См. Документы Федеральной службы по финансовому мониторингу
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ
ПРИКАЗ
от 2 марта 2016 г. N 60
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ УПРАВЛЕНИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ОТМЫВАНИЮ ДОХОДОВ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ
В соответствии с подпунктом 2 пункта 11 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 808 "Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу", а также в соответствии с пунктом 1 приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу от 14 июля 2015 г. N 206 "О внесении изменений в штатное расписание центрального аппарата Федеральной службы по финансовому мониторингу" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об Управлении по противодействию отмыванию доходов Федеральной службы по финансовому мониторингу.
2. Признать утратившим силу приложение N 10 к приказу Федеральной службы по финансовому мониторингу от 11 мая 2010 г. N 116 "Об утверждении положений об управлениях Федеральной службы по финансовому мониторингу".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Директор
Ю.А.ЧИХАНЧИН
Утверждено
приказом Федеральной службы
по финансовому мониторингу
от 2 марта 2016 г. N 60
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ УПРАВЛЕНИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ОТМЫВАНИЮ ДОХОДОВ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ
I. Общие положения
1. Управление по противодействию отмыванию доходов Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - Управление) является самостоятельным структурным подразделением Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - Служба), осуществляющим:
- анализ и проверку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации, в том числе обеспечение координирующей роли Росфинмониторинга в противодействии рискам и угрозам, возникающим в результате легализации (отмывания) денежных средств, полученных преступным путем;
- направление информации и материалов в правоохранительные, надзорные и налоговые органы;
2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Службе, Регламентом Службы, иными нормативными правовыми актами, приказами Службы, а также настоящим Положением.
3. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Службы, территориальными органами Службы (далее - МРУ), структурными подразделениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
4. Структура и штатное расписание Управления определяются директором Службы.
5. Управление имеет сокращенное наименование - УПОД.
II. Полномочия Управления
6. Управление осуществляет следующие полномочия:
6.1. Осуществляет обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной направляемой в Росфинмониторинг информации, с целью отбора информации и объектов для дальнейших финансовых расследований;
6.1.1. Участвует в противодействии коррупции в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6.2. Получает, в том числе по запросам, от органов государственной власти Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации информацию и документы по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением информации о частной жизни граждан;
6.2.1. Запрашивает и получает в установленном порядке информацию об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, а также информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиентов кредитных организаций;
6.3. Осуществляет проверку информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом в целях выявления операций (сделок), связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
6.4. Выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;
6.5. Осуществляет оценку угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом;
6.6. Представляет в пределах компетенции Управления материалы для подготовки ежегодного доклада Президенту Российской Федерации об угрозах национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом и мерах по их нейтрализации;
6.6.1. Участвует в пределах компетенции Управления в разработке и реализации мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение незаконных финансовых операций;
6.6.2. В пределах компетенции Управления обеспечивает информирование федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов и организаций об угрозах национальной безопасности, которые возникают в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом и нейтрализация которых относится к полномочиям указанных органов и организаций;
6.6.3. Участвует в пределах компетенции Управления в проведении национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем;
6.7. Представляет материалы руководству Службы для докладов Президенту Российской Федерации в соответствии с его поручениями;
6.8. Проводит первичную проверку и подготовку ответов на запросы правоохранительных и налоговых органов в отношении юридических и физических лиц, проходящих по материалам уголовных дел и доследственных проверок, квалифицируемых по предикатным статьям в качестве преступлений экономической направленности;
6.9. Проводит международные финансовые расследования по запросам, получаемым из подразделений финансовой разведки иностранных государств (далее - иностранные ПФР) по линии международного сотрудничества Службы;
6.10. Анализирует материалы финансовых расследований по критериям проблемно-тематического финансового мониторинга, осуществляет контроль за ходом проведения финансовых расследований и реализации указанных материалов финансовых расследований;
6.11. Обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений граждан, а также запросов контролирующих и надзорных органов, проводит анализ и проверку информации, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
6.12. Направляет по результатам проведенных финансовых расследований информацию и материалы в правоохранительные и налоговые органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;
6.13. Организует взаимодействие и координацию деятельности структурных подразделений Службы с правоохранительными и налоговыми органами в рамках проводимых финансовых расследований, а также информационно-аналитическое сопровождение материалов финансовых расследований, переданных в правоохранительные и налоговые органы;
6.14. Организует и координирует деятельность МРУ по линии противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, в том числе в рамках выполнения поручений Президента Российской Федерации;
6.15. Участвует в разработке и реализации программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам, относящимся к компетенции Управления;
6.16. В пределах компетенции участвует в обобщении практики применения законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
6.17. В пределах компетенции участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на предупреждение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
6.18. В пределах своей компетенции совместно с Юридическим управлением Службы участвует в разработке проектов актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
6.19. Разрабатывает самостоятельно либо совместно с другими структурными подразделениями Службы проекты актов Службы по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
6.20. В пределах компетенции Управления участвует в разработке и реализации положений государственных программ Российской Федерации, в том числе в формировании и актуализации плановых показателей, отчетов (докладов) по их достижению;
6.21. Представляет в установленном порядке предложения для включения в план приоритетных мероприятий Службы и показатели деятельности Службы;
6.22. Принимает участие в работе по привлечению в установленном порядке и при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга научных и иных организаций, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
6.23. В пределах компетенции подготавливает для руководства Службы справочные и иные материалы;
6.24. Осуществляет информационное обеспечение по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
6.25. Принимает участие в установленном порядке в проведении проверок МРУ по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
6.26. Участвует в пределах своих полномочий в обеспечении соответствующего режима хранения документов и защиты полученной в процессе своей деятельности информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации;
6.27. Участвует в обеспечении мобилизационной подготовки, организации и ведении гражданской обороны в Службе;
6.28. Участвует в мероприятиях по совершенствованию работы Службы в рамках своей компетенции.
7. Управление с целью реализации возложенных на него полномочий имеет право:
7.1. Запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений Службы и МРУ документы, материалы и информацию, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;
7.2. Привлекать с согласия руководителей других структурных подразделений Службы федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие) этих подразделений для участия в мероприятиях, проводимых Управлением в соответствии с возложенными на него полномочиями;
7.3. Для проведения финансовых расследований обобщать и систематизировать информацию, содержащуюся в федеральной базе данных об операциях (сделках) и в иных, имеющихся в Службе информационных ресурсах, а также в запросах российских правоохранительных и налоговых органов, иностранных ПФР и обращениях граждан;
7.4. Запрашивать организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальных предпринимателей и получать в установленном порядке на безвозмездной основе документы, материалы и информацию, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;
7.5. В установленном порядке направлять запросы в правоохранительные, налоговые и иные органы исполнительной власти для получения дополнительной информации, необходимой для решения возложенных на Управление задач;
7.6. Направлять в установленном порядке запросы и ориентировки в иностранные ПФР в отношении юридических и физических лиц, а также фактов, изучаемых в рамках финансовых расследований;
7.7. Направлять ответы по результатам проведенной первичной проверки инициаторам запросов;
7.8. Осуществлять подготовку первичных материалов по результатам информационного поиска, анализа и первичного отбора информации и их направление в МРУ для проведения финансовых расследований;
7.9. В установленном порядке принимать решения о заведении дел финансовых расследований, осуществлять производство по делам и принимать решения о прекращении завершенных производством дел финансовых расследований;
7.10. Оформлять результаты проведенных финансовых расследований для рассмотрения и принятия решений в порядке применения статьи 8 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
7.11. Информировать правоохранительные и налоговые органы без раскрытия банковской, налоговой и коммерческой тайны о выявленных фактах финансово-хозяйственной деятельности, связанной с возможной подготовкой и совершением преступлений, но при отсутствии достаточных оснований, указывающих на связь выявленных операций (сделок) с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;
7.12. Проводить дополнительные финансовые расследования по вновь открывшимся обстоятельствам в рамках сопровождения переданных в правоохранительные и налоговые органы информации и материалов, получивших уголовно-процессуальную перспективу;
7.13. Обеспечивать в пределах компетенции Управления информационно-аналитическое сопровождение и контроль деятельности МРУ в части информационно-аналитического сопровождения материалов финансовых расследований, переданных в правоохранительные и налоговые органы;
7.14. Совместно с правоохранительными и налоговыми органами участвовать в мероприятиях по анализу и оценке эффективности реализации материалов финансовых расследований и выработке рекомендаций по совершенствованию данной работы;
7.15. Изучать потребности и осуществлять внедрение и использование в практической деятельности Управления передовых информационных технологий и специализированных программных средств для целей финансовых расследований, своевременно информировать руководство Службы об имеющихся потребностях Управления в средствах информационно-технологического обеспечения аналитической работы и оргтехники;
7.16. Участвовать в подготовке обзоров о практике применения законодательства Российской Федерации, тактике противодействия и методам выявления признаков легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем;
7.17. Осуществлять текущее и перспективное планирование деятельности Управления, подготовку отчетных материалов по установленной форме;
7.18. Давать в установленном порядке юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
7.19. Пользоваться в установленном порядке ведомственными информационными системами, а также обращаться в архив Службы в целях реализации полномочий, возложенных на Управление;
7.20. Участвовать в работе межведомственных комиссий, рабочих и экспертных группы для рассмотрения вопросов, входящих в компетенцию Управления;
7.21. Созывать и проводить совещания, а также участвовать в совещаниях по вопросам, входящим в компетенцию Управления.
8. Управление осуществляет иные полномочия и пользуется другими правами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами Службы.
III. Организация деятельности Управления
9. Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности директором Службы.
10. Начальник Управления подчиняется директору Службы и заместителю директора Службы, координирующему и контролирующему работу Управления в соответствии с распределением обязанностей между заместителями директора Службы (далее - курирующий заместитель директора Службы).
Начальник Управления представляет Службу в соответствии с полномочиями, определенными в Регламенте Службы, настоящем Положении, должностном регламенте, а также на основании отдельных поручений директора (курирующего заместителя директора) Службы.
11. Начальник Управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности директором Службы.
12. В состав Управления входят отделы по основным направлениям деятельности Управления:
отдел первичной проверки;
отдел сопровождения и взаимодействия с правоохранительными органами;
отдел инициативных финансовых расследований;
отдел углубленных финансовых расследований;
отдел международных финансовых расследований.
13. Начальник Управления:
13.1. Осуществляет непосредственное руководство Управлением, организует его работу и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление полномочий, а также за состояние исполнительской дисциплины в Управлении;
13.2. Организует качественное выполнение в установленные сроки поручений руководства Службы по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
13.3. По поручению руководства Службы в установленном порядке представляет Службу в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
13.4. Разрабатывает и осуществляет мероприятия по улучшению организации и методов работы Управления, организует работу по обучению и повышению квалификации гражданских служащих Управления;
13.5. В рамках проводимых финансовых расследований обеспечивает подготовку поручений и заданий МРУ о проведении предварительной проверки, в том числе с направлением запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальным предпринимателям, а также в органы государственной власти;
13.6. Участвует в установленном порядке в заседаниях Коллегии Службы и совещаниях, проводимых директором Службы и его заместителями по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
13.7. Представляет в установленном порядке директору Службы предложения о структуре и штатном расписании Управления в пределах установленных численности и фонда оплаты труда;
13.8. Представляет предложения директору Службы и его заместителям по вопросам, входящим в компетенцию Управления;
13.9. Распределяет обязанности между своими заместителями, утверждает положения об отделах, входящих в состав Управления, а также должностные регламенты гражданских служащих Управления;
13.10. Дает поручения гражданским служащим Управления;
13.11. В соответствии с установленным в Службе порядком делопроизводства визирует проекты организационно-распорядительных документов и служебных писем;
13.12. Обеспечивает проведение мероприятий, связанных с прохождением федеральной государственной гражданской службы гражданскими служащими Управления, в том числе представляет в установленном порядке предложения о назначении на должность и об освобождении от должности, о временном исполнении обязанностей, о присвоении классных чинов федеральной государственной гражданской службы, о повышении квалификации, поощрении гражданских служащих Управления и наложении на них дисциплинарных взысканий;
13.13. Представляет в установленном порядке предложения о направлении гражданских служащих Управления в служебные командировки;
13.14. В установленном порядке взаимодействует (в том числе ведет переписку) с другими структурными подразделениями Службы, МРУ, а также со структурными подразделениями других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
13.15. Подписывает и обеспечивает направление в установленном порядке запросов в правоохранительные и налоговые органы, а также в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальным предпринимателям в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
13.16. Обеспечивает рассмотрение поступивших в Службу проектов актов и других документов, а также подготовку заключений (ответов) на них;
13.17. Обеспечивает в пределах своей компетенции рассмотрение индивидуальных и коллективных обращений граждан, а также запросов информации о деятельности Службы;
13.18. Принимает меры по обеспечению необходимых условий служебной деятельности гражданских служащих Управления;
13.19. Организует работу с документами, содержащими в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и актами Службы сведения ограниченного распространения;
13.20. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Положением, поручениями директора Службы и курирующего заместителя директора Службы.
14. Документы, направляемые в установленном порядке от имени Управления по вопросам, входящим в его компетенцию, подписываются начальником Управления (лицом, исполняющим обязанности начальника Управления), а в его отсутствие - заместителем начальника Управления.
15. В случае временного отсутствия начальника Управления его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с приказом Службы.
16. Должностные обязанности гражданских служащих Управления определяются служебным распорядком, административным и должностными регламентами, служебным контрактом.