) информация о поддержке за счет иных инструментов поддержки мероприятий, аналогичных предлагаемым к реализации в рамках проекта НТИ;
д) обоснованность объемов запрашиваемой поддержки проектов НТИ;
е) обоснованность определения конкретных физических и (или) юридических лиц получателями поддержки реализации проекта НТИ.
13. В срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня принятия рабочей группой решения о направлении проекта в Проектный комитет НТИ, проект рассматривается при участии соответствующей рабочей группы на заседании Проектного комитета НТИ на соответствие требованиям подпунктов "а", "б", "г" и "д" пункта 4 Положения об отборе.
14. В случае соответствия проекта требованиям, указанным в пункте 13 настоящего Порядка, Проектным комитетом НТИ принимается решение о направлении проекта в Проектный офис в целях экспертизы и отбора, в том числе определяется экспертная(ые) организация(и), которая(ые) проводит(ят) экспертизу проекта в соответствии с разделом III настоящего Порядка.
15. В случае несоответствия проекта вышеуказанным требованиям Проектным комитетом НТИ принимается иное решение в соответствии с Положением о проектном комитете.
16. Решения Проектного комитета НТИ, предусмотренные пунктами 14 и 15 настоящего Порядка, оформляются протоколами заседания Проектного комитета НТИ. Протокол заседания Проектного комитета НТИ подписывается ответственным секретарем Проектного комитета НТИ.
17. На заседании Проектного комитета НТИ дополнительно к материалам о проекте, предусмотренным пунктом 8 настоящего Порядка, могут быть рассмотрены презентация и модель проекта, иные презентационные материалы, раскрывающие описание проекта.
III. Рассмотрение проектов Проектным офисом
и экспертиза проектов
18. В срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня принятия решения о признании проекта НТИ готовым к реализации и направлении его в Проектный офис в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка, один из соруководителей рабочей группы направляет в Проектный офис сопроводительное письмо с приложением описания проекта, подписанного всеми соруководителями рабочей группы, обосновывающих материалов, протокола заседания рабочей группы, которым оформлено указанное решение, и заключения ответственного федерального органа исполнительной власти в случае, установленном пунктом 12 настоящего Порядка.
19. Проектный офис в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения проекта НТИ в соответствии с пунктом 18 настоящего Порядка, осуществляет проверку оформления и комплектности полученных документов и материалов, а также правильности заполнения описания проекта и принимает одно из следующих решений:
а) об организации проведения экспертизы проекта НТИ;
б) о направлении проекта НТИ в рабочую группу на доработку.
20. Проектный офис не позднее дня, следующего за днем принятия решения, предусмотренного подпунктом а) пункта 19 настоящего Порядка, приступает к подготовке собственного заключения на проект, а также направляет проект НТИ для подготовки заключений следующим участникам:
а) Министерству науки и высшего образования Российской Федерации;
б) обществу "ВЭБ Инновации" (в случае, если проектом НТИ предусматривается запуск и (или) масштабирование инновационных производств и требуемый объем поддержки проекта НТИ превышает 500 млн рублей);
в) ответственному федеральному органу исполнительной власти (за исключением случаев, когда руководитель (заместитель руководителя) федерального органа исполнительной власти является руководителем (соруководителем) рабочей группы);
г) АНО "АСИ";
д) экспертным организациям, включая АНО "АСИ", определенным в соответствии с пунктом 14 настоящего Порядка.
Маршруты экспертизы в целях отбора проектов НТИ разных типов приведены в Приложении 1 к настоящему Порядку.
21. Участники, указанные в пункте 20 настоящего порядка, готовят заключения, содержащие сведения, указанные в Приложении 2 к настоящему Порядку, и направляют подготовленные заключения в Проектный офис в сроки, не превышающие 20 дней со дня получения проекта НТИ от Проектного офиса.
22. Результатом экспертизы проектов НТИ обществом "ВЭБ Инновации" в случаях, указанных в Приложении 1 к настоящему Порядку, является заключение о возможности финансирования проекта НТИ государственной корпорацией "Банк развития внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - Внешэкономбанк) и (или) иным юридическим лицом, входящим в группу компаний Внешэкономбанка, по форме, определяемой внутренними нормативными документами Внешэкономбанка и (или) иных юридических лиц, входящих в группу компаний Внешэкономбанка, утвержденными в том числе в соответствии с требованиями Меморандума о финансовой политике государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2018 г. N 1510-р (далее - Меморандум), содержащее:
а) сведения, принятые во внимание;
б) оценку соответствия предлагаемых в рамках проекта НТИ технологий (продуктов, услуг) складывающимся глобальным технологическим трендам, а также перспективы коммерциализации результатов проекта НТИ;
в) достижимость целей, задач, ожидаемых результатов и целевых показателей проекта НТИ;
г) обоснованность ожидаемых социально-экономических эффектов от реализации проекта НТИ в среднесрочном и долгосрочном периодах;
д) оценку финансово-экономических характеристик проекта НТИ, возможность его финансирования на возвратной основе, обоснованность запланированных затрат на реализацию проекта НТИ;
е) оценку потенциальных рисков реализации проекта НТИ и механизмов их минимизации;
ж) оценку соответствия проекта НТИ основным направлениям и отраслевым приоритетам инвестиционной деятельности Внешэкономбанка и юридических лиц, входящих в группу компаний Внешэкономбанка;
з) оценку соответствия проекта НТИ требованиям юридических лиц, входящих в группу компаний Внешэкономбанка, по сроку окупаемости;
и) оценку соответствия проекта НТИ требованиям, установленным в соответствующем юридическом лице, входящем в группу компаний Внешэкономбанка, для предоставления финансирования.
Заключение о возможности финансирования проекта НТИ не является обязательством группы компаний Внешэкономбанка осуществить финансирование проекта НТИ по итогам его рассмотрения на заседании МРГ.
В случае необходимости доработки проекта НТИ общество "ВЭБ Инновации" формирует отрицательное заключение о возможности финансирования проекта НТИ с указанием перечня доработок в своем заключении.
Общество "ВЭБ Инновации" обеспечивает проведение экспертизы доработанного проекта НТИ в течение 15 (пятнадцати) календарных дней со дня получения доработанных материалов от Проектного офиса.
23. Результатом экспертизы проектов АНО "АСИ" является заключение о ценности проекта для НТИ (соответствие проекта пунктам 1, 2.1 и 6 Приложения 2) либо заключение АНО "АСИ" как экспертной организации в случаях, указанных в Приложении 1 к настоящему Порядку.
24. После получения необходимых заключений по итогам проведения экспертизы проекта НТИ Проектный офис в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных документов принимает одно из следующих решений:
а) о направлении проекта НТИ для рассмотрения в МРГ;
б) о необходимости доработки проекта НТИ;
в) о нецелесообразности поддержки реализации проекта НТИ.
Решения Проектного офиса, предусмотренные настоящим пунктом, оформляются протоколами заседания Проектного комитета НТИ. Протоколы заседания Проектного комитета НТИ подписываются ответственным секретарем Проектного комитета НТИ и не менее чем одним из сопредседателей Проектного комитета НТИ.
25. В случае принятия решения, указанного в подпункте б) пункта 24 настоящего Порядка, Проектный офис не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения, направляет проект НТИ в рабочую группу, принявшую решение о возможности реализации проекта в соответствии с пунктом 11 настоящего Порядка, на доработку.
Допускается исправление рабочей группой неточностей, описок и опечаток в описании проекта в соответствии с заключениями по итогам проведения экспертизы проекта НТИ без проведения повторной экспертизы проекта НТИ. Уточненное описание проекта подписывается всеми соруководителями рабочей группы.
IV. Рассмотрение проектов Экспертным советом НТИ и МРГ
26. В случае принятия решения, указанного в подпункте а) пункта 24 настоящего Порядка, Проектный офис не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения, направляет проект НТИ с приложением полученных заключений на проект и сведений о предельном объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, а также лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству науки и высшего образования Российской Федерации на реализацию проектов НТИ, для рассмотрения в Экспертный совет НТИ и в МРГ.
27. Экспертный совет НТИ в течение 14 (четырнадцати) рабочих дней после получения уведомления от Проектного офиса НТИ организует ознакомление членов Экспертного совета НТИ с экспертными заключениями, проводит заседание Экспертного совета НТИ, организует формирование и согласование протокола заседания, содержащего заключение Экспертного совета НТИ, загружает утвержденный протокол заседания Экспертного совета НТИ в папку заседаний Экспертного совета НТИ в хранилище, информирует об этом Проектный офис НТИ, при необходимости формирует доклад для заседания МРГ по итогам рассмотрения проектов. Экспертный совет НТИ проводит заседания в соответствии с графиком рассмотрения проектов на заседаниях МРГ и в соответствии с Положением об Экспертном совете НТИ, а также готовит заключения по итогам рассмотрения представленных материалов проектов.
28. Решение МРГ по итогам рассмотрения представленных Проектным офисом материалов о проекте НТИ принимается с учетом результатов проведения экспертизы проекта в соответствии с порядком проведения экспертизы, заключением Экспертного совета НТИ, а также исходя из предельного объема бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Минобрнауки России на реализацию проектов НТИ.
29. Одобрение проекта по итогам рассмотрения материалов и заключений о проекте на заседании МРГ является основанием для начала его реализации, в том числе для направления средств поддержки его реализации Проектным офисом в адрес участников проекта.
30. Источники и формы поддержки реализации проектов НТИ устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приложение 1
к Порядку проведения экспертизы
и формирования заключений по проектам
НТИ в целях отбора
МАРШРУТЫ
ЭКСПЕРТИЗЫ В ЦЕЛЯХ ОТБОРА ПРОЕКТОВ НТИ РАЗНЫХ ТИПОВ
Участники процесса экспертизы и отбора |
Проекты, не предусматривающие запуск и (или) масштабирование инновационных производств, либо проекты с требуемым объемом поддержки менее 500 млн рублей |
Проекты, предусматривающие запуск и (или) масштабирование инновационных производств с требуемым объемом поддержки проекта более 500 млн рублей |
Образовательные проекты, проекты популяризации и продвижения НТИ |
Проекты, не предполагающие предоставления поддержки и подготовки нормативных правовых актов "2" |
Проекты развития "3" |
|
Проекты, финансируемые Внешэкономбанком на возвратной основе |
Прочие проекты |
|||||
Ответственный федеральный орган исполнительной власти |
- |
- |
- |
|||
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации |
- |
- |
- |
- |
||
Проектный офис НТИ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Экспертная организация |
- |
- |
||||
Общество "ВЭБ Инновации" |
- |
- |
||||
АНО "АСИ" |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Экспертный совет НТИ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
--------------------------------
"2" Сведения о таких проектах направляются в ответственный федеральный орган исполнительной власти и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в информационных целях.
"3" Проекты, направленные на развитие экосистемы Национальной технологической инициативы, разработку новых дорожных карт, внедрение новых механизмов развития Национальной технологической инициативы.
Приложение 2
к Порядку проведения экспертизы
и формирования заключений по проектам
НТИ в целях отбора
СОДЕРЖАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ПРОЦЕССА ПО ПРОЕКТУ НТИ
N п/п |
Группы критериев "4" |
Заключение организации содержит следующие сведения |
|||
Ответственный ФОИВ |
Минобрнауки России |
Проектный офис НТИ |
Экспертная организация "5" |
||
1. |
Соответствие проекта принципам НТИ и оценка результатов проекта с точки зрения востребованности на рынке и конкурентных преимуществ |
- |
|||
2. |
Соответствие проекта дорожной карте, в том числе: |
||||
2.1. |
Невозможность реализации направлений дорожной карты, достижения ее целей и значимых контрольных результатов без реализации соответствующего проекта Национальной технологической инициативы в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма |
- |
|||
2.2. |
Необходимость координации межотраслевых связей, межведомственных взаимодействий или реализации механизмов государственно-частного партнерства для достижения целей ДК |
- |
|||
2.3. |
Соответствие сроков реализации мероприятий в составе проекта НТИ срокам реализации направлений дорожных карт |
- |
- |
||
3. |
Принципиальная новизна проекта, эффективность мероприятий проекта и целесообразность его реализации с государственной поддержкой |
- |
|||
4. |
Соответствие проекта НТИ приоритетам и задачам государственной политики |
- |
|||
5. |
Соответствие мероприятий проекта приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в РФ и перечню критических технологий РФ |
- |
|||
6. |
Эффекты от реализации проекта |
- |
|||
7. |
Наличие описания системы управления проектами Национальной технологической инициативы, критериев оценки успешности реализации проектов Национальной технологической инициативы и их завершения, указание ответственных за реализацию проектов Национальной технологической инициативы |
- |
- |
||
8. |
Оценка материально-технических и интеллектуальных ресурсов для реализации проекта |
- |
- |
||
9. |
Оценка участников проекта и проектной команды |
- |
- |
||
10. |
Обоснованность объемов запрашиваемой поддержки проекта НТИ (в том числе с привлечением средств из федерального бюджета) |
- |
- |
||
11. |
Оценка финансового обеспечения проекта |
- |
- |
||
12. |
Соответствие запрашиваемого объема финансового обеспечения проекта НТИ с привлечением средств из федерального бюджета лимитам бюджетных обязательств на реализацию проектов НТИ, утвержденных Минобрнауки России |
- |
|||
13. |
Соблюдение требуемого соотношения бюджетного и внебюджетного финансирования, наличие описания механизмов софинансирования и привлечения внебюджетных средств |
- |
- |
||
14. |
Соответствие проекта требованиям проектного управления |
- |
- |
||
15. |
Оценка рисков проекта и мероприятий по управлению рисками |
- |
- |
||
16. |
Наличие обоснования реализации проекта Национальной технологической инициативы конкретными физическими и (или) юридическими лицами "6" |
- |
- |
||
17. |
Наличие предложения о выборе исполнителей в рамках проекта на конкурсной основе |
- |
|||
18. |
Эффективность и обоснованность предлагаемых в рамках проекта научно-технических и технологических решений |
- |
|||
19. |
Целесообразность мероприятий, предполагающих принятие нормативных правовых актов и (или) внесение изменений в нормативные правовые акты в интересах реализации соответствующих дорожных карт |
- |
- |
||
20. |
Информация о наличии в составе проекта мероприятий, совпадающих по содержанию, срокам реализации, форме поддержки, виду расходов или составу исполнителей с мероприятиями, предусмотренными государственными программами Российской Федерации |
- |
- |
||
21. |
Информация о наличии в составе проекта мероприятий, аналогичных мероприятиям, получившим поддержку за счет иных инструментов поддержки |
- |
- |
||
22. |
Соответствие описания проекта шаблону, наличие полного перечня обосновывающих материалов |
- |
- |
--------------------------------
"4" По проектам, имеющим образовательную направленность, проектам популяризации и продвижения НТИ в интересах реализации дорожных карт, заключение экспертных организаций (в том числе АНО "АСИ") может не содержать сведений, указанных в таблице.
"5" За исключением общества "ВЭБ Инновации".
"6" Заключение по проектам, исполнитель и получатель поддержки по которым определяются по итогам конкурсных процедур, данных сведений не содержит.