См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 27 октября 2014 г. N 1357
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
51.02.03 БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 51.02.03 Библиотековедение.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июня 2010 г. N 722 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 071901 Библиотековедение" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июля 2010 г., регистрационный N 17968).
Министр
Д.В.ЛИВАНОВ
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 27 октября 2014 г. N 1357
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
51.02.03 БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 51.02.03 Библиотековедение для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 51.02.03 Библиотековедение имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.
При реализации программы подготовки специалистов среднего звена образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.
3.2. Сроки получения СПО по специальности 51.02.03 Библиотековедение базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ
|
Наименование квалификации базовой подготовки
|
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения <1>
|
среднее общее образование
|
Библиотекарь
|
1 год 10 месяцев
|
основное общее образование
|
2 года 10 месяцев <2>
|
--------------------------------
<1> Независимо от применяемых образовательных технологий.
<2> Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
3.3. Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки превышают на один год срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки.
Сроки получения СПО по специальности 51.02.03 Библиотековедение углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемые квалификации приводятся в Таблице 2.
Таблица 2
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ
|
Наименование квалификации углубленной подготовки
|
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения <1>
|
среднее общее образование
|
Библиотекарь, специалист по информационным ресурсам
|
2 года 10 месяцев
|
основное общее образование
|
3 года 10 месяцев <2>
|
--------------------------------
<1> Независимо от применяемых образовательных технологий.
<2> Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
Сроки получения СПО по ППССЗ базовой и углубленной подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: организация работы библиотек всех видов, библиотечных систем, библиотечно-информационных центров, ведение библиотечно-библиографических и информационных процессов.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
государственные, региональные, муниципальные библиотеки и информационные центры;
библиотеки учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм;
документные и информационные фонды;
библиотечно-информационные ресурсы и программное обеспечение;
пользователи библиотек всех видов.
4.3. Библиотекарь готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Технологическая деятельность (формирование библиотечных фондов, аналитико-синтетическая обработка документов, их хранение, информационное и справочно-библиографическое обслуживание пользователей библиотек).
4.3.2. Организационно-управленческая деятельность (планирование, организация и обеспечение эффективности функционирования библиотеки в соответствии с меняющимися потребностями пользователей библиотек, ведение учетной документации и контроль за библиотечными процессами).
4.3.3. Культурно-досуговая деятельность (реализация досуговой и воспитательной функции библиотеки, обеспечение дифференцированного библиотечного обслуживания пользователей библиотеки).
4.3.4. Информационная деятельность (использование коммуникативных и информационных технологий в профессиональной деятельности).
4.4. Библиотекарь, специалист по информационным ресурсам готовится к следующим видам деятельности:
4.4.1. Технологическая деятельность (формирование библиотечных фондов, аналитико-синтетическая обработка документов, их хранение; применение прикладного программного обеспечения, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет); информационное и справочно-библиографическое обслуживание пользователей библиотек).
4.4.2. Организационно-управленческая деятельность (планирование, организация и обеспечение эффективности функционирования библиотеки в соответствии с меняющимися потребностями пользователей библиотек; ведение учетной документации и контроль за качеством предоставляемых услуг населению; прием управленческих решений, руководство коллективом библиотеки).
4.4.3. Культурно-досуговая деятельность (реализация досуговой и воспитательной функции библиотеки, организация досуговых мероприятий; обеспечение дифференцированного библиотечного обслуживания пользователей библиотеки; приобщение к национальным и региональным традициям).
4.4.4. Информационно-аналитическая деятельность (использование коммуникативных и информационных технологий в профессиональной деятельности; применение мультимедийных технологий; оценивание результативности различных этапов информатизации библиотеки; анализ деятельности отдельных подсистем автоматизированных библиотечно-информационных систем (далее - АБИС) и формулировка требований к их дальнейшему развитию; использование внешних баз данных и корпоративных ресурсов библиотечно-информационных систем).
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
5.1. Библиотекарь должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
5.2. Библиотекарь должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Технологическая деятельность.
ПК 1.1. Комплектовать, обрабатывать, учитывать библиотечный фонд и осуществлять его сохранность.
ПК 1.2. Проводить аналитико-синтетическую обработку документов в традиционных и автоматизированных технологиях, организовывать и вести справочно-библиографический аппарат библиотеки.
ПК 1.3. Обслуживать пользователей библиотек, в том числе с помощью информационно-коммуникационных технологий.
5.2.2. Организационно-управленческая деятельность.
ПК 2.1. Организовывать, планировать, контролировать и анализировать работу коллектива исполнителей, принимать управленческие решения.
ПК 2.2. Планировать, организовывать и обеспечивать эффективность функционирования библиотеки (информационных центров) в соответствии с меняющимися потребностями пользователей и условиями внешней среды.
ПК 2.3. Осуществлять контроль за библиотечными технологическими процессами.
ПК 2.4. Выявлять и внедрять инновационные технологии, применять знание принципов организации труда в работе библиотеки.
ПК 2.5. Соблюдать этические и правовые нормы в сфере профессиональной деятельности.
5.2.3. Культурно-досуговая деятельность.
ПК 3.1. Создавать условия для реализации творческих возможностей пользователей, повышать их образовательный, профессиональный уровень информационный культуры.
ПК 3.2. Обеспечивать дифференцированное библиотечное обслуживание пользователей библиотеки.
ПК 3.3. Реализовывать досуговые и воспитательные функции библиотеки.
ПК 3.4. Приобщать пользователей библиотеки к национальным и региональным традициям.
ПК 3.5. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
5.2.4. Информационная деятельность.
ПК 4.1. Использовать прикладное программное обеспечение в формировании библиотечных фондов и информационно-поисковых систем, в библиотечном и информационном обслуживании.
ПК 4.2. Использовать базы данных.
ПК 4.3. Использовать Интернет-технологии.
5.3. Библиотекарь, специалист по информационным ресурсам должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
5.4. Библиотекарь, специалист по информационным ресурсам должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.4.1. Технологическая деятельность.
ПК 1.1. Комплектовать, обрабатывать, учитывать библиотечный фонд и осуществлять его сохранность.
ПК 1.2. Проводить аналитико-синтетическую обработку документов в традиционных и автоматизированных технологиях, организовывать и вести справочно-библиографический аппарат библиотеки.
ПК 1.3. Обслуживать пользователей библиотек, в том числе с помощью информационно-коммуникационных технологий.
ПК 1.4. Использовать формы и методы научно-методической деятельности.
ПК 1.5. Использовать маркетинговые принципы в библиотечно-информационной деятельности.
5.4.2. Организационно-управленческая деятельность.
ПК 2.1. Организовывать, планировать, контролировать и анализировать работы коллектива исполнителей, принимать управленческие решения.
ПК 2.2. Планировать, организовывать и обеспечивать эффективность функционирования библиотеки (информационных центров) в соответствии с меняющимися потребностями пользователей и условиями внешней среды.
ПК 2.3. Осуществлять контроль за библиотечными технологическими процессами.
ПК 2.4. Выявлять и внедрять инновационные технологии, способность применять знание принципов организации труда в работе библиотеки.
ПК 2.5. Соблюдать этические и правовые нормы в сфере профессиональной деятельности.
ПК 2.6. Применять знания коммуникативных процессов в управлении библиотекой, принципов управления персоналом.
ПК 2.7. Ведение документации в управленческой деятельности библиотеки.
5.4.3. Культурно-досуговая деятельность.
ПК 3.1. Создавать условия для реализации творческих возможностей пользователей, повышать их образовательный, профессиональный уровень и информационную культуру.
ПК 3.2. Обеспечивать дифференцированное библиотечное обслуживание пользователей библиотеки.
ПК 3.3. Реализовывать досуговую и воспитательную функции библиотеки.
ПК 3.4. Приобщать пользователей библиотек к национальным и региональным традициям.
ПК 3.5. Создавать комфортную информационную среду, обеспечивающую дифференцированный подход к различным категориям пользователей.
ПК 3.6. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
5.4.4. Информационно-аналитическая деятельность.
ПК 4.1. Использовать современные информационные и телекоммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ПК 4.2. Использовать прикладное программное обеспечение в формировании библиотечных фондов.
ПК 4.3. Создавать и использовать базы данных в профессиональной деятельности.
ПК 4.4. Использовать информационные ресурсы и авторитетные файлы корпоративных информационных систем.
ПК 4.5. Использовать программные средства повышения информационной безопасности.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 3
Структура программы подготовки специалистов среднего звена
базовой подготовки
Индекс
|
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
|
В том числе часов обязательных учебных занятий
|
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
|
Код формируемой компетенции
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ
|
2538
|
1692
|
|||
ОГСЭ.00
|
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
|
462
|
308
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
|
48
|
ОГСЭ.01. Основы философии
|
ОК 1 - 8
|
||
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших законодательных и иных нормативных правовых актов мирового и регионального значения;
|
48
|
ОГСЭ.02. История
|
ОК 1, 3, 4, 6, 8
|
||
уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
знать:
лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
|
94
|
ОГСЭ.03. Иностранный язык
|
ОК 4 - 6, 8, 9
ПК 3.5
|
||
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
|
236
|
118
|
ОГСЭ.05. Физическая культура
|
ОК 2 - 4, 6, 8
|
|
ЕН.00
|
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл
|
106
|
70
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
применять персональные компьютеры для поиска и обработки информации, создания и редактирования документов;
применять методы математической статистики в своей профессии;
знать:
теоретические основы построения и функционирования современных персональный компьютеров;
место и роль математики в современном мире, общность ее понятий и представлений;
|
ЕН.01. Математика и информатика
|
ОК 2 - 9
ПК 4.1 - 4.3
|
|||
уметь:
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;
соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;
знать:
принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;
особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
принципы и методы рационального природопользования;
методы экологического регулирования;
принципы размещения производств различного типа;
основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
природоресурсный потенциал Российской Федерации;
охраняемые природные территории.
|
ЕН.02. Экологические основы природопользования
|
ОК 1 - 9
ПК 4.1 - 4.3
|
|||
П.00
|
Профессиональный учебный цикл
|
1970
|
1314
|
||
ОП.00
|
Общепрофессиональные дисциплины
|
546
|
364
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
использовать литературоведческие понятия и термины;
определять род и жанр литературного произведения;
понимать историческое и общечеловеческое значение литературных произведений;
формулировать свое отношение к авторской позиции;
писать сочинения различных жанров и рецензии;
знать:
важнейшие периоды в развитии отечественной литературы;
эволюцию литературных жанров;
жизнь и творчество писателей;
содержание изученных произведений;
|
ОП.01. Отечественная литература
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3,
2.1, 2.5,
3.1 - 3.5
|
|||
уметь:
использовать литературоведческие понятия и термины;
определять род и жанр литературного произведения;
понимать историческое и общечеловеческое значение литературных произведений;
формулировать свое отношение к авторской позиции;
писать сочинения различных жанров и рецензии;
знать:
важнейшие периоды в развитии зарубежной литературы;
эволюцию литературных жанров;
жизнь и творчество писателей;
содержание изученных произведений;
|
ОП.02. Зарубежная литература
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3,
2.1, 2.5,
3.1 - 3.5
|
|||
уметь:
пользоваться орфоэпическими словарями, словарями русского языка;
определять лексическое значение слова;
использовать словообразовательные средства в изобразительных целях;
пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей;
редактировать собственные тексты и тексты других авторов;
пользоваться знаками препинания, вариативными и факультативными знаками препинания;
различать тексты по их принадлежности к стилям;
анализировать речь с учетом ее нормативности, уместности и целесообразности;
знать:
фонемы;
особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения;
логическое ударение;
орфоэпические нормы;
лексические и фразеологические единицы русского языка;
изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии;
употребление профессиональной лексики и научных терминов;
способы словообразования;
самостоятельные и служебные части речи;
синтаксический строй предложений;
правила правописания;
функциональные стили литературного языка;
|
ОП.03. Русский язык и культура речи
|
ОК 4 - 6, 8, 9
ПК 3.5
|
|||
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
|
68
|
ОП.04. Безопасность жизнедеятельности
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 4.3
|
||
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
1424
|
950
|
||
ПМ.01
|
Технологическая деятельность
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
подготовки и проведения форм массового и индивидуального обслуживания разных категорий пользователей;
составления и выдачи справок по разовым запросам в соответствии с требованиями читателей в разных формах библиографического информирования;
выявления краеведческих материалов и работы с ними;
работы по формированию информационной культуры и библиографическому обучению с использованием современных информационных технологий;
ведения и использования справочно-библиографического аппарата библиотеки;
составления библиографической записи различных видов документов для традиционных и автоматизированных информационно-поисковых систем;
индексирования документов;
организации, ведении и редактировании системы каталогов и картотек;
размещения, расстановки, обработки и проверки библиотечных фондов;
уметь:
осуществлять профессионально-практическую деятельность;
вести библиотечное обслуживание различных категорий пользователей;
понимать роль и место выполняемых процессов в общем технологическом цикле;
проявлять самостоятельность при принятии решений в профессиональной сфере;
характеризовать процесс информатизации библиотек;
анализировать и применять на практике различные виды и типы информационных и библиографических изданий;
выполнять основные процессы и операции по формированию, ведению и использованию в библиографическом обслуживании частей справочно-библиографического аппарата;
организовывать информационную среду с учетом современных требований и специфики библиотеки;
анализировать документы для составления библиографической записи;
индексировать (систематизировать и предметизировать) документы и запросы;
использовать различные формы и методы информирования пользователей о системе каталогов и картотек;
моделировать, комплектовать, учитывать и хранить библиотечный фонд;
знать:
теоретические основы отечественного библиотековедения, закономерности развития и основные факты из истории библиотечного дела в России и других странах;
типологию читателей и специфику работы с ними;
технологию, формы и методы работы библиотечного обслуживания пользователей;
основные формы и методы работы библиотек с детьми, подростками и юношеством;
определение и отличительные признаки основных форм библиографической информации, информационно-библиографических ресурсов, библиографической науки;
современную информационную инфраструктуру библиографии в Российской Федерации;
типологию библиографических пособий;
основные виды и процессы библиографической работы;
виды и формы каталогов;
состав и функции системы каталогов библиотеки и основные процессы организации, ведения и редактирования каталогов;
объекты, источники и методику составления одноуровневого, многоуровневого и аналитического библиографического описания;
задачи, принципы и правила индексирования документов;
состав и структуру библиотечных фондов;
основные процессы формирования библиотечных фондов.
|
МДК.01.01. Библиотековедение
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3
|
||
МДК.01.02. Библиографоведение
|
|||||
МДК.01.03. Организация библиотечных фондов и каталогов
|
|||||
ПМ.02
|
Организационно-управленческая деятельность
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
ведения учетной документации библиотеки;
составления текущих планов и отчетов;
ведения деловых бесед;
заполнения документов первичного учета;
вычисления формул качественных показателей работы библиотеки;
уметь:
применять законы и нормативы по библиотечному делу в своей практической деятельности;
рассчитать размещение оборудования в помещениях библиотеки;
использовать разные стили управления;
анализировать методическую деятельность библиотеки;
составлять и обосновать номенклатуру платных услуг библиотеки;
использовать законы в практике работы библиотеки;
составлять внутреннюю нормативную документацию;
общаться и работать с людьми;
правильно разрешать конфликтные ситуации и способствовать их предотвращению;
знать:
теоретические основы экономики и управления библиотечного дела;
методику учета, отчетности и планирования библиотеки;
источники финансирования;
основы маркетинговой деятельности;
основы научной организации труда в библиотеке;
основы методической, рекламной деятельности;
законодательную базу современной библиотеки;
внутреннюю нормативную документацию библиотек;
нормы библиотечной этики и этикета.
|
МДК.02.01. Менеджмент библиотечного дела
|
ОК 1 - 9
ПК 2.1 - 2.5
|
||
ПМ.03
|
Культурно-досуговая деятельность
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
организации и проведения различных форм массовых мероприятий, написания сценариев и постановки различных видов театрализованных мероприятий;
формирования информационной культуры пользователя;
уметь:
планировать культурно-досуговую деятельность;
разрабатывать сценарий библиотечного мероприятия;
записывать и воспроизводить музыкально-шумовую фонограмму;
проводить организационную и постановочную работу при подготовке мероприятий;
использовать инновационные библиотечные технологии при проведении досуговых мероприятий с различными группами пользователей;
знать:
теоретические основы культурно-досуговой деятельности;
формы досуговых мероприятий, методику их подготовки и проведения;
методику анализа и отбора художественного и документально-публицистического материала для сценария;
теоретические основы составления сценария массового мероприятия;
основы сценарной подготовки и постановочной деятельности;
художественное оформление библиотечных мероприятий;
основы речевой культуры и ораторского искусства;
общие вопросы этики и культуры делового общения.
|
МДК.03.01. Организация досуговых мероприятий
|
ОК 1 - 9
ПК 3.1 - 3.5
|
||
ПМ.04
|
Информационная деятельность
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
использования информационных и коммуникационных технологий на различных этапах профессиональной деятельности;
использования сети Интернет и сводных электронных каталогов для поиска информации;
уметь:
использовать средства автоматизации и компьютеризации отдельных участков и процессов библиотечно-библиографической деятельности;
использовать программное обеспечение библиотечных процессов;
применять компьютерную технику и телекоммуникативные средства в процессе библиотечно-библиографической деятельности;
применять мультимедийные технологии;
оценивать результативность различных этапов информатизации библиотеки;
анализировать деятельность отдельных подсистем АБИС и формулировать требования к их дальнейшему развитию;
знать:
основные стратегические направления развития библиотек на современном этапе;
состав, функции и возможности телекоммуникативных технологий;
классификацию, установку и сопровождение программного обеспечения, типы компьютерных сетей;
принципы использования мультимедиа;
основные свойства и характеристики АБИС;
виды и правила сетевого взаимодействия;
особенности функционирования различных видов автоматизированных рабочих мест.
|
МДК.04.01. Информационное обеспечение профессиональной деятельности
|
ОК 1 - 9
ПК 4.1 - 4.3
|
||
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ
(определяется образовательной организацией самостоятельно)
|
1026
|
684
|
|||
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ
|
3564
|
2376
|
|||
УП.00
|
Учебная практика
|
6 нед.
|
216
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3,
2.1 - 2.5,
3.1 - 3.5,
4.1 - 4.3
|
|
ПП.00
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
||||
ПДП.00
|
Производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
|||
ПА.00
|
Промежуточная аттестация
|
5 нед.
|
|||
ГИА.00
|
Государственная итоговая аттестация
|
2 нед.
|
|||
ГИА.01
|
Подготовка выпускной квалификационной работы
|
1 нед.
|
|||
ГИА.02
|
Защита выпускной квалификационной работы
|
1 нед.
|
Таблица 4
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения составляет 95 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
|
66 нед.
|
Учебная практика
|
6 нед.
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
|
Производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
Промежуточная аттестация
|
5 нед.
|
Государственная итоговая аттестация
|
2 нед.
|
Каникулы
|
12 нед.
|
Итого
|
95 нед.
|
Таблица 5
Структура программы подготовки специалистов среднего звена
углубленной подготовки
Индекс
|
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
|
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.)
|
В том числе часов обязательных учебных занятий
|
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
|
Код формируемой компетенции
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ
|
3780
|
2520
|
|||
ОГСЭ.00
|
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл
|
706
|
470
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
|
48
|
ОГСЭ.01. Основы философии
|
ОК 1 - 8
|
||
уметь:
ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
знать:
основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;
основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
содержание и назначение важнейших законодательных и иных нормативных правовых актов мирового и регионального значения;
|
48
|
ОГСЭ.02. История
|
ОК 1, 3, 4, 6, 8
|
||
уметь:
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
знать:
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении;
виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
|
48
|
ОГСЭ.03. Психология общения
|
ОК 1 - 9
ПК 1.3, 2.1, 2.5, 2.6,
3.1 - 3.5
|
||
уметь:
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;
знать:
лексический (1200 - 1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
|
140
|
ОГСЭ.04. Иностранный язык
|
ОК 4 - 6, 8, 9
ПК 3.5
|
||
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни.
|
372
|
186
|
ОГСЭ.05. Физическая культура
|
ОК 2 - 4, 6, 8
|
|
ЕН.00
|
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл
|
164
|
110
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен:
уметь:
применять персональные компьютеры для поиска и обработки информации, создания и редактирования документов;
применять методы математической статистики в своей профессии;
знать:
теоретические основы построения и функционирования современных персональных компьютеров;
место и роль математики в современном мире, общность ее понятий и представлений;
|
ЕН.01. Математика и информатика
|
ОК 2 - 9
ПК 4.1 - 4.5
|
|||
уметь:
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни;
|
ЕН.02. Экологические основы природопользования
|
ОК 1 - 9
ПК 4.1 - 4.5
|
|||
уметь:
выбирать инструментальное средство и алгоритм решения задачи в профессиональной сфере;
знать:
современное состояние и перспективы развития информационных технологий;
основные компоненты и технические характеристики компьютерных сетей.
|
ЕН.03. Информационные системы в профессиональной деятельности
|
ОК 1 - 9
ПК 4.1 - 4.5
|
|||
П.00
|
Профессиональный учебный цикл
|
2910
|
1940
|
||
ОП.00
|
Общепрофессиональные дисциплины
|
640
|
426
|
||
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:
уметь:
использовать литературоведческие понятия и термины;
определять род и жанр литературного произведения;
понимать историческое и общечеловеческое значение литературных произведений;
формулировать свое отношение к авторской позиции;
писать сочинения различных жанров и рецензии;
знать:
важнейшие периоды в развитии отечественной литературы;
эволюцию литературных жанров;
жизнь и творчество писателей;
содержание изученных произведений;
|
ОП.01. Отечественная литература
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3,
2.1, 2.5,
3.1 - 3.5
|
|||
уметь:
использовать литературоведческие понятия и термины;
определять род и жанр литературного произведения;
понимать историческое и общечеловеческое значение литературных произведений;
формулировать свое отношение к авторской позиции;
писать сочинения различных жанров и рецензии;
знать:
важнейшие периоды в развитии зарубежной литературы;
эволюцию литературных жанров;
жизнь и творчество писателей;
содержание изученных произведений;
|
ОП.02. Зарубежная литература
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3,
2.1, 2.5,
3.1 - 3.5
|
|||
уметь:
самостоятельно работать с художественной периодикой;
составлять планы, тезисы или конспекты литературоведческих статей;
знать:
важнейшие явления и произведения современной литературы;
|
ОП.03. Современная литература
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3,
2.1, 2.5,
3.1 - 3.5
|
|||
уметь:
строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
анализировать свою речь с учетом ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
пользоваться словарями русского языка;
знать:
различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
|
ОП.04. Русский язык и культура речи
|
ОК 4 - 6, 8, 9
ПК 3.6
|
|||
уметь:
проводить изучение читателей, их поведение, их отношение к печатному слову;
диагностировать чтение;
знать:
социально-культурную роль чтения;
психологию чтения и книжного дела;
психологические типы читателей;
культуру чтения;
|
ОП.05. Социология и психология чтения
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.3,
3.1 - 3.5
|
|||
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
применять первичные средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны государства;
задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
|
68
|
ОП.06. Безопасность жизнедеятельности
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 4.5
|
||
ПМ.00
|
Профессиональные модули
|
2270
|
1514
|
||
ПМ.01
|
Технологическая деятельность
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
подготовки и проведения форм массового и индивидуального обслуживания разных категорий пользователей;
составления и выдачи справок по разовым запросам в соответствии с требованиями читателей в разных формах библиографического информирования;
выявления краеведческих материалов и работы с ними;
работы по формированию информационной культуры и библиографическому обучению с использованием современных информационных технологий;
ведения и использования справочно-библиографического аппарата библиотеки;
составления библиографической записи различных видов документов для традиционных и автоматизированных информационно-поисковых систем;
индексирования документов;
организации, ведения и редактирования системы каталогов и картотек;
размещения, расстановки, обработки и проверки библиотечных фондов;
проведения методического мониторинга и методического исследования;
формирования маркетинговых служб и имиджа библиотеки;
установления связей с общественностью;
уметь:
осуществлять профессионально-практическую деятельность;
вести библиотечное обслуживание различных категорий пользователей;
понимать роль и место выполняемых процессов в общем технологическом цикле;
проявлять самостоятельность при принятии решений в профессиональной сфере;
характеризовать процесс информатизации библиотек;
анализировать и применять на практике различные виды и типы информационных и библиографических изданий;
выполнять основные процессы и операции по формированию, ведению и использованию в библиографическом обслуживании частей справочно-библиографического аппарата;
организовывать информационную среду с учетом современных требований и специфики библиотеки;
анализировать документы для составления библиографической записи;
индексировать (систематизировать и предметизировать) документы и запросы;
использовать различные формы и методы информирования пользователей о системе каталогов и картотек;
моделировать, комплектовать, учитывать и хранить библиотечный фонд;
использовать формы и методы научно-методического труда;
управлять "нововведениями";
проводить маркетинговые исследования рынка библиотечных услуг и продукции, формировать спрос на библиотечные услуги и продукцию,
ориентироваться в видах издательской продукции;
определять вид книжного издания;
знать:
теоретические основы отечественного библиотековедения, закономерности развития и основные факты из истории библиотечного дела в России и других странах;
типологию читателей и специфику работы с ними;
технологию, формы и методы работы библиотечного обслуживания пользователей;
основные формы и методы работы библиотек с детьми, подростками и юношеством;
определение и отличительные признаки основных форм библиографической информации, информационно-библиографических ресурсов, библиографической науки;
современную информационную инфраструктуру библиографии в Российской Федерации;
типологию библиографических пособий;
основные виды и процессы библиографической работы;
виды и формы каталогов;
состав и функции системы каталогов библиотеки и основные процессы организации, ведения и редактирования каталогов;
объекты, источники и методику составления одноуровневого, многоуровневого и аналитического библиографического описания;
задачи, принципы и правила индексирования документов;
состав и структуру библиотечных фондов;
основные процессы формирования библиотечных фондов;
сущность, задачи и структуру методической работы;
научно-методические центры и их функции;
значение и виды методических пособий;
инновационную деятельность библиотек;
классификацию моделей маркетинга;
морально-этические нормы коммерческого маркетинга;
библиотеку как объект маркетинговых исследований;
имидж библиотеки;
формирование маркетинговых служб;
социологические проблемы издательского дела;
редакционно-издательский процесс;
организацию реставрационно-издательского дела в библиотеке;
компьютерные технологии в издательском деле.
|
МДК.01.01. Библиотековедение
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.5
|
||
МДК.01.02. Библиографоведение
|
|||||
МДК.01.03. Организация библиотечных фондов и каталогов
|
|||||
МДК.01.04. Направления методической работы библиотек
|
|||||
ПМ.02
|
Организационно-управленческая деятельность
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
ведения учетной документации библиотеки;
составления текущих планов и отчетов;
ведения деловых бесед;
заполнения документов первичного учета;
вычисления формул качественных показателей работы библиотеки;
подготовки рекламных материалов библиотеки;
анализа кадрового потенциала;
оценки эффективность управления персоналом;
уметь:
применять законы и нормативы по библиотечному делу в своей практической деятельности;
рассчитать размещение оборудования в помещениях библиотеки;
использовать разные стили управления;
анализировать методическую деятельность библиотеки;
составлять и обосновывать номенклатуру платных услуг библиотеки;
использовать законы в практике работы библиотеки;
составлять внутреннюю нормативную документацию;
общаться и работать с людьми;
правильно разрешать конфликтные ситуации и способствовать их предотвращению;
подбирать персонал;
создавать благоприятный климат в коллективе;
использовать в своей деятельности приемы делового и управленческого общения;
планировать деловую карьеру;
использовать унификацию и стандартизацию в делопроизводстве;
пользоваться компьютерными программами для делопроизводства;
знать:
теоретические основы экономики и управления библиотечного дела;
методику учета, отчетности и планирования библиотеки;
источники финансирования;
основы маркетинговой деятельности;
основы научной организации труда в библиотеке;
основы методической, рекламной деятельности;
законодательную базу современной библиотеки;
внутреннюю нормативную документацию библиотек;
нормы библиотечной этики и этикета;
психологические аспекты управления;
социально-психологические основы деятельности руководителя;
службы управления персоналом;
принципы управления персоналом;
кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом;
виды конфликтов в коллективе;
государственную систему документационного обеспечения.
|
МДК.02.01. Менеджмент библиотечного дела
|
ОК 1 - 9
ПК 2.1 - 2.7
|
||
ПМ.03
|
Культурно-досуговая деятельность
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
организации и проведения различных форм массовых мероприятий, написания сценариев и постановки различных видов театрализованных мероприятий;
просветительской работы среди разных категорий пользователей;
организации делового общения и формирования информационной культуры читателей;
уметь:
планировать культурно-досуговую деятельность;
разрабатывать сценарий библиотечного мероприятия;
записывать и воспроизводить музыкально-шумовую фонограмму;
проводить организационную и постановочную работу при подготовке мероприятий;
использовать инновационные библиотечные технологии при проведении досуговых мероприятий с различными группами пользователей;
выступать в роли ведущего;
организовывать работу с различными группами пользователей;
общаться и работать с людьми;
использовать основные стратегии разрешения конфликтных ситуаций;
знать:
теоретические основы культурно-досуговой деятельности;
формы досуговых мероприятий, методику их подготовки и проведения;
методику анализа и отбора художественного и документально-публицистического материала для сценария;
теоретические основы составления сценария массового мероприятия;
основы сценарной подготовки и постановочной деятельности;
художественное оформление библиотечных мероприятий;
основы речевой культуры, ораторского искусства и стили речи;
роль и место библиотек в системе работы с особыми группами пользователей;
методику работы с детьми, юношеством, инвалидами, пенсионерами, а также родителями, воспитателями, социальными педагогами;
методику просветительской работы;
общие вопросы этики, психологии и культуры делового общения.
|
МДК.03.01. Организация досуговых мероприятий
|
ОК 1 - 9
ПК 3.1 - 3.6
|
||
МДК.03.02. Работа с читателями
|
|||||
ПМ.04
|
Информационно-аналитическая деятельность
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
использования информационных и коммуникационных технологий на различных этапах профессиональной деятельности;
использования ресурсов сети Интернет и сводных электронных каталогов для поиска информации;
работы с базами данных, электронными библиотеками, компьютерными справочно-правовыми системами;
уметь:
использовать средства автоматизации и компьютеризации отдельных участков и процессов библиотечно-библиографической деятельности;
программное обеспечение библиотечных процессов;
применять компьютерную технику и телекоммуникативные средства в процессе библиотечно-библиографической деятельности;
применять мультимедийные технологии;
оценивать результативность различных этапов информатизации библиотеки;
анализировать деятельность отдельных подсистем АБИС и формулировать требования к их дальнейшему развитию;
вести прием и передачу сообщений по электронной почте;
использовать "Adobe Photoshop", "ABBYY Fine Reader", "Microsoft Publisher" и "Microsoft Point";
печатать публикации на принтере;
работать с электронными документами;
обеспечивать надежное хранение документов и данных;
использовать внешние базы данных и корпоративных ресурсов библиотечно-информационных систем;
знать:
основные стратегические направления развития библиотек на современном этапе;
состав, функции и возможности информационных и телекоммуникативных технологий;
классификацию, установку и сопровождение программного обеспечения, типы компьютерных сетей;
принципы использования мультимедиа;
основные свойства и характеристики АБИС;
виды и правила сетевого взаимодействия;
особенности функционирования различных видов автоматизированных рабочих мест;
виды информационных ресурсов, Интернет-ресурсы и услуги;
виды электронных документов и баз данных;
принципы разработки web-документов;
безопасность работы в сети Интернет.
|
МДК.04.01. Информационное обеспечение профессиональной деятельности
|
ОК 1 - 9
ПК 4.1 - 4.5
|
||
МДК.04.02. Информационные технологии
|
|||||
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ
(определяется образовательной организацией самостоятельно)
|
1566
|
1044
|
|||
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ
|
5346
|
3564
|
|||
УП.00
|
Учебная практика
|
10 нед.
|
360
|
ОК 1 - 9
ПК 1.1 - 1.5,
2.1 - 2.7,
3.1 - 3.6,
4.1 - 4.5
|
|
ПП.00
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
||||
ПДП.00
|
Производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
|||
ПА.00
|
Промежуточная аттестация
|
8 нед.
|
|||
ГИА.00
|
Государственная итоговая аттестация
|
3 нед.
|
|||
ГИА.01
|
Подготовка выпускной квалификационной работы
|
1 нед.
|
|||
ГИА.02
|
Защита выпускной квалификационной работы
|
1 нед.
|
|||
ГИА.03
|
Государственный экзамен
|
1 нед.
|
Таблица 6
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам
|
99 нед.
|
Учебная практика
|
10 нед.
|
Производственная практика (по профилю специальности)
|
|
Производственная практика (преддипломная)
|
4 нед.
|
Промежуточная аттестация
|
8 нед.
|
Государственная итоговая аттестация
|
3 нед.
|
Каникулы
|
23 нед.
|
Итого
|
147 нед.
|
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.
Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППССЗ образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе творческих коллективов общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов.
7.7. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательная организация имеет право для групп (подгрупп) девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенную на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.11. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.
Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)
|
39 нед.
|
промежуточная аттестация
|
2 нед.
|
каникулы
|
11 нед.
|
7.12. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974, N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329; ст. 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 11, ст. 1094; N 14, ст. 1556; N 23, ст. 2930; N 26, ст. 3365; N 30, ст. 4247).
7.14. Организация приема осуществляется при условии формирования групп следующим образом: численность студентов в учебных группах для теоретических занятий - не более 25 человек, для лабораторно-практических занятий - не более 15 человек.
7.15. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.16. Реализация ППССЗ должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих высшее образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 10 последних лет.
7.17. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 5 наименований российских журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями, иными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.18. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>. Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
--------------------------------
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263.
7.19. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских
и других помещений
Кабинеты:
общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
иностранного языка;
литературы;
библиотековедения;
библиографоведения;
библиотечного менеджмента и маркетинга.
Учебные лаборатории:
библиотечных фондов и каталогов;
библиографической деятельности;
информатики (компьютерный класс).
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в Интернет;
актовый зал.
Реализация ППССЗ должна обеспечивать:
выполнение обучающимися лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организацией или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.20. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам <1>.
--------------------------------
<1> Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4257, ст. 4263).
8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект) и государственные экзамены. Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Государственная итоговая аттестация по базовой подготовке включает выпускную квалификационную работу (дипломная работа, дипломный проект).
Государственная итоговая аттестация по углубленной подготовке включает:
выпускную квалификационную работу (дипломную работу, дипломная работа, дипломный проект);
государственный экзамен по междисциплинарным курсам "Информационное обеспечение профессиональной деятельности профессиональной деятельности" (для базовой и углубленной подготовки), и "Информационные технологии" (для углубленной подготовки)".