См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 2 августа 2013 г. N 826

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
151031.04 НАЛАДЧИК ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
В ПРОИЗВОДСТВЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 151031.04 Наладчик технологического оборудования в производстве строительных материалов.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2009 г. N 567 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 151031.04 Наладчик технологического оборудования в производстве строительных материалов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 декабря 2009 г., регистрационный N 15416).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Министр
Д.В.ЛИВАНОВ

Приложение

Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 2 августа 2013 г. N 826

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
151031.04 НАЛАДЧИК ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
В ПРОИЗВОДСТВЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 151031.04 Наладчик технологического оборудования в производстве строительных материалов для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).

1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 151031.04 Наладчик технологического оборудования в производстве строительных материалов имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих <1>.

--------------------------------

<1> Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО - среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

3.1. Сроки получения среднего профессионального образования по профессии 151031.04 Наладчик технологического оборудования в производстве строительных материалов в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.

Таблица 1

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС
Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов)
(ОК 016-94) <1>
Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения <2>
среднее общее образование
Наладчик технологического оборудования в производстве строительных материалов
10 мес.
основное общее образование
2 года 5 мес. <3>

--------------------------------

<1> ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

<2> Независимо от применяемых образовательных технологий.

<3> Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.

3.2. Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:

на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 6 месяцев.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: наладка, управление технологическим оборудованием в производстве строительных материалов и контроль за его работой.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

полуавтоматические труборезные, муфторезные и трубообточные станки по обработке асбестоцементных труб и муфт;

гидравлические прессы мощностью свыше 5000 т;

гидравлические и пневматические системы листоформовочных и трубоформовочных машин;

технологическое, силовое и транспортное оборудование карьеров, цехов сушки, обжига, глиняной и цементно-песчаной черепицы, керамзитового гравия, аглопорита, извести и гипса и массозаготовительных отделений заводов силикатного кирпича;

разгрузочные машины, транспортирующие устройства, дробильно-сортировочные, помольные и бетоносмесительные агрегаты, дозирующие устройства и аппараты, заготовительно-арматурное оборудование;

насосы, циркулярные пилы, сверлильные станки и другое аналогичное оборудование;

камнераспиловочные станки;

технологические линии производства керамического кирпича, прессов производства силикатного кирпича, кирпичеделательных прессов с вакуум-насосом, прессов с автоматами-укладчиками и автоматов-садчиков на печные вагонетки;

механические и электрические части подъемно-транспортного, арматурно-сварочного и формовочного оборудования, фрезерных, шлифовально-полировальных и камнераспиловочных станков, вибропрессов по выпуску брекчевидных плит, механизмов наклона плавильных печей и другого аналогичного оборудования;

автоматизированные технологические линии в производстве керамического кирпича, цеха-автоматы по приготовлению бетонных смесей, автоматические электросварочные машины, машины и установки с программным управлением, автоматизированные конвейерные линии и другое оборудование, включая манипуляторов и роботов.

4.3. Обучающийся по профессии 151031.04 Наладчик технологического оборудования в производстве строительных материалов готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Наладка технологического оборудования в производстве строительных материалов.

4.3.2. Обслуживание технологического оборудования в производстве строительных материалов.

4.3.3. Регулировка технологического оборудования в производстве строительных материалов.

4.3.4. Участие в текущем ремонте технологического оборудования в производстве строительных материалов.

4.3.5. Контроль за работой технологического оборудования в производстве строительных материалов.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность <*>, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

--------------------------------

<*> В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Наладка технологического оборудования в производстве строительных материалов.

ПК 1.1. Осуществлять наладку полуавтоматических труборезных, муфторезных и трубообточных станков.

ПК 1.2. Осуществлять наладку гидравлических прессов.

ПК 1.3. Осуществлять наладку технологического, силового и транспортного оборудования карьеров и цехов.

ПК 1.4. Производить наладку разгрузочных и транспортирующих устройств, вспомогательных и подготовительных устройств и агрегатов, заготовительно-арматурного оборудования.

ПК 1.5. Осуществлять наладки насосов, циркулярных пил, сверлильных станков и другого аналогичного оборудования.

5.2.2. Обслуживание технологического оборудования в производстве строительных материалов.

ПК 2.1. Обеспечивать бесперебойную работу технологического, силового и транспортного оборудования карьеров и цехов.

ПК 2.2. Обеспечивать бесперебойную работу насосов, циркулярных пил, сверлильных станков и другого аналогичного оборудования.

ПК 2.3. Обеспечивать бесперебойную работу автоматизированных поточных линий и станков с программным управлением по обработке камня, а также манипуляторов и роботов.

ПК 2.4. Обеспечивать бесперебойную работу механической и электрической частей вспомогательного оборудования и станков.

ПК 2.5. Обеспечивать бесперебойную работу вибропрессов, механизмов наклона плавильных печей и другого аналогичного оборудования.

5.2.3. Регулировка технологического оборудования в производстве строительных материалов.

ПК 3.1. Осуществлять регулировку автоматизированных технологических линий, цехов-автоматов по производству строительных материалов, автоматических машин и установок (в том числе с программным управлением), автоматизированных конвейерных линий и другого оборудования аналогичной сложности.

ПК 3.2. Осуществлять регулировку технологического, силового и транспортного оборудования карьеров и цехов.

ПК 3.3. Производить расчеты, связанные с наладкой регистрирующих и управляющих приборов.

ПК 3.4. Выполнять установку, натяжение и закрепление пил в раму камнераспиловочных станков.

ПК 3.5. Регулировать и менять элементы транспортного устройства в процессе работы.

5.2.4. Участие в текущем ремонте технологического оборудования в производстве строительных материалов.

ПК 4.1. Изготавливать и заготавливать мелкие запасные части, изношенные части и узлы.

ПК 4.2. Осуществлять смену мелких запасных частей, изношенных частей и узлов механизмов, а также режущего инструмента.

ПК 4.3. Участвовать в текущем и капитальном ремонтах обслуживаемого оборудования.

ПК 4.4. Участвовать в ремонте и приемке обслуживаемого оборудования после ремонта.

5.2.5. Контроль за работой технологического оборудования в производстве строительных материалов.

ПК 5.1. Осуществлять контроль за работой механизмов, подналадку и регулирование режима их работы.

ПК 5.2. Определять качество обрабатываемых изделий и получаемых материалов и полуфабрикатов.

ПК 5.3. Обеспечивать качество монтажа и ремонта технического оборудования.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального

и разделов:

физическая культура;

учебная практика;

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная итоговая аттестация.

6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных
рабочих, служащих

Таблица 2

Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося
(час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
756
504
ОП.00
Общепрофессиональный учебный цикл
330
220
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
анализировать техническую документацию;
определять предельные отклонения размеров по стандартам, технической документации;
выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных размеров;
определять характер сопряжения (группы посадки) по данным чертежей, по выполненным расчетам;
выполнять графики полей допусков по выполненным расчетам;
применять контрольно-измерительные приборы и инструменты;
знать:
систему допусков и посадок;
квалитеты и параметры шероховатости;
основные принципы калибровки сложных профилей;
основы взаимозаменяемости;
методы определения погрешностей измерений;
основные сведения о сопряжениях в машиностроении;
размеры допусков для основных видов механической обработки и для деталей, поступающих на сборку;
основные принципы калибрования простых и средней сложности профилей;
стандарты на материалы, крепежные и нормализованные детали и узлы;
наименование и свойства комплектуемых материалов;
устройство, назначение, правила настройки и регулирования контрольно-измерительных инструментов и приборов;
методы и средства контроля обработанных поверхностей.
ОП.01. Технические измерения
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 5.3
уметь:
читать и оформлять чертежи, схемы и графики;
составлять эскизы на обрабатываемые детали с указанием допусков и посадок;
пользоваться справочной литературой;
пользоваться спецификацией в процессе чтения сборочных чертежей, схем;
выполнять расчеты величин предельных размеров и допуска по данным чертежа и определять годность заданных действительных размеров;
знать:
основы черчения и геометрии;
требования единой системы конструкторской документации (ЕСКД);
правила чтения схем и чертежей обрабатываемых деталей;
способы выполнения рабочих чертежей и эскизов.
ОП.02. Техническая графика
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 5.3
уметь:
осуществлять наладку автоматизированных технологических линий;
устанавливать и регулировать требуемые режимы и циклы обработки асбестоцементных труб и муфт;
осуществлять наладку распределительных и защитных органов гидросистем;
осуществлять наладку ускорительной установки для отвердения отделочного слоя асбестоцементных листов согласно технологическому режиму работы ускорителя;
осуществлять наладку, регулировку и обеспечение бесперебойной работы автоматизированных технологических линий в производстве керамического кирпича, цехов-автоматов по приготовлению бетонных смесей, автоматических электросварочных машин, машин и установок с программным управлением, автоматизированных конвейерных линий и другого оборудования аналогичной сложности;
осуществлять переналадку работы оборудования на заданный режим (программу);
знать:
принципы работы уникальных гидравлических прессов мощностью до 5000 т и выше 10000 т на разных режимах работы применительно к требованиям технологического процесса;
методы наладки и схемы соединения регулируемой аппаратуры с контрольно-измерительными приборами и источниками питания.
ОП.03. Основы проведения наладочных работ
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 5.3
уметь:
выполнять механические испытания образцов материалов;
использовать физико-химические методы исследования металлов;
пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;
выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;
знать:
основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности;
наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;
правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;
основные сведения о металлах и сплавах;
основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию.
ОП.04. Основы материаловедения
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 5.3
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
28
ОП.05. Безопасность жизнедеятельности
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 5.3
П.00
Профессиональный учебный цикл
426
284
ПМ.00
Профессиональные модули
426
284
ПМ.01
Наладка технологического оборудования в производстве строительных материалов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
наладки полуавтоматических труборезных, муфторезных и трубообточных станков;
наладки гидравлических прессов;
наладки технологического, силового и транспортного оборудования карьеров и цехов;
наладки разгрузочных и транспортирующих устройств, вспомогательных и подготовительных устройств и агрегатов, заготовительно-арматурного оборудования;
наладки насосов, циркулярных пил, сверлильных станков и другого аналогичного оборудования;
уметь:
проводить работы по наладке станков, используемых в производстве строительных материалов;
осуществлять наладку гидравлических прессов мощностью до 5000 т и выше на разные режимы прессования применительно к требованиям прессуемых изделий и технологии их производства;
проводить работы по наладке, регулированию и обеспечению бесперебойной работы технологического, силового и транспортного оборудования карьеров, цехов сушки, обжига, глиняной и цементно-песчаной черепицы, керамзитового гравия, аглопорита, извести и гипса и массозаготовительных отделений заводов силикатного кирпича;
проводить работы по наладке, регулированию и обеспечению бесперебойной работы разгрузочных машин, транспортирующих устройств, дробильно-сортировочных, помольных и бетоносмесительных агрегатов, дозирующих устройств и аппаратов, заготовительно-арматурного оборудования;
проводить работы по наладке, регулированию и обеспечению бесперебойной работы насосов, циркулярных пил, сверлильных станков и другого аналогичного оборудования;
знать:
устройство труборезных и трубообточных станков по обработке асбестоцементных труб и муфт, правила их наладки;
устройство гидравлических прессов и правила их наладки на разные режимы прессования;
стандарты (технические условия) на выпускаемую продукцию;
допустимые размеры износа инструмента;
устройство и способы наладки обслуживаемого оборудования;
правила разборки и сборки всех узлов обслуживаемых механизмов;
устройство применяемого рабочего и измерительного инструмента;
правила технической эксплуатации, электрическую схему обслуживаемого оборудования и контрольно-измерительных приборов;
срок службы отдельных деталей и порядок их замены.
МДК.01.01. Технологическое оборудование в производстве строительных материалов
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 1.5
МДК.01.02. Технология наладки оборудования в производстве строительных материалов
ПМ.02
Обслуживание технологического оборудования в производстве строительных материалов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
технического обслуживания и обеспечения работы:
технологического, силового и транспортного оборудования карьеров и цехов;
насосов, циркулярных пил, сверлильных станков и другого аналогичного оборудования;
автоматизированных поточных линий и станков с программным управлением по обработке камня, а также манипуляторов и роботов;
механической и электрической частей вспомогательного оборудования и станков;
вибропрессов, механизмов наклона плавильных печей и другого аналогичного оборудования;
уметь:
проводить техническое обслуживание оборудования:
технологического, силового и транспортного оборудования карьеров, цехов сушки, обжига глиняной и цементно-песчаной черепицы, керамзитового гравия, аглопорита, извести и гипса и массозаготовительных отделений заводов силикатного кирпича;
насосов, циркулярных пил, сверлильных станков и другого аналогичного оборудования;
автоматизированных поточных линий и станков с программным управлением по обработке камня, а также манипуляторов и роботов;
механической и электрической частей подъемно-транспортного, арматурно-сварочного и формовочного оборудования, фрезерных, шлифовально-полировальных и камнераспиловочных станков;
вибропрессов по выпуску брекчевидных плит, механизмов наклона плавильных печей и другого аналогичного оборудования;
регулировать ход технологического процесса с применением автоматизированной системы управления технологическими процессами (АСУТП) в соответствии с заданными технологическими режимами;
знать:
устройство труборезных и трубообточных станков по обработке асбестоцементных труб и муфт, правила их наладки;
устройство гидравлических прессов и правила их наладки на разные режимы прессования;
стандарты (технические условия) на выпускаемую продукцию;
допустимые размеры износа инструмента;
устройство и способы наладки обслуживаемого оборудования;
правила разборки и сборки всех узлов обслуживаемых механизмов;
систему смазки обслуживаемого оборудования;
устройство применяемого рабочего и измерительного инструмента;
правила технической эксплуатации, электрическую схему обслуживаемого оборудования и контрольно-измерительных приборов;
срок службы отдельных деталей и порядок их замены.
МДК.02.01. Основы технологии производства строительных материалов
ОК 1 - 7
ПК 2.1 - 2.5
МДК.02.02. Техническое обслуживание оборудования по производству строительных материалов
ПМ.03
Регулировка технологического оборудования в производстве строительных материалов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
регулировки автоматизированных технологических линий, цехов-автоматов по производству строительных материалов, автоматических машин и установок (в т.ч. с программным управлением), автоматизированных конвейерных линий и другого оборудования аналогичной сложности;
регулировки технологического, силового и транспортного оборудования карьеров и цехов;
расчетов, связанных с наладкой регистрирующих и управляющих приборов;
установки, натяжения и закрепления пил в раму камнераспиловочных станков;
регулировки и замены элементов транспортного устройства в процессе работы;
уметь:
осуществлять регулировку оборудования:
автоматизированных технологических линий в производстве керамического кирпича, цехов-автоматов по приготовлению бетонных смесей, автоматических электросварочных машин, машин и установок с программным управлением, автоматизированных конвейерных линий и другого оборудования аналогичной сложности;
технологического, силового и транспортного оборудования карьеров, цехов сушки, обжига глиняной и цементно-песчаной черепицы, керамзитового гравия, аглопорита, извести и гипса и массозаготовительных отделений заводов силикатного кирпича;
производить расчеты, связанные с наладкой регистрирующих и управляющих приборов;
устанавливать пилы в раму камнераспиловочных станков;
заменять элементы транспортного устройства в процессе работы;
регулировать ход технологического процесса с применением АСУТП в соответствии с заданными технологическими режимами;
знать:
принципы и правила регулировки оборудования;
методы расчетов, связанных с наладкой регистрирующих и управляющих приборов;
технику безопасности при ведении работ;
устройство труборезных и трубообточных станков по обработке асбестоцементных труб и муфт, правила их наладки;
устройство гидравлических прессов и правила их наладки на разные режимы прессования;
стандарты (технические условия) на выпускаемую продукцию;
допустимые размеры износа инструмента;
устройство и способы наладки обслуживаемого оборудования;
правила разборки и сборки всех узлов обслуживаемых механизмов;
систему смазки обслуживаемого оборудования;
устройство применяемого рабочего и измерительного инструмента;
правила технической эксплуатации, электрическую схему обслуживаемого оборудования и контрольно-измерительных приборов;
срок службы отдельных деталей и порядок их замены.
МДК.03.01 Технология ведения работ по регулировке оборудования в производстве строительных материалов
ОК 1 - 7
ПК 3.1 - 3.5
ПМ.04
Участие в текущем ремонте технологического оборудования в производстве строительных материалов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
изготовления и заготовки мелких запасных частей, изношенных частей и узлов механизмов;
замены мелких запасных частей, изношенных частей и узлов механизмов, а также режущего инструмента;
участия в текущем и капитальном ремонтах обслуживаемого оборудования;
участия в ремонте и приемке обслуживаемого оборудования после ремонта;
уметь:
осуществлять смену изношенных частей и узлов механизмов;
изготавливать и заменять мелкие запасные части;
устранять неисправности в работе механизмов;
вести журнал работы оборудования;
осуществлять ремонт оборудования разгрузочных машин, транспортирующих устройств, дробильно-сортировочных, помольных и бетоносмесительных агрегатов, дозирующих устройств и аппаратов, заготовительно-арматурного оборудования;
проводить предварительную заготовку и смену изношенных частей и узлов;
осуществлять ремонт оборудования насосов, циркулярных пил, сверлильных станков и другого аналогичного оборудования;
осуществлять ремонт оборудования камнераспиловочных станков;
принимать участие в ремонте и приемке обслуживаемого оборудования после ремонта;
осуществлять ремонт оборудования полуавтоматических труборезных, муфторезных и трубообточных станков, смену режущего инструмента и установку роликов на трубообрезных станках;
осуществлять ремонт оборудования гидравлических прессов мощностью до 5000 т и выше на разные режимы прессования применительно к требованиям прессуемых изделий и технологии их производства;
осуществлять ремонт технологического, силового и транспортного оборудования карьеров, цехов сушки, обжига глиняной и цементно-песчаной черепицы, керамзитового гравия, аглопорита, извести и гипса и массозаготовительных отделений заводов силикатного кирпича;
знать:
технику безопасности при ведении работ;
последовательность действий при ремонте технологического оборудования различных видов и типов;
устройство труборезных и трубообточных станков по обработке асбестоцементных труб и муфт, правила их наладки;
устройство гидравлических прессов и правила их наладки на разные режимы прессования;
стандарты (технические условия) на выпускаемую продукцию;
допустимые размеры износа инструмента;
устройство и способы наладки обслуживаемого оборудования;
правила разборки и сборки всех узлов обслуживаемых механизмов;
систему смазки обслуживаемого оборудования;
устройство применяемого рабочего и измерительного инструмента;
правила технической эксплуатации, электрическую схему обслуживаемого оборудования и контрольно-измерительных приборов;
срок службы отдельных деталей и порядок их замены.
МДК.04.01. Технология ведения ремонтных работ технологического оборудования в производстве строительных материалов
ОК 1 - 7
ПК 4.1 - 4.4
ПМ.05
Контроль за работой технологического оборудования в производстве строительных материалов
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
контроля за работой механизмов, подналадки и регулирования режима их работы;
определения качества обрабатываемых изделий и получаемых материалов и полуфабрикатов;
обеспечения качества монтажа и ремонта технического оборудования;
уметь:
контролировать работу полуавтоматических труборезных, муфторезных и трубообточных станков;
контролировать работу трубообрезных станков;
контролировать работу гидравлических прессов мощностью до 5000 т и выше применительно к требованиям прессуемых изделий и технологии их производства;
контролировать работу технологического, силового и транспортного оборудования карьеров, цехов сушки, обжига глиняной и цементно-песчаной черепицы, керамзитового гравия, аглопорита, извести и гипса и массозаготовительных отделений заводов силикатного кирпича;
контролировать работу разгрузочных машин, транспортирующих устройств, дробильно-сортировочных, помольных и бетоносмесительных агрегатов, дозирующих устройств и аппаратов, заготовительно-арматурного оборудования;
контролировать работу насосов, циркулярных пил, сверлильных станков и другого аналогичного оборудования;
контролировать работу камнераспиловочных станков;
выполнять обеспечение бесперебойной работы обслуживаемого оборудования;
регулировать ход технологического процесса с применением АСУТП в соответствии с заданными технологическими режимами;
знать:
устройство труборезных и трубообточных станков по обработке асбестоцементных труб и муфт, правила их наладки;
устройство гидравлических прессов и правила их наладки на разные режимы прессования;
стандарты (технические условия) на выпускаемую продукцию;
допустимые размеры износа инструмента;
устройство и способы наладки обслуживаемого оборудования;
правила разборки и сборки всех узлов обслуживаемых механизмов;
систему смазки обслуживаемого оборудования;
устройство применяемого рабочего и измерительного инструмента;
правила технической эксплуатации, электрическую схему обслуживаемого оборудования и контрольно-измерительных приборов;
срок службы отдельных деталей и порядок их замены.
МДК.05.01. Стандартизация и контроль качества продукции в производстве строительных материалов
ОК 1 - 7
ПК 5.1 - 5.3
ФК.00
Физическая культура
В результате освоения раздела обучающийся должен:
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
51
34
ОК 2
ОК 6
ОК 7
Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией)
162
108
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
918
612
УП.00
Учебная практика
21 нед.
756
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 5.3
ПП.00
Производственная практика
ПА.00
Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00
Государственная итоговая аттестация
2 нед.

Таблица 3

Сроки получения среднего профессионального образования ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:

Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"
17 нед.
Учебная практика
21 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация
1 нед.
Государственная итоговая аттестация
2 нед.
Каникулы
2 нед.
Итого
43 нед.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППКРС.

Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППКРС образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;

обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.

Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:

    теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке
    36 часов в неделю)                                              57 нед.
    промежуточная аттестация                                         3 нед.
    каникулы                                                        22 нед.

7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2013, N 30, ст. 3477).

7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ФГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>. Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.

7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений

Кабинеты:

информатики и информационных технологий;

технического черчения;

электротехники;

материаловедения;

деталей машин и механизмов;

технологического оборудования;

экономики отрасли и предприятия;

допусков и технических измерений;

безопасности жизнедеятельности, охраны труда и техники безопасности.

Лаборатории:

автоматизации производства;

технологии производства строительных материалов.

Мастерские:

слесарная;

оборудования производства строительных материалов.

Тренажеры, тренажерные комплексы:

разборки, сборки и различных способов ремонта технологического оборудования строительных материалов;

установки и регулировки требуемых режимов и циклов обработки асбестоцементных труб и муфт;

наладки распределительных и защитных органов гидросистем;

наладки вакуумной системы ускорителей;

автоматизированных технологических линий в производстве керамического кирпича;

автоматических электросварочных машин;

автоматизированных поточных линий по обработке камня;

освоения приемов регулировки подачи материала в механизмах автоматизированных линий;

правил регулировки сборочных единиц и механизмов автоматических и автоматизированных линий;

обучения приемам испытания оборудования на холостом ходу и под нагрузкой;

регулировки подачи материала и транспортировки заготовок и отходов в механизмах автоматических линий;

испытания оборудования на холостом ходу и под нагрузкой.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

Реализация ППКРС должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.

Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.

VIII. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования <1>.

--------------------------------

<1> Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС СПО.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1> вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.