См. Документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 августа 2011 г. N 237
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ СОДЕРЖАНИИ
ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В ИЗОЛЯТОРАХ ВРЕМЕННОГО
СОДЕРЖАНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ
ФСБ РОССИИ, НА ГАУПТВАХТАХ, В КОНВОЙНЫХ
ПОМЕЩЕНИЯХ СУДОВ (ВОЕННЫХ СУДОВ)
Результаты проверок условий содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, конвойных помещениях судов и на гауптвахтах (далее - места принудительного содержания) свидетельствуют о наличии многочисленных нарушений требований федерального законодательства, регулирующего порядок и условия содержания под стражей.
Наиболее распространенными нарушениями продолжают оставаться несоблюдение санитарных норм в камерах, ненадлежащее материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, находящихся в местах содержания под стражей, отсутствие должного питания, непринятие необходимых мер по поддержанию режимных требований и изоляции различных категорий подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также нарушение сроков содержания под стражей.
Значительная часть выявленных нарушений закона связана с ненадлежащим материально-бытовым обеспечением изоляторов временного содержания вследствие недостаточного финансирования.
В целях повышения эффективности надзора за соблюдением прав граждан, содержащихся под стражей, исполнением требований Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам специализированных прокуратур, осуществляющим надзор за исполнением законов в местах принудительного содержания, добиваться неукоснительного соблюдения законности содержания всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению, в какой бы то ни было форме.
1.1. Обращать внимание на основания заключения под стражу, сроки содержания, изоляцию и раздельное содержание разных категорий подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, а также лиц, арестованных в административном порядке.
1.2. Обеспечить исполнение требований федерального закона в части создания подозреваемым, обвиняемым и иным лицам условий содержания под стражей, отвечающих российскому законодательству и международным стандартам, включая их личную безопасность.
1.3. Практиковать проведение проверок мест содержания задержанных и заключенных под стражу в вечернее и ночное время, а также в выходные и праздничные дни.
1.4. В целях обеспечения общественного контроля за деятельностью специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, изоляторов временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ и гауптвахт не реже одного раза в год осуществлять проверки мест принудительного содержания совместно с представителями общественных организаций (правозащитниками) либо уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации (их представителями).
1.5. Незамедлительно освобождать своим постановлением каждого заключенного под стражу без законных оснований, а также лиц, срок содержания которых под стражей истек.
1.6. В ходе проверки мест содержания задержанных и заключенных под стражу обращать внимание на оказание им медицинской помощи, надлежащее материально-бытовое и санитарно-гигиеническое обеспечение, соблюдение противопожарных норм и правил.
В случае обнаружения у лица, содержащегося под стражей, телесных повреждений, получения сведений о незаконном задержании либо неправомерном применении к нему физической силы, специальных средств, иных недозволенных мер воздействия организовывать тщательную проверку.
При возникновении в местах содержания задержанных и заключенных под стражу происшествий (побег, суицид, попытка суицидальной демонстрации) руководителям территориальных, специализированных и военных прокуратур незамедлительно выезжать на места для проверки обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий происшествий и решения вопроса о привлечении виновных к ответственности.
Материалы проверки при наличии оснований направлять в соответствующие следственные органы в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, для решения вопроса об уголовном преследовании.
1.7. Проверять на соответствие федеральному законодательству каждый случай водворения подозреваемых, обвиняемых в карцер изоляторов временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, в одиночные камеры на гауптвахтах.
1.8. При обнаружении нарушений закона тщательно выявлять причины и принимать меры к их устранению.
1.9. При поступлении сведений о жалобах подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных на ненадлежащие условия содержания под стражей в Европейский Суд по правам человека проводить тщательные проверки фактов несоблюдения их прав и принимать незамедлительные меры к устранению выявленных нарушений законов.
1.10. В полной мере использовать предоставленные полномочия для восстановления прав граждан, наказания виновных должностных лиц.
Обеспечить контроль за фактическим устранением вскрытых нарушений закона.
1.11. Обращать особое внимание на организацию и осуществление ведомственного контроля в сфере обеспечения прав лиц, содержащихся под стражей, а также использование предоставленных финансовых средств на функционирование и деятельность специальных приемников, изоляторов временного содержания и гауптвахт.
1.12. Не менее одного раза в полугодие проверять совместно с представителями территориальных органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации условия содержания задержанных и арестованных в помещениях для подсудимых и конвоя судов (военных судов).
В ходе проверки обеспечить исполнение требований закона в части надлежащего санитарно-технического оборудования и освещения камер, а также технического оснащения зданий и помещений суда противопобеговым оборудованием, средствами связи, сигнализацией, вентиляцией и первичными средствами пожаротушения.
2. Прокурорам районов, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур ежедневно проверять в специальных приемниках и изоляторах временного содержания органов внутренних дел условия содержания лиц, содержащихся под стражей, а при получении сведений (жалоб) о нарушении их прав проверку проводить безотлагательно.
3. Транспортным прокурорам проводить проверки изоляторов органов внутренних дел на транспорте, военным прокурорам - изоляторов временного содержания пограничных органов ФСБ России и гауптвахт.
При поступлении в адрес транспортной прокуратуры жалоб подозреваемых, обвиняемых и иных лиц на условия и порядок содержания в изоляторах временного содержания территориальных органов внутренних дел направлять их для рассмотрения в территориальный орган прокуратуры.
4. Военным прокурорам организовывать проверки мест содержания задержанных и заключенных под стражу в порядке, определяемом заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором.
5. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам специализированных прокуратур не реже одного раза в полугодие обобщать состояние законности и прокурорского надзора при содержании подозреваемых, обвиняемых и подсудимых (осужденных) в местах принудительного содержания.
Использовать результаты обобщений для совершенствования организации работы и повышения эффективности мер прокурорского реагирования. В этих целях вопросы, связанные с обеспечением законности в специальных приемниках, изоляторах, на гауптвахтах, обсуждать на заседаниях коллегий, оперативных и координационных совещаниях.
Докладные записки о состоянии надзора представлять ежегодно не позднее 25 января и 25 июля:
в управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью - о нарушениях прав граждан при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и помещениях для подсудимых и конвоя в судах;
в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере - о нарушениях прав граждан при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел на транспорте;
в Главную военную прокуратуру - о нарушениях прав граждан при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах и в помещениях для подсудимых и конвоя в военных судах.
6. Структурным подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуре анализировать состояние надзора и законности за соблюдением прав граждан, содержащихся под стражей, и использовать полученные результаты для совершенствования надзорной деятельности.
7. Управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере представлять не позднее 10 февраля и 10 августа аналитическую справку о состоянии надзора в указанной сфере в управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью.
8. Управлению по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью представлять обобщенную аналитическую справку заместителю Генерального прокурора Российской Федерации, отвечающему за организацию работы на указанном направлении деятельности, не позднее 25 февраля и 25 августа.
9. Настоящий Приказ опубликовать в журнале "Законность".
10. Контроль за выполнением Приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, отвечающих за организацию работы на указанных направлениях деятельности.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА