МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 23 августа 2013 г. N 360
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
В ТОМ ЧИСЛЕ ПОРЯДКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ЖИЛИЩНОГО КОНТРОЛЯ С УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ОРГАНАМИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ НАДЗОР,
И АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ИСПОЛНЕНИЯ ФУНКЦИЙ
ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЖИЛИЩНОМУ НАДЗОРУ
И МУНИЦИПАЛЬНОМУ ЖИЛИЩНОМУ КОНТРОЛЮ
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 493 "О государственном жилищном надзоре" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 25, ст. 3156) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора в субъектах Российской Федерации, в том числе порядка взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный жилищный надзор, и административных регламентов исполнения функций по государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации В.В. Гаевского.
Министр
И.Н.СЛЮНЯЕВ
Приложение
Утверждены
приказом Министерства
регионального развития
Российской Федерации
от 23 августа 2013 г. N 360
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
В ТОМ ЧИСЛЕ ПОРЯДКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ЖИЛИЩНОГО КОНТРОЛЯ С УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ОРГАНАМИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ НАДЗОР,
И АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ИСПОЛНЕНИЯ ФУНКЦИЙ
ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЖИЛИЩНОМУ НАДЗОРУ
И МУНИЦИПАЛЬНОМУ ЖИЛИЩНОМУ КОНТРОЛЮ
I. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации по разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора в субъектах Российской Федерации, в том числе порядка взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный жилищный надзор, и административных регламентов исполнения функций по государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю (далее - методические рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 493 "О государственном жилищном надзоре" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 25, ст. 3156).
2. Методические рекомендации предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора в субъектах Российской Федерации, в том числе порядка взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный жилищный надзор, и административных регламентов исполнения функций по государственному жилищному надзору, а также органами местного самоуправления - при разработке административных регламентов исполнения функций по муниципальному жилищному контролю.
3. В соответствии с частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного жилищного надзора (региональный государственный жилищный надзор) устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, предусмотренных Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 493 (далее - Положение).
II. Рекомендации по разработке порядка осуществления
государственного жилищного надзора в субъектах Российской
Федерации, в том числе порядка взаимодействия органов
муниципального жилищного контроля с уполномоченными
органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющими региональный жилищный надзор
4. При разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора в субъектах Российской Федерации в соответствии с требованиями к содержанию такого порядка, установленными пунктом 5 Положения, рекомендуется включать в него:
а) наименование органа государственного жилищного надзора;
б) структуру органа государственного жилищного надзора и порядок организации его деятельности;
в) полномочия и функции органа государственного жилищного надзора;
г) перечень должностных лиц органа государственного жилищного надзора, являющихся государственными жилищными инспекторами, и их полномочия;
д) порядок раскрытия органом государственного жилищного надзора информации о результатах проводимых проверок соблюдения обязательных требований, а также об эффективности государственного жилищного надзора;
е) порядок взаимодействия органа государственного жилищного надзора с органами муниципального жилищного контроля и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия, установленные частью 1.1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, с саморегулируемыми организациями в сфере управления многоквартирными домами или иными объединениями юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, а также с объединениями (ассоциациями, союзами) товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов;
ж) порядок проведения проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления и гражданами обязательных требований;
з) особенности осуществления государственного жилищного надзора органами местного самоуправления, в случае если законом субъекта Российской Федерации предусмотрено наделение отдельными государственными полномочиями по государственному жилищному надзору органов местного самоуправления (за исключением полномочий по государственному жилищному надзору по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления обязательных требований);
и) сроки размещения органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на своем официальном сайте в сети Интернет информации, предусмотренной пунктом 16 Положения:
к) другие положения, предусмотренные Положением.
5. При разработке порядка взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный жилищный надзор (далее - органы государственного жилищного надзора), рекомендуется предусматривать осуществление взаимодействия по следующим вопросам:
1) информирование о нормативных правовых актах и методических документах по вопросам организации и осуществления государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля;
2) информирование о ежегодных планах проверок и внеочередных проверках;
3) информирование о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения обязательных требований, установленных федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, муниципальными правовыми актами, и об эффективности государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля;
4) планирование и проведение совместных плановых проверок, обследований и иных контрольно-надзорных мероприятий;
5) подготовка предложений о совершенствовании законодательства Российской Федерации в части организации и осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля;
6) принятие административного регламента взаимодействия органа государственного жилищного надзора с органами муниципального жилищного контроля при осуществлении государственного жилищного надзора, административного регламента взаимодействия органа муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора при осуществлении муниципального жилищного контроля;
7) повышение квалификации специалистов, осуществляющих государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль;
8) обмен информационными базами данных;
9) создание совместных координационных и совещательных органов с привлечением к их работе экспертов, экспертных организаций, в том числе для разработки методических документов по вопросам организации и осуществления государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля;
10) проведение совместных информационно-консультационных мероприятий для юридических лиц и граждан по содержанию обязательных требований и порядку осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.
6. Порядок взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора по вопросам, указанным в подпунктах 1 - 4 пункта 5 настоящих методических рекомендаций, рекомендуется устанавливать в административном регламенте взаимодействия органа муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора при осуществлении муниципального жилищного контроля.
7. При разработке порядка взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органами государственного жилищного надзора рекомендуется предусматривать следующее:
1) информирование органами муниципального жилищного контроля органа государственного жилищного надзора о плане проверок на очередной год путем направления проекта плана проверок не менее чем за 20 рабочих дней до направления плана проведения плановых проверок в органы прокураторы для согласования целей, объемов, сроков проверок в отношении лиц, включенных в проекты планов проверок органом муниципального жилищного контроля и органом государственного жилищного надзора;
2) направление органами муниципального жилищного контроля и органами государственного жилищного надзора друг другу годовых планов проверок в течение 5 рабочих дней после их утверждения;
3) информирование органами муниципального жилищного контроля и органами государственного жилищного надзора друг друга о проведении внеплановой проверки в течение одного рабочего дня со дня принятия решения о проведении такой проверки;
4) информирование органами муниципального жилищного контроля и органами государственного жилищного надзора друг друга о результатах проведенных проверок в течение пяти рабочих дней с даты визирования акта проверки соответственно руководителем (заместителем руководителя) органа муниципального жилищного контроля или руководителем (заместителем руководителя) органа государственного жилищного надзора;
5) возможность осуществления взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченным органом государственного жилищного надзора по вопросам, указанным в подпунктах 7 - 10 пункта 5 настоящих методических рекомендаций, на основе договоров (соглашений) о взаимодействии при осуществлении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля;
6) оказание органом государственного жилищного надзора органам муниципального жилищного контроля:
информационной, методической, консультативной и организационной поддержки;
содействия повышению квалификации муниципальных жилищных инспекторов;
иных видов содействия.
8. При разработке порядка взаимодействия органа государственного жилищного надзора с органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия, установленные частью 1.1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченные органы местного самоуправления), рекомендуется предусматривать информирование органами государственного жилищного надзора и уполномоченными органами местного самоуправления друг друга соответственно о результатах проверок, проведенных на территории соответствующего муниципального образования в рамках осуществления государственного жилищного надзора, и о результатах осуществления полномочий, установленных частью 1.1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
III. Рекомендации по разработке административных
регламентов исполнения функций по государственному
жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю
9. При разработке административных регламентов исполнения функций по государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю (далее - административные регламенты), устанавливающих содержание, сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля, рекомендуется предусматривать оптимизацию (повышение качества) исполнения указанных функций, в том числе:
а) упорядочение административных процедур (действий);
б) устранение избыточных административных процедур (действий);
в) сокращение срока исполнения функций, а также срока выполнения отдельных административных процедур (действий) в рамках исполнения функции;
г) ответственность должностных лиц органов государственного жилищного надзора и органов муниципального жилищного контроля, исполняющих соответствующие функции, за несоблюдение ими требований регламентов при выполнении административных процедур (действий);
д) осуществление отдельных административных процедур (действий) в электронной форме.
10. Наименование регламентов рекомендуется определять с учетом формулировки, соответствующей редакции положений статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми предусмотрено осуществление функций по государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю.
11. В административные регламенты рекомендуется включать следующие разделы:
а) общие положения;
б) требования к порядку исполнения государственной (муниципальной) функции;
в) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме;
г) порядок и формы контроля за исполнением государственной (муниципальной) функции;
д) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную (муниципальную) функцию, а также их должностных лиц.
12. В раздел административных регламентов, касающийся общих положений, рекомендуется включать следующие подразделы:
а) наименование государственной (муниципальной) функции;
б) наименование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), исполняющего государственную (муниципальную) функцию;
в) перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной (муниципальной) функции, с указанием их реквизитов и источников официального опубликования;
г) предмет регионального государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля);
д) права и обязанности должностных лиц при осуществлении регионального государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля);
е) права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору);
ж) описание результата исполнения государственной функции.
13. В раздел административных регламентов, касающийся требований к порядку исполнения государственной функции, рекомендуется включать порядок информирования об исполнении государственной функции, а также срок исполнения государственной функции.
При этом в порядке информирования об исполнении государственной функции рекомендуется указывать следующие сведения:
а) информация о месте нахождения и графике работы органа государственного жилищного надзора (органа муниципального жилищного контроля), его структурных подразделений;
б) справочные телефоны структурных подразделений органа государственного жилищного надзора (органа муниципального жилищного контроля), исполняющих государственную функцию, в том числе номер телефона-автоинформатора;
в) адреса официальных сайтов органа государственного жилищного надзора (органа муниципального жилищного контроля) в сети Интернет, содержащих информацию о порядке исполнения государственной (муниципальной) функции, адреса их электронной почты;
г) порядок получения информации заинтересованными лицами по вопросам исполнения государственной (муниципальной) функции, сведений о ходе исполнения государственной (муниципальной) функции;
д) порядок, форма и место размещения указанной в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта информации, в том числе на стендах в местах исполнения государственной (муниципальной) функции, на официальных сайтах органа государственного жилищного надзора (органа муниципального жилищного контроля).
14. В раздел регламентов, касающийся состава, последовательности и сроков выполнения административных процедур, требований к порядку их выполнения, в том числе особенностей выполнения административных процедур в электронной форме, рекомендуется включать подразделы, соответствующие количеству административных процедур - логически обособленных последовательностей административных действий при исполнении государственной (муниципальной) функции, имеющих конечный результат и выделяемых в рамках исполнения государственной (муниципальной) функции.
В начале указанного раздела рекомендуется указывать исчерпывающий перечень административных процедур, содержащихся в этом разделе.
15. В приложении к регламентам рекомендуется приводить блок-схему исполнения государственной (муниципальной) функции.
16. В описание каждой административной процедуры рекомендуется включать следующие элементы:
а) основания для начала административной процедуры;
б) содержание каждого административного действия, входящего в состав административной процедуры, продолжительность и (или) максимальный срок его выполнения;
в) сведения о должностном лице, ответственном за выполнение каждого административного действия, входящего в состав административной процедуры. Если нормативные правовые акты, непосредственно регулирующие исполнение государственной функции, содержат указание на конкретную должность, она указывается в тексте регламента;
г) условия, порядок и срок приостановления исполнения государственной (муниципальной) функции в случае, если возможность приостановления предусмотрена законодательством Российской Федерации;
д) критерии принятия решений;
е) результат административной процедуры и порядок передачи результата, который может совпадать с основанием для начала выполнения следующей административной процедуры;
ж) способ фиксации результата выполнения административной процедуры, в том числе в электронной форме, содержащий указание на формат обязательного отображения административной процедуры.
17. В раздел административных регламентов, касающийся порядка и формы контроля за исполнением государственной функции, рекомендуется включать следующие подразделы:
а) порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами органа государственного жилищного надзора (органа муниципального жилищного контроля) положений регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной (муниципальной) функции, а также за принятием ими решений;
б) порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной (муниципальной) функции, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством исполнения государственной (муниципальной) функции;
в) ответственность должностных лиц органа государственного жилищного надзора (органа муниципального жилищного контроля) за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе исполнения государственной (муниципальной) функции;
г) положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за исполнением государственной (муниципальной) функции, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций.
18. В раздел административных регламентов, касающийся досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также их должностных лиц, рекомендуется включать:
а) информацию для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе исполнения государственной (муниципальной) функции;
б) предмет досудебного (внесудебного) обжалования;
в) исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается;
г) основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования;
д) права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы;
е) перечень органов государственной власти (органов местного самоуправления) и должностных лиц, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке;
ж) сроки рассмотрения жалобы;
з) результат досудебного (внесудебного) обжалования применительно к каждой процедуре либо инстанции обжалования.