МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ,
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 июня 2012 г. N 21
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
И НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
В целях организации исполнения Роскомнадзором и территориальными органами Роскомнадзора государственной функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации и проведению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.
2. Начальнику Управления контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Роскомнадзора (Н.И. Новиков) обеспечить ознакомление руководителей территориальных органов Роскомнадзора с настоящим распоряжением в срок до 16 июля 2012 года.
3. Признать утратившим силу Распоряжение Россвязьохранкультуры от 03.03.2008 N 51 "Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведению государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Врио заместителя руководителя
М.Ю.КСЕНЗОВ
Утверждены
распоряжением Роскомнадзора
от 29 июня 2012 г. N 21
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
И НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Введение
1. Методические рекомендации по организации и проведению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации (далее - Методические рекомендации) разработаны Управлением контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор).
2. Целью Методических рекомендаций является оказание практической помощи должностным лицам Роскомнадзора и его территориальных органов по организации и проведению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.
Методические рекомендации предназначены для использования при организации и проведении плановых и внеплановых мероприятий по контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации учредителями и редакциями периодических печатных изданий, электронных периодических изданий, телепрограмм, телеканалов, радиопрограмм, радиоканалов, сетевых изданий.
Нормативно-правовые основы организации
и проведения государственного контроля и надзора
за соблюдением законодательства Российской Федерации
о средствах массовой информации
3. Организация и проведение государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, основными из которых являются:
Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации";
Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне";
Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов";
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 75 "Об утверждении Положения об осуществлении мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами";
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. N 228 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций";
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти";
Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 4 мая 2010 г. N 70 "Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях";
Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. N 51 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций".
Организация контроля (надзора) за соблюдением
законодательства Российской Федерации о средствах
массовой информации
4. Контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации осуществляется Роскомнадзором и его территориальными органами в форме мероприятий систематического наблюдения на предмет соблюдения законодательства о средствах массовой информации без взаимодействия с проверяемыми лицами (далее - мероприятия систематического наблюдения), а также в форме мониторинга.
5. Мероприятия систематического наблюдения могут быть плановыми и внеплановыми. Мероприятия систематического наблюдения осуществляются уполномоченными должностными лицами территориального органа по месту нахождения территориального органа.
Мероприятия систематического наблюдения осуществляются на основании ежегодного приказа территориального органа о проведении систематического наблюдения в соответствии с Планом Роскомнадзора, а также на основании приказа (распоряжения) территориального органа при проведении мероприятий систематического наблюдения, предусмотренных п. 7 настоящих Методических рекомендаций.
6. Срок проведения мероприятия систематического наблюдения составляет не более 3 рабочих дней.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения экспертиз, на основании мотивированного обоснования должностного лица Роскомнадзора или его территориального органа, проводящих мероприятие систематического наблюдения, срок его проведения может быть продлен руководителем Роскомнадзора или руководителем территориального органа на срок проведения экспертизы.
В случае возникновения необходимости продления срока проведения мероприятия систематического наблюдения проводящие его должностные лица Роскомнадзора и (или) территориального органа не позднее чем за один день до даты окончания мероприятия систематического наблюдения готовят докладную записку с изложением причин продления срока и направляют ее руководителю Роскомнадзора или руководителю территориального органа, принявшему решение о проведении мероприятия систематического наблюдения.
7. Основанием для проведения внепланового мероприятия систематического наблюдения являются:
а) непосредственное обнаружение должностными лицами Роскомнадзора или его территориальных органов нарушений обязательных требований, в том числе признаков злоупотребления свободой массовой информации и экстремистской деятельности;
б) истечение срока исполнения редакцией средства массовой информации требования об устранении выявленных нарушений, содержащегося в вынесенном Роскомнадзором или его территориальными органами предупреждении или обращении;
в) по поручению центрального аппарата Роскомнадзора;
г) поступление в Роскомнадзор или его территориальные органы обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, из средств массовой информации о фактах нарушений средствами массовой информации законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, в том числе о признаках злоупотребления свободой массовой информации и экстремистской деятельности.
Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Роскомнадзор или его территориальный орган, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия систематического наблюдения.
8. Проверка выполнения требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации к деятельности периодических печатных изданий, телепрограмм, телеканалов, радиопрограмм, радиоканалов, электронных периодических изданий, сетевых изданий, осуществляется на основании экземпляра отдельного номера периодического печатного издания, записи эфира теле- или радиопрограммы, снимка экрана (скриншота) web-страницы сетевого издания.
9. При проведении мероприятия систематического наблюдения лица, уполномоченные на их проведение, с целью формирования доказательной базы осуществляют:
а) выполнение аудио- и видеозаписи вышедших в свет (эфир) теле-, радиоканалов, теле- и радиопрограмм (в том числе с привлечением территориального подразделения предприятия радиочастотной службы);
б) запрос на время проведения мероприятий систематического наблюдения экземпляров продукции средств массовой информации у получателей обязательного экземпляра документов;
в) распечатку на бумажном носителе и заверение подписями должностных лиц, проводящих мероприятие систематического наблюдения, web-страницы (страниц) сетевого издания, содержащей информацию, не соответствующую обязательным требованиям, а также сведения о сетевом издании (наименование, адрес страницы (сайта) в сети Интернет и другие);
г) взаимодействие по результатам проведения мероприятий систематического наблюдения:
- с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление контроля и надзора в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;
- с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции в сфере противодействия экстремистской деятельности, органами федеральной службы безопасности;
- с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.
10. При проведении мероприятия систематического наблюдения не допускается делать запросы в адрес проверяемого средства массовой информации с просьбой представить необходимые для проведения мероприятия систематического наблюдения документы и информацию.
Проведение мониторинга в конкурсных городах в отношении
телепрограмм, телеканалов, радиопрограмм, радиоканалов
11. Мониторинг в конкурсных городах осуществляется уполномоченными должностными лицами каждый месяц в отношении всех телеканалов (телепрограмм), радиоканалов (радиопрограмм), распространяемых на подведомственной территории, включая федеральные телеканалы (телепрограммы), радиоканалы (радиопрограммы).
Перечень телеканалов (телепрограмм), радиоканалов (радиопрограмм), в отношении которых проводится мониторинг, а также список должностных лиц, уполномоченных на проведение мониторинга, утверждается Приказом руководителя (заместителя руководителя) Роскомнадзора или его территориального органа.
В ходе мониторинга должностные лица осуществляют проверку следующих требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации о лицензировании и о средствах массовой информации:
- выходные данные распространяемых СМИ и соответствие их названий названиям, указанным в лицензии на вещание;
- наличие или отсутствие в эфире средства массовой информации (выход/невыход в свет);
- соблюдение требований о порядке распространения сообщений и материалов эротического характера;
- соблюдение требований ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон "О СМИ") и Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности");
- соблюдение номера частотного канала, на котором должно распространяться средство массовой информации;
- распространение соответствующих общероссийских обязательных общедоступных телеканалов (радиоканалов) - для лицензиатов - вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов (радиоканалов).
При проведении мониторинга необходимо также осуществлять контроль за соблюдением объемов вещания СМИ, соблюдением заявленной тематики. Данный контроль осуществляется посредством анализа содержания совокупности теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов, распространяемых в составе СМИ. Кроме того, посредством анализа содержания опубликованных в СМИ телепрограмм, информации, размещенной на официальных сайтах теле- и радиоканалов, иных источников информации.
Отчеты о ходе мониторинга и о его результатах направляются в Управление контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций еженедельно до 17.00 понедельника следующего за отчетной неделей посредством заполнения формы в ЕИС Роскомнадзора.
Оформление результатов мероприятий систематического
наблюдения и мониторинга
12. По результатам проведенного мероприятия систематического наблюдения или мониторинга уполномоченными должностными лицами Роскомнадзора или его территориального органа, проводившими контрольное мероприятие, составляется докладная записка, которая оформляется непосредственно после его завершения.
13. В докладной записке указываются:
дата и время проведения мероприятия систематического наблюдения (мониторинга);
фамилии, имена, отчества и должности уполномоченного лица или уполномоченных лиц, проводивших мероприятие систематического наблюдения (мониторинг);
наименование средства массовой информации, в отношении которого проводилось мероприятие систематического наблюдения (мониторинг), номер свидетельства о его регистрации, иные сведения о средстве массовой информации (номер выпуска, дата выхода в свет (эфир) и другие);
сведения о выявленном несоответствии содержания средства массовой информации обязательным требованиям, а также сведения о выявленных фактах использования сетевого издания для распространения информации и материалов, не соответствующих обязательным требованиям;
данные, свидетельствующие о наличии признаков административного правонарушения или преступления;
сведения о результатах проведения мероприятия систематического наблюдения (мониторинга) в отношении телеканала (телепрограммы), радиоканала (радиопрограммы), свидетельствующие о наличии признаков нарушения лицензионных требований, установленных законодательством Российской Федерации о лицензировании.
Докладная записка оформляется непосредственно после завершения мероприятия систематического наблюдения (мониторинга) и хранится в деле Роскомнадзора или его территориального органа. Докладная записка может содержать информацию о результатах мероприятий систематического наблюдения (мониторинга) в отношении одного или нескольких СМИ.
14. Докладную записку, подписанную всеми должностными лицами Роскомнадзора или его территориального органа, проводившими мероприятие систематического наблюдения (мониторинг), визирует руководитель (заместитель руководителя) Роскомнадзора или его территориального органа, после чего в нее запрещается вносить изменения и дополнения.
15. К докладной записке прилагается продукция средства массовой информации, справки, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия систематического наблюдения (мониторинга).
В случае если экземпляр периодического печатного издания запрашивался на период проведения контрольного мероприятия у получателей обязательного экземпляра документов, к докладной записке прилагается копия экземпляра СМИ, заверенная должностным лицом, проводившим данное контрольное мероприятие.
16. В случае выявления в ходе мероприятия систематического наблюдения (мониторинга) признаков нарушения лицензионных требований, установленных законодательством Российской Федерации о лицензировании, территориальный орган Роскомнадзора назначает проведение внепланового систематического наблюдения или внеплановой проверки в отношении лицензиата, в деятельности которого выявлены признаки нарушений лицензионных требований. Назначение внеплановой проверки в отношении лицензиата осуществляется только по согласованию с центральным аппаратом Роскомнадзора.
В случае выявления в ходе или по результатам мероприятия систематического наблюдения (мониторинга) административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, должностные лица Роскомнадзора или его территориального органа, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, составляют такой протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае выявления в ходе или по результатам мероприятия систематического наблюдения (мониторинга) административного правонарушения или иного нарушения законодательства, принятие мер ответственности за которые не входит в полномочия Роскомнадзора или его территориального органа, материалы, подтверждающие нарушение, направляются в федеральные органы исполнительной власти для разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, а при наличии оснований о возбуждении уголовных дел по признакам правонарушений (преступлений), связанных с нарушением законодательства о средствах массовой информации, - в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы в соответствии с подследственностью.
Рассмотрение дела об административном правонарушении, а также вынесение постановления о привлечении объекта контроля, в отношении которого проводилось мероприятие систематического наблюдения, к административной ответственности, осуществляется по правилам, установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Направление обращений в сетевые издания
17. В случае выявления при осуществлении мероприятия систематического наблюдения в отношении сетевого издания нарушений обязательных требований в комментариях и (или) сообщениях читателей, самостоятельно размещаемых ими на сайте такого издания в порядке, установленном его редакцией (далее - комментарии и (или) сообщения читателей), лица, уполномоченные на проведение мероприятия систематического наблюдения (мониторинга), распечатывают на бумажном носителе и заверяют своими подписями web-страницу (страницы) сетевого издания, содержащую информацию, не соответствующую обязательным требованиям, сведения о сетевом издании и адрес страницы (сайта) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
18. Учредителю и (или) редакции (главному редактору) сетевого издания направляется обращение.
В обращении указываются:
дата, время и место составления обращения;
наименование надзорного органа или его территориального органа;
фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших мероприятие систематического наблюдения (мониторинг);
наименование сетевого издания, в отношении которого проводится мероприятие систематического наблюдения (мониторинг), номер свидетельства о его регистрации;
сведения о выявленных в комментариях и (или) сообщениях читателей сетевого издания нарушениях обязательных требований;
адрес страницы (адреса страниц) сетевого издания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащей информацию, несоответствующую обязательным требованиям;
требование о необходимости удаления или редактирования комментариев и (или) сообщений читателей в течение суток с момента получения обращения;
подпись руководителя или заместителя руководителя структурного подразделения Роскомнадзора либо руководителя или заместителя руководителя территориального органа.
19. Обращение регистрируется в соответствии с порядком делопроизводства, действующим в Роскомнадзоре (территориальном органе).
Обращение в течение суток с момента выявления нарушения направляется учредителю и (или) редакции (главному редактору) сетевого издания по их адресу электронной почты либо по иным адресам электронной почты, указанным на сайте сетевого издания, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи", или любым иным доступным способом.
По электронной почте отправляется прикрепленный файл отсканированного подписанного обращения. При отправке обращения по электронной почте устанавливается маркер уведомления о доставке сообщения, о прочтении сообщения. Кроме того, обращение направляется факсимильной связью на номер факса, указанный в регистрационных документах сетевого издания и (или) на его сайте. Обращение хранится в соответствии с номенклатурой дел Роскомнадзора (территориального органа), составившего обращение.
20. Факт и время отправки обращения электронной почтой и факсимильной связью фиксируются в установленном порядке.
21. Выполнение требований, указанных в обращении, проверяется должностными лицами Роскомнадзора (территориального органа), составившего обращение, спустя рабочие сутки с момента получения обращения редакцией сетевого издания.
22. В случае неисполнения редакцией сетевого издания в указанный в обращении срок требования Роскомнадзора или его территориального органа об удалении или редактировании комментариев и (или) сообщений читателей, содержащих информацию, не соответствующую обязательным требованиям, либо если после редактирования комментариев и (или) сообщений читателей в них осталась информация, не соответствующая обязательным требованиям, Роскомнадзор или его территориальный орган выносит учредителю и (или) редакции (главному редактору) сетевого издания письменное предупреждение о недопустимости нарушения законодательства о средствах массовой информации с требованием об устранении выявленных нарушений и указанием сроков их устранения.
Оформление и направление письменного предупреждения осуществляются в порядке, установленном действующим законодательством о средствах массовой информации.
Проверка отдельных требований законодательства о средствах
массовой информации
23. При проведении мероприятия систематического наблюдения подлежат проверке соблюдение следующих требований действующего законодательства.
23.1. Соблюдение требований ст. 8 Закона о СМИ.
В соответствии со ст. 8 Закона о СМИ редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации.
Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня принятия решения регистрирующим органом о его регистрации.
Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство о регистрации средства массовой информации признается недействительным в судебном порядке.
При проверке соблюдения требований указанной статьи следует учитывать статью 12 Закона о СМИ, предусматривающую случаи освобождения средства массовой информации от регистрации.
В случае отсутствия обязательной регистрации, должностным лицом, осуществляющим мероприятие систематического наблюдения, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае установления факта невыхода средства массовой информации в свет (эфир) более года должностное лицо фиксирует указанное нарушение в докладной записке и подготавливает исковое заявление в суд для признания свидетельства о регистрации данного средства массовой информации недействительным.
Если территориальный орган Роскомнадзора не является по отношению к данному СМИ регистрирующим органом, информация о нарушении Закона "О СМИ" направляется в орган, зарегистрировавший данное СМИ.
23.2. Соблюдение требований ст. 4 Закона о СМИ и Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности".
В соответствии со ст. 4 Закона о СМИ не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности", без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.
Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
При освещении контртеррористической операции запрещается распространение в средствах массовой информации сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении такой операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о государственной тайне и персональных данных.
Факт использования средства массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний устанавливается на основании вступившего в законную силу решения суда об использовании средства массовой информации для совершения уголовно наказуемого деяния.
Для установления факта использования средства массовой информации для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, должностному лицу, проводящему мероприятие по контролю, необходимо запросить у соответствующих компетентных органов информацию, относятся ли распространенные средством массовой информации сведения к государственной или иной охраняемой законом тайной. Перечень видов информации, распространение которой не допускается, не является исчерпывающим. Информация, на распространение которой налагается запрет другими федеральными законами, также является ограниченной в обращении и не может свободно распространяться.
Проведение исследований, экспертиз
и оценок публикаций (материалов) в рамках систематического
наблюдения и мониторинга средств массовой информации
При проведении мониторинга по приоритетным направлениям (противодействие экстремизму, выявление случаев пропаганды наркотиков, культа насилия и жестокости, а также порнографии) или мероприятия систематического наблюдения с целью установления факта использования средств массовой информации для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих наркотики, порнографию, культ насилия и жестокости должностное лицо, осуществляющее мероприятие систематического наблюдения или проводящее мониторинг самостоятельно или с привлечением специалистов (в том числе с привлечением ФГУП НТЦ "Информрегистр"), проводит исследование содержания спорных публикаций.
Самостоятельные исследования и оценка публикаций возможны при использовании Методических рекомендаций об использовании специальных познаний по делам и материалам о возбуждении национальной, расовой или религиозной вражды, подготовленных НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, а также Методических рекомендаций по вопросам лингвистической экспертизы спорных текстов СМИ, разработанных Гильдией лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам по заказу Роскомнадзора.
Положением о Роскомнадзоре, а также Типовым положением о территориальном управлении Роскомнадзора предусмотрено право проведения необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам, отнесенным к компетенции Роскомнадзора, с привлечением специалистов-экспертов. Лингвистические исследования материалов публикаций средств массовой информации должны быть произведены экспертом-лингвистом или комплексно (комиссионная экспертиза) несколькими экспертами одной или разных специальностей.
Применение установленных законодательством
мер к правонарушителям
В случае выявления в ходе мероприятия по мониторингу или по систематическому наблюдению нарушений, связанных с распространением в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганды каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров должностное лицо, осуществляющее мероприятие систематического наблюдения, выносит предупреждение в соответствии со статьей 4 Закона "О СМИ" и составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При выявлении в ходе мероприятий систематического наблюдения факта нарушения запрета на использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, или факта распространения информации об общественном объединении или иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности устанавливается на основе перечня, публикуемого в сети Интернет на сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции в сфере регистрации общественных и религиозных объединений, иных организаций должностным лицом, осуществляющим проведение мероприятия по контролю, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При вынесении предупреждения по факту распространения материалов, содержащих признаки экстремистской деятельности, или экстремистских материалов, следует иметь в виду следующее.
В соответствии с Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности", информационные материалы признаются экстремистскими только федеральным судом. Факт распространения в средствах массовой информации экстремистских материалов устанавливается с помощью списка экстремистских материалов, составленного Министерством юстиции Российской Федерации на основании решений судов.
В связи с тем, что информационные материалы признаются экстремистскими только судом, в тексте предупреждения следует указывать лишь на наличие в информационном материале признаков экстремистской деятельности либо на использование СМИ для осуществления экстремистской деятельности. Основные понятия экстремистской деятельности (экстремизма) даны в ст. 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности".
В случае выявления в результате проведения мероприятия по контролю в продукции средства массовой информации признаков злоупотребления свободой массовой информации и (или) использования СМИ для экстремистской деятельности Роскомнадзор или его территориальный орган выносит учредителю и (или) редакции (главному редактору) средства массовой информации предупреждение о недопустимости нарушения законодательства о средствах массовой информации.
Если выявленное нарушение подлежит устранению, то предупреждение должно содержать требование об устранении выявленных нарушений с указанием срока их устранения.
Предупреждение оформляется на бланке Роскомнадзора или его территориального органа и подписывается руководителем (заместителем руководителя) Роскомнадзора либо руководителем (заместителем) территориального органа в течение 3 рабочих дней со дня окончания проведения мероприятия по контролю и составления докладной записки.
Предупреждение вручается учредителю и (или) редакции (главному редактору) средства массовой информации или их уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо любым иным доступным способом.
Предупреждение может быть направлено учредителю и (или) редакции (главному редактору) средства массовой информации по адресам их электронной почты либо по адресу электронной почты, указанному на сайте сетевого издания, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи", либо любым иным доступным способом.
Если в течение двенадцати месяцев в адрес средства массовой информации неоднократно (т.е. не менее двух раз) делались письменные предупреждения за нарушения Закона "О СМИ" и (или) Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", Роскомнадзор или его территориальный орган, зарегистрировавший средство массовой информации, готовит исковое заявление в суд о прекращении деятельности средства массовой информации.
В случае если предупреждение о нарушении положений Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения, либо если повторно в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности средства массовой информации, деятельность соответствующего средства массовой информации подлежит прекращению в установленном Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности" порядке.
Информация о вынесенных предупреждениях размещается в электронном виде на официальных сайтах Роскомнадзора и его территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В целях недопущения продолжения распространения экстремистских материалов суд может приостановить реализацию соответствующих номера периодического издания либо тиража аудио- или видеозаписи программы либо выпуск соответствующей теле-, радио- или видеопрограммы в порядке, предусмотренном для принятия мер по обеспечению иска.
23.3. Соблюдение требований ст. 11 Закона "О СМИ".
В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации "О СМИ" смена учредителя, состава соучредителей, а равно названия, языка, формы периодического распространения массовой информации, территории распространения его продукции допускается лишь при условии перерегистрации средства массовой информации.
При выявлении в ходе мероприятий систематического наблюдения факта распространения продукции средства массовой информации, не прошедшего перерегистрацию, должностным лицом Роскомнадзора или его территориального органа составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении учредителя (учредителей) средства массовой информации.
В соответствии со ст. 11 Закона "О СМИ" при изменении местонахождения редакции, доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для сетевого издания, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой информации учредитель обязан в месячный срок письменно уведомить об этих изменениях регистрирующий орган.
При выявлении в ходе мероприятий систематического наблюдения нарушений порядка представления письменных уведомлений должностное лицо Роскомнадзора или его территориального органа обязано составить протокол об административном правонарушении по ст. 13.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении учредителя (учредителей) средства массовой информации.
23.4. Соблюдение требований ст. 20 Закона "О СМИ".
В соответствии со статьей 20 Закона "О СМИ" копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации.
При выявлении в ходе мероприятий систематического наблюдения нарушения порядка представления в регистрирующий орган копии устава редакции или заменяющего его договора должностным лицом Роскомнадзора или его территориального органа составляется протокол об административном правонарушении по ст. 13.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении учредителя (учредителей) средства массовой информации.
При этом необходимо иметь в виду, что срок привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 13.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исчисляется со следующего дня после истечения срока направления в регистрирующий орган копии устава редакции или заменяющего его договора в соответствии с требованиями ст. 20 Закона "О СМИ". После истечения срока привлечения к административной ответственности должностное лицо вправе выдать предписание учредителю (учредителям) средства массовой информации с требованием о предоставлении копии этих документов в регистрирующий орган, а также установить срок исполнения данного предписания. В случае неисполнения данного требования - составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае, если в установленный законом срок устав редакции не принят либо не заключен заменяющий его договор между учредителем и редакцией (главным редактором), регистрирующим органом должны быть применены меры, предусмотренные ч. 3 ст. 15 Закона "О СМИ" - подача искового заявления в суд о признании свидетельства о регистрации средства массовой информации недействительным.
В случае обнаружения нарушения порядка утверждения и изменения устава редакции, а также отсутствия в нем определения:
взаимных прав и обязанностей учредителя, редакции, главного редактора;
полномочий коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции;
порядка назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;
оснований и порядка прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;
передачи и (или) сохранения права на название, иных юридических последствий смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;
порядка утверждения и изменения устава редакции, то есть отсутствия в нем определения основных прав редакции и журналистов, должностное лицо вправе выдать предписание учредителю (учредителям) средства массовой информации с требованием об устранении нарушения, установив при этом срок исполнения данного требования. В случае неисполнения данного требования составляется протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
23.5 Соблюдение требований ст. 27 Закона "О СМИ".
В соответствии с требованиями ст. 27 Закона "О СМИ" каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения:
1) наименование (название) издания;
2) учредитель (соучредители);
3) фамилия, инициалы главного редактора;
4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет - также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое);
5) индекс - для изданий, распространяемых через предприятия связи;
6) тираж;
7) цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно";
8) адреса редакции, издателя, типографии.
Вещание телеканала, радиоканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) телеканала или радиоканала. Каждый выход в эфир телепрограммы, радиопрограммы должен сопровождаться объявлением наименования (названия) телепрограммы или радиопрограммы.
Каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должна содержать следующие сведения:
1) наименование (название) программы;
2) дата выхода в свет (в эфир) и номер выпуска;
3) фамилия, инициалы главного редактора;
4) тираж;
5) редакция и ее адрес;
6) цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно".
Сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его наименованием (названием).
Зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.
При выявлении в ходе мероприятий систематического наблюдения нарушения порядка объявления выходных данных должностным лицом Роскомнадзора или его территориального органа составляется протокол об административном правонарушении по ст. 13.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главного редактора средства массовой информации.
23.6. Выполнение требований ст. 34 Закона "О СМИ".
В соответствии со ст. 34 Закона "О СМИ" в целях обеспечения доказательств, имеющих значение для правильного разрешения споров, редакция радио-, телепрограммы обязана:
сохранять материалы собственных передач, вышедших в эфир в записи;
фиксировать в регистрационном журнале передачи, вышедшие в эфир.
В регистрационном журнале указываются дата и время выхода в эфир, тема передачи, ее автор, ведущий и участники.
Сроки хранения:
материалов передач - не менее одного месяца со дня выхода в эфир;
регистрационного журнала - не менее одного года с даты последней записи в нем.
Аудио- и видеозаписи вышедших в эфир радио- и телепрограмм, содержащих предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, хранятся в соответствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, не менее 12 месяцев со дня выхода указанных программ в эфир.
При выявлении в ходе мероприятий систематического наблюдения нарушения порядка хранения материалов теле- или радиопередач должностным лицом Роскомнадзора или его территориального органа составляется протокол об административном правонарушении по ст. 13.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главного редактора средства массовой информации.
23.7. Выполнение требований ст. 37 Закона "О СМИ" в отношении средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера.
В соответствии со ст. 37 Закона "О СМИ" розничная продажа продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местной администрацией.
Распространение выпусков специализированных радио- и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала допускается только с 23 часов до 4 часов по местному времени, если иное не установлено местной администрацией.
Под средством массовой информации, специализирующимся на сообщениях и материалах эротического характера, для целей настоящего Закона понимаются периодическое издание или программа, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу.
При выявлении в ходе мероприятий систематического наблюдения нарушений порядка розничной продажи и времени выхода в эфир продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, должностное лицо, осуществляющее мероприятие систематического наблюдения, фиксирует данное нарушение в акте и сообщает об этом в центральный аппарат Роскомнадзора, в органы внутренних дел и местную администрацию для принятия ими мер в рамках их компетенции.
В случае установления должностным лицом факта выхода в свет и распространения СМИ, зарегистрированного как общедоступное или специализированное рекламное издание, а в действительности имеющего все признаки специализированного эротического издания, регистрирующим органом должны быть применены меры, предусмотренные ч. 1 ст. 15 Закона "О СМИ" - подача искового заявления в суд о признании свидетельства о регистрации средства массовой информации недействительным.
23.8. Соблюдение требований ст. 7 Федерального закона "Об обязательном экземпляре документов".
Статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" предусмотрена обязанность доставки обязательного бесплатного экземпляра периодических печатных изданий и аудиовизуальной продукции получателям обязательного экземпляра документов.
Для проверки соблюдения данного требования должностное лицо Роскомнадзора или его территориального органа предварительно до проведения мероприятия систематического наблюдения обращается с соответствующим запросом в ФГБУН Российскую книжную палату, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Госфильмофонд России.
При выявлении в ходе мероприятий систематического наблюдения нарушений порядка представления обязательного экземпляра документов должностным лицом Роскомнадзора или его территориального органа составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.