См. Документы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 13 января 2020 г. N 2/пр
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
УТВЕРЖДЕНИЯ СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ И О ПРИЗНАНИИ
УТРАТИВШИМ СИЛУ ПРИКАЗА МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 13 АПРЕЛЯ 2017 Г. N 710/ПР "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
УТВЕРЖДЕНИЯ СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ"
В соответствии с частью 3 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; официальный интернет-портал правовой информации //www.pravo.gov.ru, 28 декабря 2019 г., N 0001201912280033), подпунктом 5.2.10 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117; 2019, N 40, ст. 5560), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок утверждения сметных нормативов.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 апреля 2017 г. N 710/пр "Об утверждении Порядка утверждения сметных нормативов" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 августа 2017 г., регистрационный N 47744).
Министр
В.В.ЯКУШЕВ
Утвержден
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 13 января 2020 г. N 2/пр
ПОРЯДОК УТВЕРЖДЕНИЯ СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок устанавливает правила планирования, рассмотрения и утверждения сметных нормативов, применяемых для определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, в том числе многоквартирных домов, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее соответственно - Порядок, сметные нормативы).
2. Положения Порядка не распространяются на планирование, рассмотрение и утверждение индивидуальных сметных нормативов, предназначенных для строительства конкретного объекта по предусматриваемым в проектной документации технологиям производства работ, условиям труда и поставок ресурсов, отсутствующим или отличным от технологий, учтенных в сметных нормативах, содержащихся в федеральном реестре сметных нормативов, формируемом Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство) в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 октября 2017 г. N 1470/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2018 г., регистрационный N 51079) (далее - Реестр), утверждение которых осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации о разработке таких сметных нормативов, принятого в соответствии с пунктом 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 744; 2019, N 28, ст. 3788).
II. Планирование утверждения (актуализации)
сметных нормативов
3. Планирование утверждения (актуализации) сметных нормативов осуществляется Министерством ежегодно на основании предложений:
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц (далее - Инициаторы) об утверждении (актуализации) сметных норм и методик определения нормативных затрат на работы по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации (далее - МНЗ);
государственного учреждения, подведомственного Министерству, и уполномоченного на создание и эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (далее соответственно - Организация, ФГИС ЦС) об утверждении (актуализации) методик, необходимых для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, разработки и применения сметных норм, за исключением МНЗ (далее - Методика), сформированных на основании письменных обращений физических и юридических лиц или в связи с изменением законодательства Российской Федерации.
4. Формирование плана утверждения (актуализации) сметных нормативов осуществляется структурным подразделением Министерства, осуществляющим функции в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве (далее соответственно - План, уполномоченный Департамент).
5. Инициатор в срок до 1 сентября года, предшествующего году, на который осуществляется планирование утверждения (актуализации) сметных нормативов, направляет в Министерство и в Организацию предложение об утверждении (актуализации) сметных норм и (или) МНЗ (далее - Предложение). Прилагаемые к Предложению документы, предусмотренные пунктами 6 и 7 Порядка, направляются Инициатором только в адрес Организации.
Предложения об актуализации сметных нормативов направляются в случае их приведения в соответствие с законодательством о градостроительной деятельности, учета новых технологий, материалов и оборудования, изменения наименования, единицы измерения сметного норматива, состава и видов затрат, а также видов и показателей расхода материалов, времени работы машин и механизмов, входящих в состав сметного норматива.
6. К Предложению об утверждении (актуализации) сметных норм прикладываются следующие документы и сведения:
а) наименование и место нахождения Инициатора;
б) описание технологии, для которой планируется разработка сметных норм или указание сметных норм, планируемых к актуализации;
в) наименование сборника сметных норм, в который планируется включение новых и актуализированных сметных норм;
г) срок разработки (актуализации) сметных норм;
д) наименование организации (органа), обеспечивающей финансирование разработки (актуализации) сметных норм;
е) обоснование целесообразности разработки (актуализации) сметных норм. Обоснованием целесообразности актуализации сметных норм являются данные об изменении требований нормативно-технических документов, которые приводят к изменению технологии производства работ или расхода строительных ресурсов, данные об изменении времени выполнения технологических операций на основании технических характеристик новых машин и механизмов, технических характеристик и свойств материалов. При разработке новых норм, предполагающих включение в действующие таблицы сметных норм, а также актуализации действующих норм, необходимо соблюдать параметрические ряды, а при невозможности - актуализировать действующие нормы дополняемых (актуализируемых) таблиц сметных норм;
ж) перечень строительных ресурсов, необходимых для производства работ по технологии, по которой Инициатором предлагается разработка (актуализация) сметных норм;
з) сведения о наличии объектов (полигонов) для проведения нормативных наблюдений с указанием планируемой даты и места производства работ с применением технологии, для которой Инициатором предлагается разработка (актуализация) сметных норм, либо информация о возможности разработки (актуализации) сметных норм расчетно-аналитическим методом;
и) сведения об исходной документации, необходимой для разработки (актуализации) сметных норм;
к) предложения по дополнению разделов "Общие положения", "Исчисление объемов работ" и "Приложения" соответствующего сборника сметных норм (при необходимости);
л) результаты анализа экономической эффективности технологии производства работ, по которой Инициатором предлагается разработка (актуализация) сметных норм, по сравнению с применяемыми на дату представления Предложения сметными нормами и предусмотренными ими технологиями;
м) источник финансирования разработки (актуализации) сметных норм;
н) наименования и реквизиты актов Правительства Российской Федерации, поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, содержащих указания на разработку (актуализацию) сметных норм (при наличии);
о) иные сведения, относящиеся к утверждению (актуализации) сметных норм.
7. К Предложению об утверждении (актуализации) МНЗ прикладываются следующие документы и сведения:
а) наименование и место нахождения Инициатора;
б) срок разработки (актуализации) МНЗ;
в) наименование организации (органа), обеспечивающей финансирование разработки (актуализации) МНЗ;
г) обоснование целесообразности разработки (актуализации) МНЗ. Обоснованием целесообразности актуализации МНЗ являются:
необходимость расширения номенклатуры объектов, предусмотренных МНЗ;
ввод в действие нового нормативного документа, регламентирующего состав и объем работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации для строительства объектов, предусмотренных МНЗ, либо внесение изменений в такой документ при условии, что внесенные изменения оказывают влияние на трудоемкость выполнения указанных работ;
изменение технологий выполнения отдельных видов работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, в том числе с использованием новых программных и технических средств, которые оказывают влияние на трудоемкость выполнения работ, предусмотренных МНЗ;
изменение порядка применения МНЗ, предусмотренного нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве;
результаты анализа применения МНЗ, указывающие на необходимость ее доработки в части уточнения ее отдельных положений с целью исключения неоднозначного толкования, включения дополнительных положений по применению содержащихся в МНЗ цен, параметров цен и нормативов цены, включения и (или) исключения корректирующих и поправочных коэффициентов или изменения их величины;
необходимость изменения уровня цен, предусмотренного МНЗ;
иные основания, относящиеся к утверждению (актуализации) МНЗ;
д) сведения о наличии исходной документации, методических, технических документов, информационно-справочных материалов, необходимых для разработки МНЗ;
е) источник финансирования разработки (актуализации) МНЗ;
ж) наименование и реквизиты актов Правительства Российской Федерации, поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, содержащих указания на разработку (актуализацию) МНЗ (при наличии);
з) иные сведения, относящиеся к утверждению (актуализации) МНЗ.
8. Предложение и прилагаемые к нему сведения и документы представляются Инициатором на бумажном носителе, а также на электронном носителе в открытом формате, обеспечивающем возможность автоматизированной проверки документов, их сохранения на технических средствах и допускающем возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра (в форматах *.doc, *.docx, *.xls, *.xlsx, *.rtf, *.pdf - для документов с текстовым содержанием и в форматах *.dwg, *.dwx, *.jpg, *.jpeg, *.pdf - для документов с графическим содержанием).
9. Предложение и прилагаемые к нему сведения и документы, представляемые на бумажном носителе, должны быть сброшюрованы, пронумерованы и скреплены печатью (при наличии) и подписью Инициатора (руководителя Инициатора, иного уполномоченного лица с одновременным представлением документов, подтверждающих его полномочия).
10. Предложение и прилагаемые к нему сведения и документы, представляемые на электронном носителе, должны быть структурированы, содержать их опись.
11. Срок рассмотрения Предложения Организацией не превышает 25 (двадцать пять) рабочих дней со дня получения соответствующего Предложения.
12. В случае несоответствия Предложения пунктам 6 или 7 Порядка Организация подготавливает отчет, содержащий сведения об отсутствии целесообразности включения Предложения в проект Плана, и направляет его Инициатору (копию в Министерство). Инициатор вправе доработать Предложение в соответствии с указанным отчетом и направить его на повторное рассмотрение. Повторное рассмотрение Предложения осуществляется Организацией в соответствии с Порядком.
13. В случае соответствия Предложения пунктам 6 или 7 Порядка Организация подготавливает отчет, содержащий сведения о целесообразности включения Предложений в проект Плана, и направляет его Инициатору (копию в Министерство) и включает Предложение в проект Плана.
14. В обязательном порядке в План включается информация о сметных нормативах, указания на разработку которых содержатся в актах Правительства Российской Федерации, поручениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
15. Организация в срок до 1 ноября года, предшествующего году, на который осуществляется планирование утверждения (актуализации) сметных нормативов, направляет в Министерство сформированный проект Плана.
16. Уполномоченный Департамент обеспечивает рассмотрение проекта Плана Научно-экспертным советом по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве при Министерстве (далее - НЭС).
17. План утверждается приказом Министерства и размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также во ФГИС ЦС.
18. Изменения в План вносятся приказом Министерства на основании актов и поручений Правительства Российской Федерации, поручений Президента Российской Федерации и Предложений.
Оформление, представление и рассмотрение Предложений, предусматривающих внесение изменений в План, осуществляется в соответствии с пунктами 6 - 13, 16 Порядка.
19. В случае неисполнения Инициатором обязательства по разработке (актуализации) сметных нормативов и (или) переноса срока разработки сметных нормативов более двух раз, такой сметный норматив из формируемого Организацией проекта Плана исключается. Перенос срока разработки сметного норматива осуществляется на основании письменного обращения Инициатора в Министерство и Организацию с указанием причин необходимости такого переноса.
20. План формируется из трех разделов: "Сметные нормы", "Методики определения нормативных затрат на работы по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации", "Методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, разработки и применения сметных норм".
21. В раздел Плана "Сметные нормы" включаются следующие сведения:
а) наименование Инициатора;
б) вид работ (разработка, актуализация);
в) предполагаемое наименование технологии;
г) предполагаемое количество сметных норм;
д) наименование организации, ответственной за разработку (актуализацию) сметной нормы;
е) срок разработки (актуализации) сметной нормы;
ж) источник финансирования разработки (актуализации) сметной нормы.
22. В раздел Плана "Методики определения нормативных затрат на работы по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации" включаются следующие сведения:
а) наименование Инициатора;
б) вид работ (разработка, актуализация);
в) предполагаемое наименование МНЗ;
г) наименование организации, ответственной за разработку (актуализацию) МНЗ;
д) срок разработки (актуализации) МНЗ;
е) источник финансирования разработки (актуализации) МНЗ.
23. В раздел Плана "Методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, разработки и применения сметных норм" включаются следующие сведения:
а) наименование Инициатора;
б) вид работ (разработка, актуализация);
в) предполагаемое наименование Методики;
г) наименование организации, ответственной за разработку (актуализацию) Методики;
д) срок разработки (актуализации) Методики;
е) источник финансирования разработки (актуализации) Методики.
III. Рассмотрение проектов сметных нормативов
24. Проекты сметных нормативов направляются Инициатором в Министерство для утверждения.
25. К проекту сметного норматива Инициатором прилагаются:
а) пояснительная записка;
б) расчетные обоснования и технологические карты для сметных норм или обосновывающие материалы для МНЗ;
в) материалы фото- (видео-) фиксации технологических процессов (при наличии);
г) документы, предусмотренные пунктом 27 Порядка, в случае применения в проекте сметной нормы материалов, изделий, конструкций и оборудования (далее - материальные ресурсы), машин и (или) механизмов, отсутствующих в классификаторе строительных ресурсов (далее - Классификатор) и (или) федеральных единичных расценках, в том числе их отдельных составляющих (далее - ФЕР).
д) иные сведения, относящиеся к разработке сметных нормативов (при наличии).
26. Расчетные обоснования и технологические карты к проекту сметных норм и обосновывающие материалы к проекту МНЗ, материалы фото- (видео-) фиксации технологических процессов выполняются в соответствии с требованиями Методик, сведения о которых включены в Реестр.
27. В случае применения в проекте сметной нормы материального ресурса, машины и (или) механизма, отсутствующего в Классификаторе и (или) ФЕР, Инициатор представляет:
а) пояснительную записку, содержащую описание области(-ей) применения материального ресурса, машины и (или) механизма, описание объекта(-ов) использования материального ресурса, машины и (или) механизма, описание основных технических характеристик материального ресурса, машины и (или) механизма, наименование соответствующей нормативно-технической документации, предусмотренной Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 27, ст. 3953; 2016, N 27, ст. 4229) (далее - нормативно-техническая документация) и (или) предварительный национальный стандарт, стандарты организаций, технические условия и иную информацию, имеющую отношение, по мнению Инициатора, к материальному ресурсу, машине и (или) механизму;
б) документы о сертификации в соответствии с требованиями технических регламентов (при наличии);
в) технические руководства (инструкции) по эксплуатации материального ресурса, машины и (или) механизма, чертежи конструктивных решений с использованием материального ресурса, машины и (или) механизма, описание технологии применения (монтажа, установки и прочее) материального ресурса, машины и (или) механизма;
г) перечень основных узлов и агрегатов, составляющих машины и (или) механизмы;
д) нормативно-техническую документацию, предварительный национальный стандарт, стандарты организаций, технические условия;
е) отпускная цена материального ресурса (в том числе за единицу измерения), машины и (или) механизма по данным производителя либо поставщика с приложением обоснования (прайс-лист, коммерческое предложение, счет-фактура и прочее).
ж) информация, характеризующая материальный ресурс, машину и (или) механизм:
код (9 знаков) и наименование Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2 (КПЕС 2008), соответствующие виду экономической деятельности по производству материального ресурса, машины и (или) механизма;
наименование материального ресурса, машины и (или) механизма, включающее потребительские свойства и иные характеристики материального ресурса, машины и (или) механизма, в том числе функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики (при необходимости), для однозначной идентификации материального ресурса, машины и (или) механизма, без указания на конкретного производителя (наименование изготовителя, марки, выпускаемой конкретным производителем, технических характеристик, не предусмотренных действующей нормативно-технической документацией);
наименование, организационно-правовая форма, ИНН, адрес, телефон и адрес электронной почты производителя (импортера) материального ресурса, машины и (или) механизма;
з) информация, характеризующая материальные ресурсы:
единица измерения;
тип, наименование и реквизиты нормативно-технической документации;
технические параметры и (или) характеристики, указанные по степени убывания значимости технического параметра и (или) характеристики;
марка, модель или модификация, в соответствии с нормативно-технической документацией;
масса нетто и масса брутто материального ресурса, указанная за единицу измерения;
вид перевозок материального ресурса (указываются возможные и рекомендуемые виды перевозки);
класс груза материального ресурса;
наименование основного технического параметра или характеристики материального ресурса;
единица измерения основного технического параметра или характеристики материального ресурса;
значение основного технического параметра или характеристики материального ресурса;
и) информация, характеризующая машины и механизмы:
марка базы и рабочего органа;
марка двигателя, отвечающего за рабочий орган машины и (или) механизма;
мощность двигателя, отвечающего за рабочий орган машины и (или) механизма (для двигателей внутреннего сгорания указывается в лошадиных силах, для электродвигателей - в кВт, при работе от сжатого воздуха - в куб. м);
расход энергоносителя (для двигателей внутреннего сгорания указывается в кг/ч, для электродвигателей - в кВт/ч, при работе от сжатого воздуха - в куб. м/ч);
тип энергоносителя (например, дизельное топливо, бензин, электроэнергия, сжатый воздух);
объем гидравлической системы (указывается в литрах);
тарифный разряд или уровень квалификации машинистов (указывается в соответствии с единым тарифно-квалификационным справочником, либо профессиональным стандартом, в случае если машину и (или) механизм обслуживает более чем один машинист, тогда в отдельных графах указываются разряды по каждому машинисту);
габариты (в случае если машина и (или) механизм не габаритные, Инициатор указывает параметры и размеры такой машины и (или) механизма);
масса снаряженной машины и (или) механизма (указывается в тоннах).
28. Проекты сметных норм и МНЗ и прилагаемые к ним документы Инициатор оформляет в соответствии с пунктами 8 - 10 Порядка, а также в случае представления сметных норм и МНЗ и прилагаемых к ним документов на электронном носителе наименование файла должно соответствовать наименованию разрабатываемого (актуализируемого) сметного норматива.
29. Уполномоченный Департамент в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента поступления проектов сметных норм и МНЗ в Министерство направляет поступившие проекты сметных норм и МНЗ с прилагаемыми к ним документами на рассмотрение в Организацию. Организация в случае отсутствия сведений о разработке проекта сметных норм или МНЗ в Плане и (или) документов, предусмотренных Порядком, возвращает документы Инициатору без рассмотрения, с указанием причины (причин), послуживших основанием для возврата, и в письменном виде уведомляет об этом Министерство.
30. Срок рассмотрения проектов сметных норм и МНЗ Организацией не может превышать 25 (двадцать пять) рабочих дней со дня получения соответствующего проекта сметного норматива и прилагаемых к нему документов.
31. Срок рассмотрения проектов сметных норм и МНЗ может быть продлен Министерством на основании письменного уведомления, представленного Организацией с указанием причины (причин) такого продления, но не более чем на 15 (пятнадцать) рабочих дней. В этом случае Инициатор письменно уведомляется Организацией о продлении срока рассмотрения проекта сметного норматива с указанием оснований принятия такого решения.
32. Для оптимизации процедуры рассмотрения проектов сметных норм и МНЗ допускается разброшюровка проекта сметных нормативов и прилагаемых к нему документов.
33. В целях оперативного внесения Инициатором изменений в проекты сметных норм и МНЗ, Организацией может осуществляться рабочее взаимодействие с Инициатором с использованием различных средств коммуникации, в пределах сроков, установленных пунктами 29, 30 и 37 Порядка.
34. В случае если проекты сметных норм и МНЗ содержат недостатки технического и (или) редакционного характера, Организация может вносить исправления в проекты сметных норм и МНЗ самостоятельно, а также, при необходимости, формировать проекты изменений в действующие сметные нормативы на основании документов, представленных к рассматриваемым проектам сметных нормативов.
35. В случае если по результатам рассмотрения проектов сметных норм и (или) МНЗ) и прилагаемых документов, Организацией выявлены недостатки, не позволяющие сформировать проекты сметных норм или МНЗ, и (или) которые не могут быть устранены Организацией в соответствии с пунктом 34 Порядка, Организация направляет Инициатору замечания, содержащие сведения о необходимости представления дополнительных и (или) исправленных документов.
При выявлении в ходе рассмотрения проектов сметных норм недостатков в результатах нормативных наблюдений, в том числе в случае, если время выполнения операций существенно отличается от норм времени, предусмотренных сметными нормативами, сведения о которых включены в Реестр, или от ранее проведенных наблюдений, а также выявления нарушений технологии выполнения работ Инициатор обеспечивает проведение контрольных нормативных наблюдений с участием представителя Организации.
36. Срок дополнения и (или) исправления документов прилагаемых к проектам сметных норм и МНЗ Инициатором составляет 15 (пятнадцать) рабочих дней со дня получения от Организации замечаний. Проекты сметных норм и МНЗ с приложением дополнительных и (или) исправленных документов направляются Инициатором на повторное рассмотрение в Министерство и Организацию, с приложением документов только в адрес Организации.
37. Повторное рассмотрение проектов сметных норм или МНЗ с приложением дополнительных и (или) исправленных документов осуществляется Организацией в срок, предусмотренный пунктом 30 Порядка.
38. В случае если Инициатором в срок, предусмотренный пунктом 36 Порядка, не устранены замечания и (или) не представлены проекты сметных норм или МНЗ с приложением дополнительных и (или) исправленных документов, Организацией подготавливается заключение о нецелесообразности утверждения сметных нормативов и направляется в Министерство.
39. В случае если Организацией установлено соответствие проектов сметных норм или МНЗ нормативным правовым актам Российской Федерации в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, Методикам, сведения о которых включены в Реестр, Организацией направляется в Министерство заключение о целесообразности утверждения сметных нормативов, с приложением проектов сметных норм или МНЗ, а также формируются ФЕР, к проектам сметных норм, с учетом документов, представленных Инициатором в соответствии с пунктом 27 Порядка.
40. Копию заключения о целесообразности (нецелесообразности) утверждения сметных нормативов (далее - заключение) Министерство направляет Инициатору в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления такого заключения в Министерство. В случае если заключение, подготовленное Организацией, содержит рекомендации об отсутствии возможности утверждения сметных нормативов, Инициатор вправе направить в Министерство проекты сметных норм и (или) МНЗ с приложением дополнительных и (или) исправленных документов повторно в соответствии с Порядком.
41. Заключение должно содержать:
а) перечень рассмотренных проектов сметных нормативов;
б) перечень документов, представленных Инициатором;
в) перечень нормативных, технических и информационно-справочных материалов, использованных Организацией при рассмотрении проектов сметных норм;
г) результаты анализа проектов сметных нормативов и прикладываемых к ним документов, выводы о соответствии (несоответствии) нормативным правовым актам в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, методикам разработки сметных норм, сведения о которых включены в Реестр;
д) сведения о наличии (отсутствии) технических и арифметических ошибок в проектах сметных нормативов и документах, прилагаемых к проектам сметных нормативов;
е) сведения о наличии (отсутствии) в проекте сметного норматива результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальная собственность);
ж) информацию о внесении (отсутствии внесения) Организацией изменений в проекты сметных нормативов;
з) обоснование возможности (отсутствия возможности) утверждения сметного норматива с указанием наименования сметного норматива, сборника (сборников) сметных нормативов и его (их) частей, подлежащих актуализации (пересмотру) в результате утверждения сметного норматива.
42. Заключение должно быть прошито, пронумеровано, заверено подписью руководителя Организации либо иного уполномоченного им лица, с одновременным представлением документов, подтверждающих его полномочия. Проекты сметных нормативов и документы, прикладываемые к проектам сметных нормативов, по результатам рассмотрения которых Организацией подготовлено заключение о целесообразности утверждения сметных нормативов, представляются Организацией в Министерство в электронном виде.
43. Разработка (актуализация) Методик осуществляется Организацией и (или) Министерством, за исключением случаев, если федеральными законами, актами Правительства Российской Федерации, поручениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации разработка (актуализация) Методик предусмотрена Инициаторами.
44. Уполномоченный Департамент обеспечивает обсуждение проектов сметных нормативов на заседании НЭС, по результатам которого оформляется рекомендация.
В случае если проекты сметных норм и МНЗ разработаны Организацией, то по результатам рассмотрения их НЭС оформляется соответствующее заключение.
С учетом результатов рассмотрения НЭС Организация или Инициатор при необходимости дорабатывает проекты сметных нормативов.
IV. Утверждение сметных нормативов
45. Сметные нормативы утверждаются приказом Министерства на основании заключений и (или) рекомендаций НЭС.
46. Сведения об утвержденных сметных нормативах, а также сведения о ФЕР к сметным нормам, включаются в Реестр. Сметные нормативы и ФЕР к сметным нормам размещаются в ФГИС ЦС.
47. Подготовка проекта приказа Министерства осуществляется уполномоченным Департаментом в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня принятия решения об утверждении сметных нормативов.
48. Включение в Реестр сведений об утвержденных сметных нормативах, а также сведений о ФЕР к сметным нормам осуществляется не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня утверждения сметных нормативов.
При одновременном включении в Реестр более одной сметной нормы и ФЕР к ней, допускается формирование сборника (сборников) сметных норм и ФЕР к ним, или актуализация действующей редакции сборника (сборников).
49. Утвержденные сметные нормативы, ФЕР, документы, представленные Инициатором, заключения и рекомендации НЭС хранятся в Организации.
50. По требованию Министерства либо по обращению Инициатора копии документов, находящихся на хранении, представляются Организацией соответственно в Министерство или Инициатору.
51. Министерство не реже чем один раз в 3 (три) года в инициативном порядке принимает решение о пересмотре сметных нормативов (устранение опечаток, неточностей и иных изменений, не влияющих на применение сметных нормативов).
52. Любое юридическое или физическое лицо вправе письменно обратиться в Министерство с предложением о пересмотре сметного норматива (сметных нормативов).