См. Документы Министерства экономического развития Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 1 апреля 2019 г. N 178
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПИЛОТНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с абзацем вторым пункта 49 Правил разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1242 "О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 43, ст. 6323), приказываю:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению оценки эффективности реализации пилотных государственных программ Российской Федерации.
Министр
М.С.ОРЕШКИН
Утверждены
приказом Минэкономразвития России
от 01.04.2019 N 178
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПИЛОТНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью оказания содействия в проведении оценки эффективности реализации пилотных государственных программ и в подготовке сводного годового доклада о ходе реализации пилотных государственных программ и об оценке их эффективности.
2. Основные понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях, применяются в значениях, определенных Правилами разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1242 "О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 43, ст. 6323; 2018, N 10, ст. 1507; N 53, ст. 8695) <1>.
--------------------------------
<1> При формировании сводного годового доклада о ходе реализации пилотных государственных программ и об оценке их эффективности за 2018 год под структурными элементами пилотной государственной программы понимаются проекты (программы), ведомственные проекты, ведомственные целевые программы (в том числе отдельные мероприятия пилотных государственных программ, планируемые к преобразованию в ведомственные целевые программы), отдельные мероприятия межпрограммного проекта (программы), иные программно-целевые инструменты или их части.
3. При проведении оценки эффективности реализации пилотных государственных программ, используемой в целях подготовки сводного годового доклада о ходе реализации пилотных государственных программ и об оценке их эффективности, а также последующего рейтингования пилотных государственных программ, предлагается осуществлять анализ следующих сведений:
а) достижение целей пилотных государственных программ;
б) достижение показателей структурных элементов пилотных государственных программ;
в) наступление контрольных точек плана мониторинга реализации пилотной государственной программы, а также ее структурных элементов;
г) выполнение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с реализацией пилотных государственных программ;
д) деятельность ответственных исполнителей в части, касающейся реализации пилотных государственных программ (менеджмент).
4. В части проектов (программ), включенных в состав пилотной государственной программы, рекомендуется анализировать отчетную информацию по состоянию на последний завершенный отчетный период отчетного года.
II. Анализ достижения целей пилотных
государственных программ
5. Оценку степени достижения целей пилотной государственной программы рекомендуется рассчитывать по формуле:
где:
СДЦ - оценка степени достижения целей пилотной государственной программы;
ОДq - оценка достижения q-й цели пилотной государственной программы;
n - количество целей пилотной государственной программы.
6. Оценка достижения q-й цели пилотной государственной программы может рассчитываться по формуле:
где:
ОДq - оценка достижения q-й цели пилотной государственной программы;
СДq - степень достижения планового значения q-й цели пилотной государственной программы в отчетном году;
- степень динамики значения q-й цели пилотной государственной программы.
7. Степень достижения планового значения q-й цели пилотной государственной программы (СДq) рекомендуется рассчитывать по следующим формулам:
а) для целей, желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
б) для целей, желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
где:
- значение q-й цели пилотной государственной программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
- плановое значение q-й цели пилотной государственной программы за отчетный год.
В случае если желаемой тенденцией значений показателя является снижение и значение равно "0", значение СДq принимается равным "1".
8. Степень динамики значения q-й цели пилотной государственной программы () может быть рассчитана по следующим формулам:
а) для целей, желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
б) для целей, желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
где:
- значение q-й цели пилотной государственной программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
- фактическое значение q-й цели пилотной государственной программы за год, предшествующий отчетному.
В случае если значение равно "0" (или информация не представлена) либо если ответственным исполнителем пилотной государственной программы не обеспечена сопоставимость фактических значений показателя ( и ) принимается равным "1" (данное условие может применяться как для целей, желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений, так и для целей, желаемой тенденцией развития которых является снижение значений).
9. При расчете оценки степени достижения целей пилотной государственной программы рекомендуется учитывать следующие условия:
а) если ответственным исполнителем не представлено фактическое значение цели либо представлено прогнозное (предварительное) значение цели, то общая оценка достижения соответствующей цели в отчетном году считается равной "0";
б) степень достижения планового значения цели не может превышать "1";
в) степень динамики планового значения цели не может превышать "1,1".
III. Анализ достижения показателей структурных элементов
пилотных государственных программ
10. Общая оценка степени достижения показателей структурных элементов пилотных государственных программ может рассчитываться по формуле:
где:
ОСДСЭ - общая оценка степени достижения показателей структурных элементов пилотных государственных программ;
- степень достижения показателей s-го проекта (программы);
А - количество проектов (программ);
k1 - коэффициент значимости проектов (программ) (k1 = 0,6);
- степень достижения показателей z-го ведомственного проекта (программы), ведомственной целевой программы, отдельного мероприятия межпрограммного проекта (программы), иного программно-целевого инструмента или его части;
В - количество ведомственных проектов (программ), ведомственных целевых программ, отдельных мероприятий межпрограммного проекта (программы), иных программно-целевых инструментов или их частей;
k2 - коэффициент значимости ведомственных проектов (программ), ведомственных целевых программ, отдельных мероприятий проекта (программы), иных программно-целевых инструментов или их частей (k2 = 0,4).
В случае непредставления информации о ходе реализации структурного элемента пилотной государственной программы () считается равной "0".
В случае реализации в рамках пилотной государственной программы отдельных мероприятий структурного элемента при оценке эффективности достижения показателей структурных элементов пилотных государственных программ предпочтительно учитывать только те показатели отдельных мероприятий структурного элемента, которые согласно позиции ответственного исполнителя характеризуют эффективность его реализации в рамках пилотной государственной программы (при их наличии).
11. В случае если в пилотной государственной программе отсутствуют проекты (программы) (А ="0") либо отсутствуют ведомственные проекты (программы), ведомственные целевые программы, отдельные мероприятия межпрограммного проекта (программы) (В ="0"), для расчета степени достижения показателей структурных элементов пилотных государственных программ (ОСДСЭ) рекомендуется применять следующие формулы соответственно:
12. В случае если общая доля ведомственных проектов (программ), ведомственных целевых программ, отдельных мероприятий межпрограммного проекта (программы), иных программно-целевых инструментов или их частей составляет менее 30% от общего числа структурных элементов пилотной государственной программы, рекомендуется применять следующую формулу:
13. Оценка степени достижения показателей s-го проекта (программы) может быть рассчитана по следующей формуле:
где:
- оценка степени достижения показателей s-го проекта (программы) (за исключением показателей, наименование которых полностью совпадает с целями пилотной государственной программы);
- оценка достижения a-ого показателя проекта (программы) (за исключением показателей, наименование которых полностью совпадает с целями пилотной государственной программы);
n - количество показателей проекта (программы) (за исключением показателей, наименование которых полностью совпадает с целями пилотной государственной программы).
Формулы и условия, применяемые для расчета , аналогичны формулам и условиям 2 - 6 настоящих Методических рекомендаций, применяемым для расчета оценки достижения цели пилотной государственной программы, с учетом того, что под целью пилотной государственной программы понимается показатель проекта (программы).
14. Оценка степени достижения показателей z-го ведомственного проекта (программы), ведомственной целевой программы, отдельного мероприятия межпрограммного проекта (программы) может рассчитываться по следующей формуле:
где:
- оценка степени достижения показателей z-го ведомственного проекта (программы), ведомственной целевой программы, отдельного мероприятия межпрограммного проекта (программы);
- оценка достижения b-ого показателя ведомственного проекта (программы), ведомственной целевой программы, отдельного мероприятия межпрограммного проекта (программы) (за исключением показателей, наименование которых полностью совпадает с целями пилотной государственной программы);
n - количество показателей ведомственного проекта (программы), ведомственной целевой программы, отдельного мероприятия межпрограммного проекта (программы) (за исключением показателей, наименование которых полностью совпадает с целями пилотной государственной программы).
Формулы и условия, применяемые для расчета , аналогичны формулам и условиям 2 - 6 настоящих Методических рекомендаций, применяемым для расчета оценки достижения цели пилотной государственной программы, с учетом того, что под целью пилотной государственной программы понимается показатель ведомственного проекта (программы), ведомственной целевой программы, отдельного мероприятия межпрограммного проекта (программы).
15. При расчете оценки степени достижения показателей структурных элементов пилотных государственных программ предлагается учитывать следующие условия:
а) если государственным органом (организацией), ответственным за реализацию структурного элемента пилотной государственной программы, не представлено фактическое значение показателя либо представлено прогнозное (предварительное) значение показателя, то общая оценка достижения планового значения соответствующего показателя в отчетном году считается равной "0";
б) степень достижения значения показателя структурного элемента пилотной государственной программы не может превышать "1";
в) степень динамики планового значения показателя структурного элемента пилотной государственной программы не может превышать "1,1".
IV. Анализ наступления контрольных точек плана
мониторинга реализации пилотной государственной программы,
а также ее структурных элементов
16. Оценку степени наступления контрольных точек пилотной государственной программы и ее структурных элементов предлагается рассчитывать по формуле:
где:
- оценка степени наступления контрольных точек пилотной государственной программы и ее структурных элементов;
- оценка наступления контрольных точек, включенных в план мониторинга реализации пилотной государственной программы;
k3 - коэффициент значимости контрольных точек, включенных в план мониторинга реализации пилотной государственной программы (k3 = 0,7);
- оценка наступления контрольных точек структурных элементов пилотной государственной программы;
k4 - коэффициент значимости контрольных точек структурных элементов пилотной государственной программы (k4 = 0,3).
17. Оценка наступления контрольных точек, включенных в план мониторинга реализации пилотной государственной программы, может рассчитываться по формуле:
где:
- оценка наступления контрольных точек, включенных в план мониторинга реализации пилотной государственной программы;
- наступление t-ой контрольной точки, утвержденной в паспорте проекта (программы) (ключевая контрольная точка) и включенной в план мониторинга реализации пилотной государственной программы;
Q - количество контрольных точек, утвержденных в паспорте проекта (программы) (ключевая контрольная точка) и включенных в план мониторинга реализации пилотной государственной программы;
k5 - коэффициент значимости для контрольных точек, утвержденных в паспорте проекта (программы) (ключевая контрольная точка) и включенных в план мониторинга реализации пилотной государственной программы (k5 = 1,5);
- наступление v-ой контрольной точки, не утвержденной в паспорте проекта (программы) (иная контрольная точка) и включенной в план мониторинга реализации пилотной государственной программы;
K - количество контрольных точек, не утвержденных в паспорте проекта (программы) (иная контрольная точка) и включенных в план мониторинга реализации пилотной государственной программы;
k6 - коэффициент значимости для контрольных точек, не утвержденных в паспорте проекта (программы) (иная контрольная точка) и включенных в план мониторинга реализации пилотной государственной программы (k6 = 1).
18. Оценка наступления контрольных точек, включенных в план мониторинга реализации пилотной государственной программы, может рассчитываться по формулам:
где:
- оценка наступления контрольных точек, включенных в план мониторинга реализации пилотной государственной программы;
() - фактическое значение по t-ой контрольной точке (v-ой контрольной точке);
() - плановое значение по t-ой контрольной точке (v-ой контрольной точке).
19. При расчете оценки наступления контрольных точек рекомендуется учитывать следующие особенности:
а) если контрольная точка наступила (например, проект нормативного правового акта внесен в Правительство Российской Федерации), () считается равным "1"; если контрольная точка не наступила (проект акта не внесен), () считается равным "0" <2>.
--------------------------------
<2> Если наступление контрольной точки измеряется числовыми показателями (например, показателями объема и качества предоставления государственных услуг) и (), () принимают соответствующие числовые значения, то в случае отсутствия возможности проверки фактических значений по указанным контрольным точкам ставится "1" - если исполнено; "0" - если не исполнено.
б) если контрольная точка была исполнена не в установленный срок, но в пределах отчетного периода, то в случае наличия обоснования ненаступления контрольной точки в установленный срок такие контрольные точки считаются исполненными в срок и для них предусматривается коэффициент "1", при этом при отсутствии обоснования ненаступления в установленный срок для таких контрольных точек предусматривается понижающий коэффициент "0,8";
в) если контрольная точка не была исполнена в отчетном периоде, то в случае наличия обоснования ненаступления контрольной точки оценка наступления таких контрольных точек считается равной "0,2";
г) если контрольная точка, включенная в план мониторинга реализации пилотной государственной программы, не была исполнена в отчетном периоде и при этом аналогична контрольной точке, исключенной из паспорта проекта (программы) решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (в отчетных материалах представлены соответствующие обоснования), то такая контрольная точка события не учитывается в оценке реализации основных мероприятий государственных программ.
20. Оценка наступления контрольных точек структурных элементов пилотной государственной программы может рассчитываться по следующей формуле:
где:
- оценка наступления контрольных точек структурных элементов пилотной государственной программы;
КТфСЭm - общее число фактически наступивших контрольных точек по m-му структурному элементу;
КТпСЭm - общее число запланированных контрольных точек по m-му структурному элементу;
КТфППm - общее число фактически наступивших контрольных точек по m-му структурному элементу, включенных в план мониторинга реализации пилотной государственной программы;
КТфППm - общее число запланированных контрольных точек по m-му структурному элементу, включенных в план мониторинга реализации пилотной государственной программы;
N - число структурных элементов пилотной государственной программы, в рамках реализации которых в отчетном периоде предусмотрено наступление контрольных точек.
В случае если отчетная информация по m-му структурному элементу не представлена, то считается равным "0".
В случае отсутствия контрольных точек у структурного элемента в отчетном периоде указанный структурный элемент не учитывается при оценке наступления контрольных точек структурных элементов пилотной государственной программы ().
V. Анализ выполнения расходных обязательств
Российской Федерации, связанных с реализацией пилотных
государственных программ
21. При оценке кассового исполнения пилотных государственных программ в отчетном году предлагается учитывать уровень кассового исполнения расходов федерального бюджета на реализацию пилотных государственных программ в разрезе структурных элементов (за исключением бюджетных ассигнований подгруппы 870 "Резервные средства" группы видов расходов федерального бюджета, выделяемой в соответствии с порядком, утвержденным Минфином России).
22. Оценка уровня использования бюджетных ассигнований при реализации пилотной государственной программы может рассчитываться по следующей формуле:
где:
Куи - уровень использования бюджетных ассигнований при реализации пилотной государственной программы;
Ехр с. б. р.СЭ - объем бюджетных ассигнований на реализацию структурных элементов пилотной государственной программы в отчетном году согласно сводной бюджетной росписи по состоянию на 31 декабря отчетного года;
Ехр кассаСЭ - кассовые расходы федерального бюджета на реализацию структурных элементов пилотной государственной программы в отчетном году;
N - количество структурных элементов пилотной государственной программы при ее реализации в отчетном году;
k7 - коэффициент значимости кассового исполнения пилотной государственной программы в разрезе структурных элементов (k7 = 0,5);
Ехр с. б. р. - объем бюджетных ассигнований на реализацию пилотной государственной программы в отчетном году согласно сводной бюджетной росписи по состоянию на 31 декабря отчетного года;
Ехр касса - кассовые расходы федерального бюджета на реализацию пилотной государственной программы в отчетном году;
k8 - коэффициент значимости кассового исполнения пилотной государственной программы в целом (k8 = 0,5).
23. Оценка кассового исполнения отдельно взятого структурного элемента пилотной государственной программы не может превышать "1".
VI. Анализ деятельности ответственных исполнителей
в части, касающейся реализации пилотных государственных
программ (менеджмент)
24. Оценку эффективности деятельности ответственного исполнителя пилотной государственной программы в отчетном периоде предлагается рассчитывать по формуле:
где:
ОЭДп - оценка эффективности деятельности ответственного исполнителя пилотной государственной программы;
- фактическое значение r-ого критерия оценки качества планирования и реализации пилотной государственной программы;
- плановое значение r-ого критерия оценки качества планирования и реализации пилотной государственной программы ( равно "1");
D - количество критериев оценки качества планирования и реализации пилотной государственной программы;
k9 - весовой коэффициент оценки качества планирования и реализации пилотной государственной программы (k9 = 0,6);
- фактическое значение s-ого критерия оценки соблюдения установленных требований по разработке и реализации пилотных государственных программ;
- плановое значение s-ого критерия оценки соблюдения установленных требований по разработке и реализации пилотных государственных программ ( равно "1");
Т - количество критериев оценки соблюдения установленных требований по разработке и реализации пилотных государственных программ;
k10 - весовой коэффициент оценки соблюдения установленных требований по разработке и реализации пилотных государственных программ (k10 - 0,4).
25. Критериями для расчета оценки качества планирования и реализации пилотной государственной программы могут выступать следующие условия:
а) представлены предложения по мерам нейтрализации/минимизации отклонений по контрольным точкам, включенным в план мониторинга реализации пилотной государственной программы, в рамках отчетных данных (в случае их ненаступления; наступления не в установленные сроки);
б) представлены предложения по дальнейшей реализации пилотной государственной программы в рамках годового отчета;
в) доля включенных в план мониторинга реализации пилотной государственной программы контрольных точек, чье наступление было запланировано в отчетном периоде, фактический срок исполнения которых наступил раньше планового более чем на месяц, составляет менее 15% от общего количества включенных в план мониторинга реализации пилотной государственной программы;
при наличии обоснования наступления контрольной точки ранее планового срока более чем на месяц данная контрольная точка не учитывается при расчете совокупного числа указанных контрольных точек.
26. Критериями для расчета оценки соблюдения установленных требований по разработке и реализации государственных программ могут выступать следующие условия:
а) каждый структурный элемент пилотной государственной программы, утверждаемый отдельным актом, согласован с Минэкономразвития России;
б) план мониторинга реализации пилотной государственной программы согласован с Минэкономразвития России и утвержден совместным приказом ответственного исполнителя и Минэкономразвития России.
27. При расчете общей оценки эффективности деятельности ответственного исполнителя государственной программы в отчетном периоде в случае полного соответствия критерию оценки присваивается коэффициент "1", в случае несоответствия присваивается коэффициент "0" или "0,5".
При этом коэффициент "0,5" ставится в следующих случаях:
а) если предложения по мерам нейтрализации/минимизации отклонения по контрольным точкам (в случае их ненаступления; наступления не в установленные сроки) представлены не по всем контрольным точкам, включенным в план мониторинга реализации пилотной государственной программы;
б) если доля не согласованных с Минэкономразвития России структурных элементов пилотной государственной программы составляет менее 10% (включительно) в общем числе структурных элементов пилотной государственной программы, утверждаемых отдельным актом;
в) если доля включенных в план мониторинга реализации пилотной государственной программы контрольных точек, чье наступление было запланировано в отчетном периоде, фактический срок исполнения которых наступил раньше планового более чем на месяц, составляет 15%, но менее 20% от общего количества включенных в план мониторинга реализации пилотной государственной программы.
VII. Интегральная оценка эффективности реализации пилотной
государственной программы
28. Интегральная оценка эффективности реализации пилотной государственной программы может рассчитываться по следующей формуле:
где:
ГПпОЭ - интегральная оценка эффективности реализации пилотной государственной программы;
СДц - степень достижения целей пилотной государственной программы;
k11 - весовой коэффициент степени достижения целей пилотной государственной программы (k11 = 0,7);
ОСДСЭ - степень достижения показателей структурных элементов пилотных государственных программ;
k12 - весовой коэффициент степени достижения показателей структурных элементов пилотных государственных программ (k12 = 0,1);
СтКТ - степень наступления контрольных точек пилотной государственной программы и ее структурных элементов;
k13 - весовой коэффициент степени наступления контрольных точек пилотной государственной программы и ее структурных элементов (k13 = 0,1);
Куи - уровень использования бюджетных ассигнований при реализации пилотной государственной программы;
k14 - весовой коэффициент уровня использования бюджетных ассигнований при реализации пилотной государственной программы (k14 = 0,05);
ОЭДп - оценка эффективности деятельности ответственного исполнителя пилотной государственной программы;
k15 - весовой коэффициент эффективности деятельности ответственного исполнителя пилотной государственной программы (k15 = 0,05).
29. На основе полученных интегральных оценок эффективности реализации государственные программы разделяются на категории (рейтингуются).
Разделение на категории осуществляется посредством нахождения общего среднего значения интегральных оценок эффективности реализации пилотных государственных программ, включенных в выборку, после чего среднее значение находится для интегральных оценок эффективности реализации пилотных государственных программ, превышающих общее среднее значение (включительно), и для интегральных оценок эффективности реализации пилотных государственных программ, находящихся ниже общего среднего значения.
В зависимости от распределения категории присваиваются следующим образом:
I четверть - "Высокая степень эффективности реализации пилотной государственной программы Российской Федерации";
II четверть - "Степень эффективности реализации пилотной государственной программы Российской Федерации выше среднего уровня";
III четверть - "Степень эффективности реализации пилотной государственной программы Российской Федерации ниже среднего уровня";
IV четверть - "Низкая степень эффективности реализации пилотной государственной программы Российской Федерации".
Пилотная государственная программа не может быть отнесена к категории "Высокая степень эффективности реализации пилотной государственной программы Российской Федерации", если эффективность ее реализации составляет менее 91,0% (включительно).
Пилотная государственная программа не может быть отнесена к категории "Низкая степень эффективности реализации пилотной государственной программы Российской Федерации", если эффективность ее реализации составляет более 76,0% (включительно).
В случае отсутствия пилотных государственных программ, интегральная оценка эффективности реализации которых составляет более 91,0% (включительно) и (или) менее 76,0% (включительно), категория "Высокая степень эффективности реализации пилотной государственной программы Российской Федерации" и (или) "Низкая степень эффективности реализации пилотной государственной программы Российской Федерации" соответственно в сводном годовом докладе о ходе реализации и оценке эффективности пилотных государственных программ не отражается.