См. Документы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ
И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ
от 4 марта 2014 г. N 89

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ ЦЕЛЕВОЙ ИНСПЕКЦИИ
ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК
И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

В целях совершенствования контроля и надзора за физической защитой объектов использования атомной энергии приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Типовую программу целевой инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.

2. Признать утратившим силу Приказ Ростехнадзора от 29 декабря 2007 г. N 924 "Об утверждении и введении в действие Типовой программы целевой инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов".

3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя В.С. Беззубцева.

Руководитель
А.В.АЛЕШИН

Утверждена
Приказом Федеральной
службы по экологическому,
технологическому
и атомному надзору
от 4 марта 2014 г. N 89

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА
ЦЕЛЕВОЙ ИНСПЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ,
ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Типовая программа целевой инспекции физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (далее - Типовая программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, Правилами физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2007 г. N 456 (далее - Правила физической защиты), Требованиями к системам физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (НП-083-07), утвержденными Постановлением Ростехнадзора от 27 декабря 2007 г. N 7, Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2011 г. N 703 (далее - Административный регламент).

2. Типовая программа предназначена для работников центрального аппарата и межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, организующих и осуществляющих плановые и внеплановые проверки (в том числе в рамках комплексных инспекций) физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов (далее - ЯМ, ЯУ и ПХ ЯМ), и при постоянном надзоре за ее состоянием.

Типовая программа определяет основные направления проверки (инспекции) физической защиты ЯМ, ЯУ и ПХ ЯМ (далее - физическая защита) и типовые перечни вопросов, подлежащих проверке по каждому из направлений. Она является базой для составления программ намеченных инспекций.

3. При определении объема целевой инспекции следует исходить из того, что она может проводиться как по всем предусмотренным в Типовой программе направлениям, так и по некоторым из них. При этом конкретный объем проверяемых вопросов инспекции определяет должностное лицо Ростехнадзора, утверждающее программу ее проведения.

В случае выявления нарушений при инспекции деятельности ядерных объектов в части физической защиты могут быть проверены дополнительно вопросы, не предусмотренные программой инспекции, в целях определения причин этих нарушений.

4. Целевая инспекция может проводиться как для всех объектов использования атомной энергии проверяемой организации, так и для некоторых из них.

5. Программа целевой инспекции физической защиты составляется и оформляется в соответствии с Приложением к настоящей Типовой программе.

6. Оформление акта целевой инспекции физической защиты и применение установленных законодательством Российской Федерации санкций в случаях выявления нарушений установленных требований осуществляется в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Приказ Ростехнадзора от 10 июня 2009 г. N 498) и Административным регламентом.

7. Термины и определения используются в Типовой программе в трактовке Правил физической защиты.

II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ ИНСПЕКЦИИ

8. Основными направлениями инспекции являются:

8.1. Правомочность организации осуществлять деятельность в области использования атомной энергии.

8.2. Организационные меры физической защиты на ядерном объекте.

8.3. Функционирование комплекса инженерно-технических средств физической защиты (далее - ИТСФЗ), его соответствие проектной документации, выполнение предусмотренных на объекте планов и процедур.

8.4. Действия подразделений охраны.

III. ТИПОВЫЕ ПЕРЕЧНИ ВОПРОСОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРОВЕРКЕ
ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ

9. По направлению "Правомочность организации осуществлять деятельность в области использования атомной энергии" проверке подлежат:

9.1. Лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на осуществление видов деятельности в области использования атомной энергии и выполнение условий их действия в части, касающейся физической защиты.

9.2. Документ о признании уполномоченным органом управления использования атомной энергии организации, пригодной эксплуатировать ЯУ или ПХ ЯМ и осуществлять деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ЯУ или ПХ ЯМ, а также деятельность по обращению с ЯМ.

9.3. Разрешения должностным лицам на право ведения работ в области использования атомной энергии в части обеспечения физической защиты.

10. По направлению "Организационные меры физической защиты на ядерном объекте" проверке подлежат:

10.1. Наличие и исполнение следующих нормативных правовых актов, организационно-распорядительных документов ядерного объекта, документов планирования и проектной документации:

10.1.1. Законодательство в области физической защиты, федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии по физической защите.

10.1.2. Нормативные документы органов управления использования атомной энергии, определяющие требования к физической защите.

10.1.3. Организационно-распорядительные документы по осуществлению физической защиты на ядерном объекте и при транспортировании ЯМ и ЯУ.

10.1.4. Паспорт состояния антитеррористической защищенности объекта и выполнение предусмотренных в нем мероприятий.

10.1.5. Акты и предписания предыдущих инспекций, выполнение планов мероприятий и соблюдение сроков по устранению выявленных нарушений и применению компенсирующих мер до их устранения.

10.1.6. Документы по результатам ведомственного и объектового контроля за физической защитой, а также выполнение планов мероприятий и соблюдение сроков по устранению нарушений и применению компенсирующих мер до их устранения.

10.1.7. Акт межведомственной комиссии по организации охраны объекта (при охране объекта внутренними войсками МВД России), акт ведомственной комиссии по организации охраны объекта (при его охране ведомственной охраной), договор на охрану объекта и акт его комиссионного обследования (при использовании вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации), а также акты о частичном изменении охраны и ведомственные нормативные документы по организации охраны объекта и порядку несения службы подразделениями охраны.

10.1.8. Документация на рабочих местах (начальника караула, оператора центрального пункта управления (далее - ЦПУ) и локальных пунктов управления (далее - ЛПУ) системы физической защиты, контролера контрольно-пропускного пункта (далее - КПП), часового).

10.1.9. Вопросы, относящиеся к обращению с документацией (учет, система пересмотра, внесения изменений и дополнений, порядок введения в действие вновь выпущенных документов).

10.1.10. Документы по созданию (совершенствованию) системы физической защиты (техническое задание на создание (совершенствование) СФЗ, рабочая документация проекта ИТСФЗ, протоколы испытаний и акты ввода в эксплуатацию ИТСФЗ).

10.1.11. План совершенствования системы физической защиты.

10.1.12. План проверки технического состояния и работоспособности ИТСФЗ.

10.1.13. План-график выполнения работ по техническому обслуживанию ИТСФЗ объекта и его выполнение.

10.1.14. Эксплуатационная документация на ИТСФЗ (формуляры (паспорта), инструкции, технические описания, журналы и т.д.).

10.1.15. Сертификаты на ИТСФЗ.

10.2. Разработанные и утвержденные руководством ядерного объекта следующие документы:

10.2.1. Отчет о проведении анализа уязвимости.

10.2.2. Отчет о проведении оценки эффективности системы физической защиты на ядерном объекте.

10.2.3. Отчет о проведении оценки эффективности системы физической защиты ЯМ и ЯУ при транспортировании (для организации, которая несет ответственность за обеспечение физической защиты ЯМ и ЯУ при их перевозке и транспортировании).

10.2.4. Документ об оценке масштабов последствий несанкционированных действий.

10.2.5. Документ о категорировании предметов физической защиты.

10.2.6. Документ о выделении охраняемых зон, зон ограниченного доступа и определении мест размещения предметов физической защиты.

10.2.7. Документ о разработке требований к системе физической защиты.

10.2.8. План охраны ядерного объекта.

10.2.9. План физической защиты.

10.2.10. План действий персонала физической защиты и персонала ядерного объекта в штатных и чрезвычайных ситуациях.

10.2.11. План взаимодействия руководства ядерного объекта, воинских частей (подразделений) внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации с органами внутренних дел Российской Федерации и органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации в штатных и чрезвычайных ситуациях.

10.2.12. Положение о системе допуска и доступа к предметам физической защиты, к информации о функционировании системы физической защиты.

10.2.13. Положение о внутриобъектовом режиме.

10.2.14. Документ по проведению объектового контроля за соблюдением требований к физической защите.

10.3. Документы по организации и деятельности службы безопасности объекта:

10.3.1. Положение о службе безопасности объекта.

10.3.2. Документ, определяющий штатную структуру службы безопасности, а также укомплектованность штатной структуры специалистами.

10.3.3. Документы, определяющие должностные обязанности каждой категории персонала физической защиты.

10.3.4. Документы, определяющие организацию и проведение отбора, профессиональной подготовки, аттестации и допуска персонала физической защиты.

10.3.5. Выполнение организационных мероприятий по осуществлению управления и координации деятельности по обеспечению физической защиты объекта с учетом действующих ведомственных положений о службе безопасности.

10.4. Функционирование разрешительной системы доступа персонала, командированных лиц, посетителей и транспортных средств в охраняемые зоны, режимные здания, сооружения и помещения, к ЯМ, ЯУ и ПХ ЯМ:

10.4.1. Порядок осуществления пропускного режима в охраняемые зоны, режимные здания, сооружения и помещения.

10.4.2. Организация доступа различных категорий лиц к ЯМ, ЯУ и в ПХ ЯМ.

10.4.3. Выполнение правила "двух лиц" при работах в особо важных зонах и при досмотре транспортных средств, выезжающих за пределы охраняемых зон.

10.4.4. Осуществление контроля за поведением лиц, входящих и находящихся в охраняемых зонах, режимных зданиях, сооружениях и помещениях.

10.4.5. Организация и обеспечение охраны охраняемых зон, режимных зданий, сооружений и помещений.

10.4.6. Организация работы бюро пропусков (за исключением находящихся в ведении внутренних войск).

10.4.7. Организация досмотра персонала, командированных лиц и посетителей.

10.4.8. Организация управления ИТСФЗ с ЦПУ и ЛПУ.

10.4.9. Организация физической защиты ЯМ и ЯУ при их транспортировании.

10.5. При проверке наличия и содержания лицензий, разрешений, договоров, положений, инструкций и отчетов проверяются только подлинники этих документов.

11. По направлению "Функционирование комплекса ИТСФЗ и его соответствие проектной документации, выполнение предусмотренных на объекте планов и процедур" основными составляющими инспекции являются:

а) проверка наличия и соответствия физических барьеров проектной документации;

б) проверка соответствия комплекса технических средств физической защиты (далее - ТСФЗ) проектной документации;

в) проверка функционирования ИТСФЗ;

г) проверка осуществления управления ИТСФЗ.

12. В порядке выполнения требований подпункта "а" пункта 11 настоящей Типовой программы проверке подлежат:

12.1. Наличие физических барьеров по периметру охраняемых (защищенных, внутренних и особо важных) зон, включая конструкцию зданий и сооружений.

12.2. Состояние физических барьеров по периметру охраняемых зон, в том числе наличие на периметре защищенной зоны физических барьеров, оборудование наземных эстакад трубопроводов и кабельных коробов, пересекающих периметр, средствами обнаружения, оборудование подземных коммуникаций металлическими решетками и средствами обнаружения.

12.3. Соответствие существующих физических барьеров (основного, внутреннего и внешнего ограждений запретной зоны, инженерного оборудования зданий караулов и КПП, инженерного оборудования подземных и наземных коммуникаций, противотаранных устройств и оборудования зданий, имеющих режимные помещения) требованиям нормативных правовых актов и проектной документации.

12.4. Наличие на подземных и наземных коммуникациях объекта, имеющих входы или выходы в виде колодцев, люков, лазов, шахт, открытых трубопроводов, каналов, и на других подобных сооружениях, через которые можно проникнуть на территорию объекта, постоянных или съемных решеток, крышек, дверей с запорами и сигнализацией.

12.5. Оборудование защищенной, внутренних и особо важных зон ИТСФЗ в соответствии с проектной документацией.

12.6. Оборудование КПП для прохода людей, проезда автомобильного и железнодорожного транспорта ИТСФЗ, в том числе противотаранными устройствами и средствами защиты часовых от поражения стрелковым оружием.

12.7. Обеспечение беспрепятственного выхода людей с объекта в случае аварийной ситуации через аварийные выходы, расположенные в охраняемых зонах, зданиях, сооружениях, помещениях.

13. В порядке выполнения требований подпункта "б" пункта 11 настоящей Типовой программы проверке подлежат:

13.1. Соответствие комплекса ТСФЗ требованиям проектной документации, наличие и ведение технической документации.

13.2. Средства системы охранной сигнализации периметров охраняемых зон, охраняемых зданий, сооружений, помещений.

13.3. Средства тревожно-вызывной сигнализации (далее - ТВС) защищенной зоны и зон размещения ЯМ и ЯУ, в ПХ ЯМ, охраняемых зданий, сооружений, помещений.

13.4. Средства системы контроля и управления доступом на КПП и в охраняемые здания, сооружения, помещения внутренней и особо важной зон.

13.5. Средства обнаружения (далее - СО) проноса (провоза) ядерных материалов, взрывчатых веществ и предметов из металла.

13.6. Средства оптико-электронного наблюдения и оценки ситуации (далее - СОЭН) на периметрах защищенной зоны, КПП, в охраняемых зданиях, сооружениях, помещениях.

13.7. Средства оперативной связи и оповещения.

13.8. Средства сбора и обработки информации.

13.9. Средства защиты информации.

13.10. Средства обеспечения бесперебойной работы комплекса ТСФЗ при отключении основного электропитания.

13.11. Средства охранного освещения. Автоматическое включение охранного освещения при срабатывании средств обнаружения.

14. В порядке выполнения требований подпункта "в" пункта 11 настоящей Типовой программы проверке подлежат:

14.1. Функционирование и непрерывность работы СО на путях возможного следования нарушителя. Обеспечение выдачи сигналов о срабатывании СО в ЦПУ и соответствующие ЛПУ, а также протоколирование этих событий.

14.2. Функционирование ТВС на периметре защищенной зоны и в охраняемых зданиях и помещениях, которое предусматривает: возможность определить источник поступления сигнала, скрытость ее установки, обязательную установку ТВС на постах охраны, КПП, у входов в здания, сооружения и категорированные помещения, приоритетность поступающей информации от ТВС в ЦПУ.

14.3. Функционирование средств системы контроля и управления доступом, возможность обеспечивать необходимую пропускную способность, идентификацию личности, исключение проникновения на объект и с объекта без соблюдения установленных требований пропускного режима, возможность обеспечения задержки нарушителя.

14.4. Функционирование СОЭН по прямому назначению, обеспечение наблюдения за периметрами охраняемых зон, КПП, охраняемыми зданиями, сооружениями для оценки сигнала тревоги, установка телекамер для слежения за несанкционированным доступом к ним. Обеспечение СОЭН системой сбора, передачи и отображения видеоинформации, обработки и документирования, архивации видеоинформации.

14.5. Функционирование системы оперативной связи и оповещения, состоящей из проводной, громкоговорящей и радиосвязи. Организация проводной связи ЦПУ с караульным помещением, КПП, предусмотренными службами объекта, автономность проводной связи ЦПУ и возможность ее подключения к городской телефонной сети. Наличие громкоговорящей связи ЦПУ с караульным помещением.

14.6. Функционирование средств сбора и обработки информации. Обеспечение систематизации, документирования и архивирования информации о функционировании системы. Резервирование каналов передачи функционально значимой для работоспособности ТСФЗ информации. Разнесение резервных каналов передачи информации по отношению к основным.

14.7. Функционирование системы защиты информации об ИТСФЗ. Обеспечение предотвращения утечки информации или исключение воздействия на нее по техническим каналам с целью нарушения целостности (достоверности) информации в процессе ее обработки, передачи и хранения.

14.8. Функционирование системы обеспечения (электроснабжения, освещения), обеспечение бесперебойного электроснабжения комплекса ТСФЗ, установка устройств электропитания (выпрямителей, зарядно-разрядных щитов, групповых токораспределительных щитов) в специально оборудованных помещениях с ограниченным доступом, наличие на объекте автономного источника электроэнергии для комплекса ТСФЗ.

14.9. Обеспечение требуемой освещенности периметра защищенной зоны. Наличие автоматического включения освещения отдельных участков периметра при срабатывании охранной сигнализации и ручного включения освещения участков периметра и других охраняемых объектов из караульного помещения. Обеспечение освещения досмотровых площадок автомобильных и железнодорожных КПП, КПП для прохода людей, аварийного освещения помещений караулов, КПП, входов в здания, коридоров категорированных помещений.

14.10. Соответствие эксплуатационных характеристик ТСФЗ проектной документации (вероятность обнаружения, частота ложных срабатываний, показатели надежности, правильность установки, отсутствие "мертвых" зон).

14.11. Порядок, периодичность и объемы технического обслуживания ИТСФЗ, учет выработки и продления им ресурса.

15. В порядке выполнения требований подпункта "г" пункта 11 настоящей Типовой программы проверке подлежат:

15.1. Инженерное оборудование ЦПУ и ЛПУ, его размещение в специально приспособленных и оборудованных помещениях, имеющих пуленепробиваемые двери и стекла.

15.2. Возможность управления ИТСФЗ с ЦПУ и ЛПУ.

15.3. Возможность передачи информации с ЛПУ на ЦПУ.

15.4. Наличие в ЦПУ средств дублированной связи и аварийной сигнализации с караульным помещением, территориальными органами службы безопасности и внутренних дел.

15.5. Полномочия оператора ЦПУ для принятия решений в штатных и чрезвычайных ситуациях, отсутствие в его обязанностях каких-либо функций, мешающих ему выполнять свои основные обязанности.

15.6. Создание необходимых условий для работы оператора.

16. По направлению "Действия подразделений охраны" проверке подлежат:

16.1. Соответствие вооруженной охраны объекта акту межведомственной комиссии (при охране объекта внутренними войсками МВД России), договору на охрану объекта и акту его комиссионного обследования (при использовании вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации), акту ведомственной комиссии (при охране объекта ведомственной охраной), а также акты о частичном изменении охраны (если такие изменения в охране объекта были), ведомственные нормативные документы по организации охраны объекта и порядку несения службы подразделениями охраны.

16.2. Порядок организации круглосуточной охраны.

16.3. Укомплектованность подразделений охраны личным составом, вооружением, транспортом и средствами связи.

16.4. Профессиональная подготовка личного состава охраны и организация ее проведения, прохождение периодической аттестации, проведение учений подразделений охраны.

16.5. Порядок допуска к выполнению своих обязанностей личного состава подразделений охраны.

16.6. Организация и несение караульной службы.

16.7. Управление охраной, методы контроля и порядок проверки действий подразделений охраны.

16.8. Знание личным составом своих обязанностей и требований инструкций по обеспечению охраны в штатных и чрезвычайных ситуациях.

16.9. Практические действия личного состава подразделений охраны в штатных ситуациях и при получении сигнала тревоги.

Приложение
к Типовой программе
целевой инспекции физической
защиты ядерных материалов,
ядерных установок и пунктов
хранения ядерных материалов

ПОРЯДОК
СОСТАВЛЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЦЕЛЕВОЙ ИНСПЕКЦИИ

1. Программа целевой инспекции физической защиты на ядерных объектах (далее - программа) составляется на основе приведенных в Типовой программе перечней вопросов, в соответствии с намечаемыми целями инспекции, исходя из имеющейся информации о состоянии системы физической защиты ЯМ, ЯУ и ПХ ЯМ на ядерном объекте (актов предыдущих инспекций, предписаний, отчетов организации о текущем состоянии физической защиты ЯМ, ЯУ и ПХ ЯМ в организации и т.д.) с обязательным учетом фактических условий и особенностей проведения работ на инспектируемом объекте.

2. В программе указываются:

наименование программы;

сроки проведения инспекции;

цели проведения инспекции;

направления проведения инспекции и перечни подлежащих проверке вопросов по отдельным направлениям;

перечень структурных подразделений и служб организации, подлежащих инспектированию (при необходимости);

состав информации, которая должна быть подготовлена администрацией ядерного объекта в виде отчетов, справок и представлена комиссии в установленный программой срок.

3. Предусматриваемые в программе мероприятия, а также методы и способы их реализации в процессе проведения инспекции должны учитывать соблюдение требований технической, пожарной, радиационной безопасности и мер по защите информации.

4. Программу составляет должностное лицо, назначенное председателем комиссии для проведения инспекции.

5. Программу утверждает:

начальник структурного подразделения центрального аппарата Ростехнадзора в случае, когда целевая инспекция проводится структурным подразделением центрального аппарата Ростехнадзора;

руководитель территориального органа Ростехнадзора (заместитель руководителя территориального органа Ростехнадзора соответственно закрепленному за ним направлению надзорной деятельности) в случае, когда целевая инспекция проводится структурным подразделением (подразделениями) территориального органа Ростехнадзора.

6. Руководство инспектируемого объекта и руководство подразделения охраны должны быть ознакомлены с составом комиссии и программой не позднее чем за 15 дней до начала инспекции.