См. Документы Федеральной налоговой службы Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 31 декабря 2009 г. N ММ-7-4/737@

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

В соответствии с пунктом 16 Перечня мероприятий по реализации рекомендаций ГРЕКО (Группа государств против коррупции), утвержденного Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.08.2009 N 282, приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по выявлению налоговыми органами коррупционных преступлений (далее - Методические рекомендации) согласно приложению к настоящему Приказу.

2. Начальникам управлений центрального аппарата ФНС России обеспечить направление в Административное управление информации о признаках коррупционных преступлений, полученной в результате реализации положений Методических рекомендаций.

3. Начальнику Административного управления И.В. Акуновой, руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России, начальникам (исполняющим обязанности начальника) инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня обеспечить направление в правоохранительные органы в установленном порядке информации о признаках коррупционных преступлений, полученной в результате реализации положений Методических рекомендаций.

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Е.В. Козлову.

Руководитель

Федеральной налоговой службы

М.П.МОКРЕЦОВ

Утверждены

Приказом ФНС России

от "__"______ 2009 г.

N __________________

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации по выявлению налоговыми органами коррупционных преступлений (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 16 Перечня мероприятий по реализации рекомендаций ГРЕКО (Группа государств против коррупции), утвержденного Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.08.2009 N 282, и определяют содержание работы по выявлению коррупционных преступлений, совершенных федеральными государственными гражданскими служащими налоговых органов или лицами налоговых органов, должности которых не включены в перечень должностей федеральной государственной гражданской службы (далее - работники налоговых органов), при исполнении ими должностных обязанностей, а также устанавливают единый подход к осуществлению и оформлению результатов этой деятельности.

2. Под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование работником налогового органа своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному работнику налогового органа другими лицами, либо совершение названных деяний от имени или в интересах юридического лица.

3. Правовую основу Методических рекомендаций составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Налоговый кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом Российской Федерации от 31.07.2008 N Пр-1568, Указ Президента Российской Федерации от 30.05.2005 N 609 "Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела", Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", Указ Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению", Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", Приказ ФНС России от 25.08.2009 N ММ-7-4/430@ "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной налоговой службе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" (зарегистрирован в Минюсте России от 10.09.2009 N 14751).

4. Работа по выявлению признаков коррупции в деятельности работников налоговых органов проводится должностными лицами, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которые осуществляют функции, предусмотренные пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению".

5. При осуществлении указанных функций должностные лица, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, обращают особое внимание на служебное поведение работников налоговых органов, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает:

- осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;

- предоставление государственных услуг гражданам и организациям;

- осуществление контрольных и надзорных мероприятий;

- подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса;

- управление государственным имуществом;

- осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;

- хранение и распределение материально-технических ресурсов.

6. Должностные лица, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, имеют право на получение в установленном порядке:

- информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

- дополнительного профессионального образования по соответствующим образовательным программам (повышение квалификации осуществляется по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года).

7. Контроль за эффективностью и результатами работы по выявлению признаков коррупции в деятельности работников налоговых органов осуществляется руководителями налоговых органов.

II. Основные задачи по выявлению налоговыми органами

коррупционных преступлений

8. Основными задачами по выявлению налоговыми органами коррупционных преступлений являются:

- вскрытие фактов правонарушений, допущенных работниками налоговых органов при исполнении должностных обязанностей, применение мер воздействия в отношении нарушителей в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- установление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, связанных с исполнением работниками должностных обязанностей, их анализ, выработка и реализация мер по устранению предпосылок к таким правонарушениям;

- выявление и устранение предпосылок к утечке из налоговых органов сведений, составляющих государственную, налоговую и иную охраняемую федеральным законом тайну;

- обеспечение в налоговом органе условий для надлежащего исполнения его работниками должностных обязанностей.

III. Основные виды деятельности по выявлению налоговыми

органами коррупционных преступлений

9. Информационно-аналитическая деятельность предусматривает сбор, обобщение, анализ и проверку сведений о коррупционных правонарушениях или признаках коррупционных правонарушений в налоговых органах, поступающих от общественных и коммерческих организаций, отдельных граждан, из публикаций в средствах массовой информации, а также из иных источников.

Для получения информации в целях оперативного реагирования на коррупционные и иные правонарушения, совершаемые работниками налоговых органов, осуществляются следующие мероприятия:

- устанавливаются в общедоступных местах зданий налоговых органов специальные почтовые ящики для обращений, заявлений и жалоб граждан и организаций;

- организуется работа "телефонов доверия", "горячей линии";

- осуществляется работа по сбору и анализу сведений, полученных из публикаций в средствах массовой информации, сообщений общественных организаций, занимающихся вопросами противодействия коррупции, выступлений на совещаниях, собраниях, из иных источников, в том числе с использованием сети "Интернет";

- создаются на официальных интернет-порталах ФНС России и ее территориальных органов специальные страницы, посвященные вопросам противодействия коррупции;

- организуется и проводится в установленном порядке личный прием граждан;

- проводится анализ уведомлений представителей нанимателя (работодателей) о фактах обращения в целях склонения работников налоговых органов к совершению коррупционных правонарушений;

- проводится мониторинг использования работниками налоговых органов доступа к информационным ресурсам с целью выявления признаков коррупционного поведения (несанкционированный доступ к информационным ресурсам; программно-технические воздействия с целью нарушения целостности (модификации, уничтожения) и доступности информации в процессе ее обработки, передачи и хранения; неправомерное предоставление информации, в том числе сведений, составляющих охраняемую федеральным законом тайну;

- разрабатываются новые формы и методы выявления признаков коррупционного поведения работников налоговых органов на основе анализа информации, полученной из различных источников;

- используются в практической работе методические рекомендации, инструкции, регламенты, разъяснения и иные документы по различным направлениям деятельности, а также материалы семинаров, совещаний, конференций, проводимых в установленном порядке;

- осуществляется сбор и использование в практической работе доступной информации по вопросам выявления коррупционных преступлений, полученной из правоохранительных и судебных органов.

10. Оперативно-аналитическая деятельность предусматривает целенаправленную работу по анализу служебной деятельности работников налоговых органов с целью выявления признаков коррупционного поведения в их действиях (бездействии) при исполнении ими своих должностных обязанностей, связанных с повышенным коррупционным риском:

- контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

- контрольно-проверочные мероприятия, предусмотренные налоговым законодательством;

- учет и регистрация налогоплательщиков, а также учет и регистрация отдельных направлений хозяйственно-коммерческой деятельности налогоплательщиков;

- осуществление функции распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание ФНС России, участие в размещении заказов и заключении государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд ФНС России;

- представление в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересов Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам;

- представление в соответствии с законодательством Российской Федерации интересов налогового органа в судах.

Признаками возможного наличия в служебной деятельности работников налоговых органов коррупционного поведения могут быть сведения:

- о нарушении ими требований нормативных документов, регламентирующих вопросы организации, планирования и проведения мероприятий, предусмотренных должностными обязанностями;

- об искажении, сокрытии или представлении заведомо ложных сведений в регламентных учетных и отчетных документах, являющихся существенным элементом их служебной деятельности;

- о попытках несанкционированного доступа к информационным ресурсам налоговых органов;

- о действиях распорядительного характера, превышающих или не относящихся к их должностным полномочиям;

- о бездействии в случаях, требующих принятия решений в соответствии с их должностными обязанностями.

Информация о признаках проявления коррупции может поступать от органов государственной власти, правоохранительных органов, общественных и коммерческих организаций, работников налоговых органов, отдельных граждан, из публикаций в средствах массовой информации, а также из иных источников.

11. Административно-кадровая деятельность предусматривает выявление у работников налоговых органов и кандидатов, претендующих на работу в налоговых органах, личностных и имущественных факторов, способствующих возникновению конфликта интересов и, как следствие, проявлению действий, имеющих коррупционную направленность.

Указанный вид деятельности предусматривает проведение следующих мероприятий:

11.1. Участие в подборе и расстановке кадров в налоговом органе, исключающих возможность выдвижения на руководящие должности и назначения на иные должности лиц, скомпрометировавших себя на прежнем месте работы;

11.2. Участие в изучении кандидатов, претендующих на работу в налоговых органах, в том числе по предыдущим местам работы, в целях предупреждения случаев проникновения в налоговые органы лиц, связанных с криминальными структурами или склонных к правонарушениям;

11.3. Проведение проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы, и работниками налоговых органов, а также соблюдения работниками налоговых органов требований к служебному поведению;

11.4. Анализ соблюдения работниками налоговых органов законодательства в области противодействия коррупции.

12. Деятельность по организации взаимодействия с правоохранительными органами предусматривает создание системы взаимного уведомления о возможной противоправной деятельности коррупционной направленности работников налоговых органов в целях своевременного реагирования, установления обстоятельств и устранения причин совершенных правонарушений.

IV. Порядок оформления результатов выявления налоговыми

органами коррупционных преступлений

13. Оформление результатов выявления налоговыми органами коррупционных преступлений предусматривает ведение Журнала учета результатов выявления налоговыми органами признаков коррупционных преступлений (далее - Журнал), примерная форма которого прилагается к Методическим рекомендациям.

14. Ведение и хранение Журнала осуществляется должностными лицами, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

15. Заполнение Журнала осуществляется по результатам проведенной в установленном порядке проверки полученной информации (материалов) о возможно имевших место признаках коррупционного поведения работника налогового органа.

16. Преимущественным основанием для проведения проверочных мероприятий является неоднократное (более одного) получение информации (материалов) в отношении работника налогового органа о признаках совершенного им коррупционного правонарушения.

17. Наличие информации (материалов) о признаках коррупционного поведения не является основанием для административного или дисциплинарного воздействия на работника налогового органа, в отношении которого поступили указанные сведения, до получения руководителем налогового органа официального их подтверждения (возбуждение уголовного дела, решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственного гражданского служащего налогового органа и урегулированию конфликта интересов и др.).