См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 июня 2017 г. N 547

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИМЕРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

ОБ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ ЗАНЯТОСТЬ

ИНВАЛИДОВ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА

В соответствии с пунктом 11 приложения N 4 к государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 49, ст. 6987; 2016, N 18, ст. 2625; N 24, ст. 3525; 2017, N 5, ст. 813; N 15, ст. 2206), приказываю:

Утвердить прилагаемое Примерное положение об организациях, обеспечивающих социальную занятость инвалидов трудоспособного возраста.

Министр

М.ТОПИЛИН

Утверждено

приказом Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от 30 июня 2017 г. N 547

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ ЗАНЯТОСТЬ

ИНВАЛИДОВ ТРУДОСПОСОБНОГО ВОЗРАСТА

I. Общие положения

1. Примерное положение об организациях, обеспечивающих социальную занятость инвалидов трудоспособного возраста (далее соответственно - организация, Положение), разработано в целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, по регулированию деятельности организаций.

2. Положение носит рекомендательный характер и направлено на организационно-правовое регулирование деятельности по обеспечению социальной занятости инвалидов трудоспособного возраста (далее - инвалиды) для достижения оптимального согласования интересов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области содействия занятости населения, организаций и иных сторон трудовых отношений.

3. Для целей Положения используются следующие понятия:

социальная занятость инвалидов - занятость инвалидов трудоспособного возраста, способных к выполнению несложных (простых) видов трудовой деятельности с учетом нарушенных функций организма и ограничений жизнедеятельности со значительной помощью других граждан (далее - инвалиды);

организация - юридическое лицо, включая некоммерческую организацию, независимо от организационно-правовой формы, индивидуальный предприниматель, заключившие с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области занятости населения, договор по созданию производства (предприятия, цеха, участка, сектора, рабочих мест) для обеспечения социальной занятости инвалидов;

несложные (простые) виды трудовой деятельности - виды труда, не требующие специальной подготовки, навыков, знаний и умений, а также обращения с современными инструментами и приборами;

значительная помощь других граждан - помощь другого лица, без которой инвалид не может выполнять трудовые функции. В количественном выражении эта помощь составляет от 50 до 95 процентов от функций, которые должен выполнять инвалид;

наставник - работник организации, определенный работодателем с его согласия для оказания инвалиду помощи по следующим направлениям:

содействие в освоении трудовых обязанностей, вытекающих из технологической документации, должностной инструкции (при ее наличии);

внесение работодателю предложений по вопросам, связанным с созданием инвалиду условий доступности к рабочему месту и его дополнительного оснащения с учетом имеющихся у инвалида ограничений жизнедеятельности;

содействие формированию толерантного отношения к инвалиду со стороны других взаимодействующих с ним работников.

4. Целями деятельности организации являются:

а) соблюдение государственных гарантий прав на труд инвалидов;

б) создание для инвалидов благоприятных условий труда;

в) защита прав и интересов сторон трудовых отношений социальной занятости.

5. Основными задачами организации являются:

а) организация производств, предполагающих несложные (простые) виды трудовой деятельности, не требующие профессиональной подготовки;

б) прием (оформление) на работу инвалидов;

в) подбор инвалидам видов труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (далее - ИПРА) и их возможностями;

г) обеспечение рабочими местами инвалидов в соответствии с требованиями ИПРА и их возможностями;

д) оснащение рабочих мест в соответствии с рекомендациями ИПРА;

е) предоставление инвалиду наставника для оказания значительной помощи в процессе выполнения трудовых функций;

ж) обеспечение обучения инвалида на рабочем месте;

з) соблюдение в отношении участников социальной занятости прав и обязанностей, установленных трудовым законодательством Российской Федерации;

и) создание для участников трудовых отношений благоприятных условий труда;

к) обеспечение доступности производственных и непроизводственных помещений для инвалидов;

л) контроль за соблюдением санитарно-гигиенических условий в производственных и непроизводственных помещениях;

м) защита прав и интересов сторон трудовых отношений социальной занятости.

6. Правовую основу деятельности организаций составляют:

Конвенция о правах инвалидов (принята Резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г.) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013 г., N 6, ст. 468);

Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594);

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 2017, N 23, ст. 322);

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 18, ст. 565; Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 18, ст. 2666);

постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 49, ст. 6987; 2016, N 18, ст. 2625; N 24, ст. 3525; 2017, N 5, ст. 813; N 15, ст. 2206);

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. N 524н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 декабря 2012 г., регистрационный N 26452);

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. N 685н "Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2014 г., регистрационный N 31801);

Гигиенические требования к условиям труда инвалидов, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 30 "Об утверждении СП 2.2.9.2510-09" (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 9 июня 2009 г., регистрационный N 14036);

настоящее Положение.

7. Основанием для участия организации в обеспечении социальной занятости инвалидов является заключение договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области содействия занятости населения.

8. Основанием для прекращения участия организации в обеспечении социальной занятости инвалидов является прекращение или расторжение договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения либо ее ликвидация.

II. Организация деятельности организации

9. Организации осуществляет свою деятельность в соответствии со следующими требованиями:

а) руководство деятельностью организации осуществляется руководителем, в его отсутствие заместителем руководителя, назначенным приказом организации;

б) непосредственное руководство наставником осуществляется руководителем структурного подразделения организации, в котором работают наставник и инвалид;

в) наличие подготовленного персонала для оказания помощи инвалидам;

г) обеспечение доступности для инвалидов объектов инфраструктуры организации, мест целевого посещения;

д) обеспечение охраны труда и безопасности путей движения (в том числе эвакуационных);

е) платежеспособность организации;

ж) износ основных производственных фондов на уровне среднеотраслевого (или ниже);

з) отсутствие задолженности по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам;

и) отсутствие проведения в отношении организации процедуры банкротства и (или) ликвидации, приостановки осуществления финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

к) отсутствие нарушений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

л) наличие вакантных должностей или возможности создания новых рабочих мест с несложными (простыми) видами трудовой деятельности, за исключением видов деятельности, связанных с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующих специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий.

10. Сведения о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностях) в организации вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения с указанием:

а) наименование юридического лица, фамилии, имени, отчества работодателя, являющегося индивидуальным предпринимателем;

б) адрес (местонахождение);

в) сведения о свободных рабочих местах и вакантных должностях;

г) сведения о высвобождении работников организации.

III. Оборудование рабочих мест в организации

11. Оборудование рабочих мест в организации рекомендуется осуществлять в соответствии с основными требованиями к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, гигиеническими требованиями к условиям труда инвалидов, и рекомендациями, содержащимися в ИПРА.

12. Оборудование конкретного рабочего места инвалида должно учитывать специфику труда на рабочем месте: характер выполняемых работ, уровень специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса, взаимосвязь с другими рабочими местами в данной организации, а также индивидуальные потребности инвалида, для которого оснащается данное рабочее место - вид и степень выраженности нарушений, степень ограничения способности к трудовой деятельности, навыки работы со специальной техникой, должность, опыт работы (при их наличии) и др.

13. Специальное рабочее место инвалида при организации социальной занятости должно обеспечивать безопасность труда, работу 1 - 2 класса тяжести и напряженности труда, исключать возможность ухудшения здоровья или травматизма инвалида.

Оборудование специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов включает в себя подбор, монтаж и эксплуатацию основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования, применение которых позволяет создать условия для выполнения инвалидом его трудовых функций на рабочем месте.

14. Не допускается размещение рабочих мест инвалидов в подвальных, цокольных этажах, в зданиях без естественного освещения и воздухообмена.

15. Рабочие места в открытых помещениях и на открытом воздухе (сельскохозяйственные виды работ) могут быть заняты инвалидами с умственной отсталостью, психическими нарушениями без выраженных сопутствующих заболеваний, которым эти условия не противопоказаны по состоянию здоровья.

16. Инвалиды обеспечиваются рабочей одеждой, соответствующей времени года, и инвентарем.

IV. Требования к наставникам в организации

17. Наставник, оказывающий помощь инвалиду должен знать:

а) особенности социальной занятости как формы трудоустройства инвалидов;

б) особенности трудовой деятельности инвалидов;

в) особенности учебной и трудовой деятельности инвалидов, с которыми он работает;

г) правовые аспекты трудоустройства инвалидов и основы трудового законодательства Российской Федерации;

д) права и обязанности инвалидов, которым оказывается помощь в процессе трудовой деятельности;

е) правила этики при работе с инвалидами.

18. Наставник обязан:

а) оказывать помощь инвалиду при освоении трудовых навыков, адаптации на рабочем месте, выполнении функциональных обязанностей;

б) содействовать оборудованию рабочего места инвалида в соответствии с рекомендациями ИПРА;

в) содействовать созданию для инвалидов показанных условий труда в соответствии с ИПРА;

г) содействовать обеспечению доступности производственных и непроизводственных помещений для инвалидов в соответствии с имеющимися у них нарушениями функций и ограничениями жизнедеятельности;

д) содействовать социальной адаптации инвалидов в трудовом коллективе;

е) обучать инвалида на рабочем месте с использованием наглядных методов, с регламентированными по силе воздействия и времени нагрузками;

ж) знакомить инвалида с правилами по охране труда, пожарной безопасности, контролировать их соблюдение;

з) знакомить инвалида с правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью;

и) содействовать в обеспечении бытовых нужд инвалида, связанных с исполнением им трудовых обязанностей.

V. Обеспечение инвалидам доступности производственных

и непроизводственных помещений

19. В организации инвалидам обеспечивается доступность производственных и непроизводственных помещений, включая помещения социально-бытового назначения, пассивного и активного отдыха, пункты питания, медицинские пункты, кабинеты социально-трудовой ориентации, переводчика жестового языка (на предприятиях, использующих труд инвалидов по слуху) и учебные классы.

20. Организация обеспечивает:

а) доступность рабочих мест, мест целевого посещения (бытовых и санитарно-гигиенических помещений, столовой, буфета или комнаты приема пищи) и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;

б) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных);

в) своевременное получение инвалидами полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), участвовать в трудовом и учебном процессе;

г) устранение или преобразование элементов производственной среды, которые могут являться барьерами на пути передвижения инвалидов к рабочим местам;

д) оборудование мест целевого посещения в соответствии с потребностями инвалидов с различными нарушениями функций организма;

е) контроль за состоянием здоровья инвалида и условий его труда и отдыха.

21. При отсутствии технической возможности обеспечить доступность и удобство для инвалидов мест целевого посещения организация обеспечивает выделение специальной зоны или участка (например, у входной зоны).

VI. Требования к документации по приему и оформлению

инвалида на работу

22. Отношения, связанные с обеспечением социальной занятости инвалидов, регулируются трудовым законодательством Российской Федерации.

23. Работодатель наряду с трудовым договором может заключать с инвалидом ученический договор. Ученический договор заключается на срок, необходимый для обучения данной профессии, специальности, получения соответствующей квалификации.

24. Время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, установленной для работников соответствующего возраста, состояния здоровья, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ.

25. В случае отсутствия наставника ученик не допускается к работе.

VII. Осуществление контроля за деятельностью организации

26. Контроль за выполнением организацией взятых на себя договорных обязательств в согласованные сроки осуществляет в установленном порядке орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственную политику в области содействия занятости населения.