МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 мая 2017 г. N 195
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
И ПЕРЕСМОТРА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ
ИЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ
В целях реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р, а также в соответствии с Методическими рекомендациями по систематической оценке эффективности обязательных требований для обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий, включая отмену неэффективных и избыточных, одобренными протоколом проектного комитета по основному направлению стратегического развития "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 31 марта 2017 г. N 19(3), предлагаю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации систематической оценки эффективности и пересмотра обязательных требований для обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий в соответствии с Приложением N 1.
2. Утвердить форму для анкетирования представителей предпринимательского сообщества в рамках организации и проведения публичных мероприятий в соответствии с Приложением N 2.
3. Департаменту надзорной деятельности и профилактической работы обеспечить организацию работы комиссии по систематической оценке эффективности и пересмотру обязательных требований, а также ее методическое сопровождение.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Заместитель Министра
О.В.БАЖЕНОВ
Приложение N 1
к приказу МЧС России
от 02.05.2017 N 195
ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
И ПЕРЕСМОТРА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ
ИЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ
1. Настоящий порядок организации систематической оценки эффективности и пересмотра обязательных требований разработан во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N Пр-2346, положений паспорта приоритетного проекта "Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований", а также методических рекомендаций по систематической оценке эффективности обязательных требований для обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий, включая отмену неэффективных и избыточных, одобренными протоколом проектного комитета по основному направлению стратегического развития "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 31 марта 2017 г. N 19(3) (далее - Методических рекомендаций).
2. Данный документ разработан в целях установления порядка работы по пересмотру обязательных требований и систематической оценке эффективности обязательных требований, включая отмену неэффективных и избыточных, а также оценке целесообразности введения новых обязательных требований.
3. При реализации указанного порядка применяются термины и определения, установленные названными Методическими рекомендациями.
4. Работа по пересмотру и оценке эффективности обязательных требований осуществляется экспертными рабочими группами при общественно-деловом совете приоритетной программы по видам контрольно-надзорной и (или) по сферам предпринимательской деятельности (далее - экспертные рабочие группы).
5. Экспертные рабочие группы формируются с участием представителей предпринимательского сообщества, МЧС России, Минюста России, Минэкономразвития России.
При этом, предложения предпринимательского сообщества по пересмотру обязательных требований и (или) оптимизации административных процедур должны предоставляться в адрес МЧС России на стадии их проработки и подготовки.
6. Организация указанной работы в МЧС России в установленные сроки и по установленной форме обеспечивается сопредседателем экспертной рабочей группы (председателем Комиссии по ликвидации излишних административных ограничений, затрагивающих интересы малого и среднего предпринимательства, осуществляющей систематическую оценку эффективности и пересмотр обязательных требований (далее - Комиссия).
7. МЧС России осуществляется оценка эффективности и пересмотр обязательных требований, надзор за соблюдением которых осуществляется в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий, в целях обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий.
Указанная оценка проводится на систематической основе, с учетом представления обращений представителей предпринимательского сообщества о нецелесообразности применения, как отдельных обязательных требований, так и нормативных правовых актов в целом.
Принятие МЧС России решения о пересмотре обязательного требования может осуществляться также на основании предложений:
экспертных рабочих групп;
представителей научно-исследовательских организаций, экспертного и предпринимательского сообществ;
иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
8. Организация работы и подготовка материалов к заседанию Комиссии обеспечивается ответственными подразделениями центрального аппарата МЧС России в соответствии с закрепленным направлением деятельности.
9. В целях выявления неэффективных обязательных требований предусматривается сбор предложений по актуализации обязательных требований посредством анкетирования представителей предпринимательского сообщества в рамках организации и проведения публичных мероприятий для подконтрольных субъектов в центральном аппарате и территориальных органах с анализом правоприменительной практики.
Кроме того, на официальном сайте МЧС России (www.mchs.gov.ru) обеспечивается возможность направления сообщений, отзывов, комментариев ("обратная связь") от предпринимательского и экспертного сообществ, в том числе по актуализации обязательных требований.
10. При выявлении в ходе обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности неэффективных (устаревших, дублирующих и избыточных) обязательных требований, избыточных административных процедур указанные вопросы выносятся на рассмотрение Комиссии в целях принятия одного из следующих решений:
оставить действие обязательного требования без изменений;
пересмотреть обязательное требование, в том числе объединить с иным обязательным положением;
отменить обязательное требование,
иные предложения, направленные на совершенствование контрольно-надзорной деятельности в области комплексной безопасности.
11. При принятии председателем Комиссии решения об отмене, пересмотре обязательных требований, оптимизации административных процедур ответственным подразделением центрального аппарата МЧС России в соответствии с закрепленным направлением деятельности осуществляется подготовка соответствующих проектов нормативных правовых актов Российской Федерации.
12. Ежегодно информация о результатах систематической оценки эффективности и пересмотра обязательных требований размещается на официальном сайте МЧС России.
13. Оценка эффективности обязательных требований проводится, в том числе с учетом следующей информации:
13.1. Сведения об установленной ответственности за нарушение обязательного требования (в том числе с указанием дифференциации ответственности в зависимости от категории риска или класса (категории) опасности поднадзорных (подконтрольных) объектов;
13.2. Сведения о количестве проверок соблюдения обязательного требования, проведенных в календарном году, предшествующем текущему году (в динамике, по годам);
13.3. Степень риска, на предотвращение которого направлено действие обязательного требования (угроза жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создание непосредственной угрозы указанных последствий);
13.4. Сравнительный анализ обязательных требований и контрольно-надзорных функций с лучшими аналогичными международными практиками в соответствующей сфере.
14. При разработке МЧС России проектов новых нормативных правовых актов (изменений в действующие нормативные правовые акты), содержащие обязательные требования, указанные проекты подлежат рассмотрению на заседании Комиссии.
По итогам заседания Комиссия принимает предложение о целесообразности (нецелесообразности) введения нового обязательного требования, которое докладывается руководителю МЧС России на принятие решения.
Приложение N 2
к приказу МЧС России
от 02.05.2017 N 195
Форма
для анкетирования представителей предпринимательского
сообщества в рамках организации и проведения
публичных мероприятий
(заполняется отдельно для каждого предложения)
N п/п
|
Наименование
|
Содержание
|
1.
|
Вид контроля (надзора), в рамках которого проверяется соответствие обязательному требованию
|
|
2.
|
Наименование органа (органов) контроля (надзора), проверяющего(их) соответствие обязательному требованию, осуществляющего(их) разрешительную деятельность
|
|
3.
|
Контактные данные лица, направившего предложение (электронная почта и (или) телефон)
|
|
4.
|
Характеристика обязательного требования <1>: устаревшее/дублирующее/избыточное
|
|
5.
|
Реквизиты нормативного правового акта, устанавливающего обязательное требование, с указанием структурных единиц, в которых содержатся положения, устанавливающие обязательное требование
|
|
6.
|
Краткое содержание (суть) требования
|
|
7.
|
Информация об установленной ответственности за нарушение обязательного требования
|
|
8.
|
Информация о количестве проверок соблюдения обязательного требования за 2015 и 2016 гг. (при наличии такой информации)
|
|
9.
|
Оценка коррупционных рисков (указание наличия/отсутствия рисков коррупции при исполнении/проверке исполнения обязательного требования)
|
|
10.
|
Для избыточного обязательного требования: затраты предпринимательского сообщества на соблюдение обязательного требования (оценка издержек (фактических расходов) на соблюдение обязательного требования и (или) на оценку соответствия обязательному требованию) <2>, а также сопоставление указанных затрат с затратами на выполнение обязательного требования в проектируемой редакции (см. пункт 13); рекомендуется также указывать информацию об аналогичных международных практиках в соответствующей сфере (включая опыт стран ОЭСР)
|
|
11.
|
Для устаревшего обязательного требования: основания, по которым данное требование может считаться устаревшим (рекомендуется указывать информацию об аналогичных международных практиках в соответствующей сфере (включая опыт стран ОЭСР); затраты предпринимательского сообщества на соблюдение обязательного требования (оценка издержек (фактических расходов) на соблюдение обязательного требования и (или) на оценку соответствия обязательному требованию) <3>, а также сопоставление указанных затрат с затратами на выполнение обязательного требования в проектируемой редакции (см. пункт 13)
|
|
12.
|
Для дублирующего обязательного требования: реквизиты нормативного правового акта, устанавливающего дублирующее обязательное требование; необходимо указать отличия одного дублирующего обязательного требования от другого в рамках их параметров регулирования; требуется сообщить затраты предпринимательского сообщества на соблюдение обязательного требования (оценка издержек (фактических расходов) на соблюдение обязательного требования и (или) на оценку соответствия обязательному требованию) <4>, а также сопоставление указанных затрат с затратами на выполнение обязательного требования в проектируемой редакции (см. пункт 13)
|
|
13.
|
Предложение по актуализации обязательного требования (отменить/пересмотреть/объединить с иным обязательным требованием <5>). В случае представления предложения о пересмотре указать предлагаемое новое содержание обязательного требования
|
|
14.
|
Дополнительная информация (при необходимости)
|
--------------------------------
<1> В рамках анализа обязательного требования возможно его признание недостаточным с точки зрения механизмов государственного регулирования в экономике. В этом случае необходимо привести соответствующее обоснование и в пункте 13 предусмотреть предложения по пересмотру обязательного требования.
<2> Оценка издержек субъектов предпринимательской и иной деятельности осуществляется в соответствии с настоящими методическими рекомендациями, а также в соответствии с методикой оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 22 сентября 2015 г. N 669, и при необходимости "онлайн-калькулятором" для автоматического расчета издержек, связанных с исполнением требований регулирования, размещенным на официальном сайте "www.regulation.gov.ru".
<3> Оценка издержек субъектов предпринимательской и иной деятельности осуществляется в соответствии с настоящими методическими рекомендациями, а также в соответствии с методикой оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 22 сентября 2015 г. N 669, и при необходимости "онлайн-калькулятором" для автоматического расчета издержек, связанных с исполнением требований регулирования, размещенным на официальном сайте "www.regulation.gov.ru".
<4> Оценка издержек субъектов предпринимательской и иной деятельности осуществляется в соответствии с настоящими методическими рекомендациями, а также в соответствии с методикой оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 22 сентября 2015 г. N 669, и при необходимости "онлайн-калькулятором" для автоматического расчета издержек, связанных с исполнением требований регулирования, размещенным на официальном сайте "www.regulation.gov.ru".
<5> Например, в случае выявления противоречий в параметрах регулирования действующих обязательных требований.