ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ПОРЯДКУ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ СТАНДАРТОВ РАСКРЫТИЯ
ИНФОРМАЦИИ СУБЪЕКТАМИ ОПТОВОГО И РОЗНИЧНЫХ РЫНКОВ
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ)
В связи с участившимися случаями поступления заявлений, как от федеральных органов исполнительной власти, так и от участников рынка, о нарушении порядка раскрытия информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты), ФАС России в целях единообразного применения положений Стандартов публикует следующие рекомендации, составленные на основе часто встречающихся нарушений.
I. Общие положения
Согласно пункту 2 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты), Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках своих полномочий осуществляют государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
Настоящие разъяснения составлены на основе запросов, поступающих из территориальных органов ФАС России, от субъектов оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности), и представляют собой изложение позиции ФАС России по наиболее часто задаваемым вопросам о порядке раскрытия информации в соответствии со Стандартами.
II. Сроки раскрытия информации.
Информация, предусмотренная Стандартами, раскрывается в соответствии с установленными сроками.
В соответствии с пунктом 4 Стандартов фактическая информация раскрывается по окончании отчетного периода. Прогнозная информация раскрывается до начала отчетного периода.
Отчетный период для отдельных видов информации определяется в соответствии со Стандартами, а в случае, если для каких-либо видов информации отчетный период не определен, - в зависимости от характера информации, но не более 1 календарного года.
Напоминаем, что согласно пункту 4(1) Стандартов любые изменения раскрытой информации (за исключением информации, отчетным периодом раскрытия которой являются час или сутки, и информации, предоставляемой по письменным запросам потребителей (заинтересованных лиц)) подлежат опубликованию субъектами рынков электрической энергии с даты принятия соответствующего решения в течение следующего периода времени:
а) в официальных печатных изданиях - в течение 30 календарных дней;
б) в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий, - в течение 5 рабочих дней.
Так как положения Стандартов носят императивный характер, то обязательная для раскрытия информация должна быть опубликована в строгом соответствии с установленными Стандартами сроками, а при возникновении каких-либо изменений может быть изменена в порядке, установленном Стандартами.
III. Способы раскрытия информации.
Согласно пункту 3 Стандартов субъекты рынков электрической энергии раскрывают информацию путем:
- опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти;
- опубликования в электронных средствах массовой информации;
- предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации;
- направления информации администратору торговой системы оптового рынка электроэнергии в случаях, предусмотренных пунктом 22(2) Стандартов;
- опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.
Если положениями Стандартов не установлен конкретный способ раскрытия информации, субъекты рынков электрической энергии раскрывают информацию любым из перечисленных в пункте 3 Стандартов способом.
IV. Раскрытие информации об инвестиционных программах.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 11 Стандартов сетевая организация раскрывает информацию об инвестиционной программе (о проекте инвестиционной программы и (или) проекте изменений, вносимых в инвестиционную программу и обосновывающих ее материалах (за исключением сведений, составляющих государственную тайну).
В соответствии с абзацем 4 пункта 12 Стандартов информация, указанная в подпункте "ж" пункта 11 Стандартов, подписывается с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, подлежит опубликованию на официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта, или в сроки, предусмотренные Правилами утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики для раскрытия информации о проекте изменений в инвестиционную программу.
В соответствии с пунктом 13 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2015 N 132 и пунктом 9 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977 (далее - Правила), в случае отсутствия возможности размещения на официальном сайте системы информации, предусмотренной Правилами и (или) стандартами раскрытия информации, вследствие возникновения у оператора системы технических, программных неполадок или иных проблем субъекты электроэнергетики, государственные органы и организации представляют указанную информацию органам исполнительной власти, уполномоченным на утверждение инвестиционных программ, на электронных носителях информации в сроки, установленные настоящими Правилами и (или) стандартами раскрытия информации. Органы исполнительной власти, уполномоченные на утверждение инвестиционных программ, в течение 3 рабочих дней со дня поступления указанной информации размещают ее на своих официальных сайтах в сети "Интернет", если оператором системы было размещено указанное объявление.
Соответствующее объявление в настоящее время опубликовано Минкомсвязью России на сайте https://mvest.gosuslugi.ru/epgu-forum/.
С учетом изложенного в настоящее время информация об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики, соответствующих пунктам 1 и 11 критериев отнесения субъектов электроэнергетики к числу субъектов, инвестиционные программы которых (включая определение источников их финансирования) утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977 (далее - Критерии), публикуется на официальном сайте Минэнерго России в сети "Интернет" в разделе //minenergo.gov.ru/node/4164.
V. Формат раскрытия информации об инвестиционных программах.
В 2017 году участились случаи несоблюдения требований к форматам раскрытия информации об инвестиционной программе. Частые из них:
- отсутствие сертификата ЭЦП;
- отсутствие подтверждения подлинности опубликованных сертификатов ЭЦП (файл квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи);
- отсутствие информации о правомочиях представителя на подписание информации об инвестиционной программе (доверенность).
Требования к форматам раскрытия сетевой организацией электронных документов, содержащих информацию об инвестиционной программе (о проекте инвестиционной программы и (или) проекте изменений, вносимых в инвестиционную программу) и обосновывающих ее материалах, установлены приказом Минэнерго России от 05.05.2016 N 380 (далее - Требования).
Согласно пункту 6 Требований региональная сетевая организация создает архивные файлы в формате "ZIP", каждый из которых включает файлы электронных документов, содержащие информацию об инвестиционной программе, а также файлы, содержащие информацию, указанную в абзацах одиннадцатом - шестнадцатом подпункта "ж" пункта 11 Стандартов, в отношении одного субъекта Российской Федерации, на территории которого сетевая организация выполняет (планирует выполнить) инвестиционную программу.
Имена архивных файлов, указанных в абзаце первом пункта 6 Требований, должны иметь вид GMMDD_I_RR.
Архивные файлы, указанные в абзаце первом пункта 6 Требований, подписываются с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени сетевой организации без доверенности или ее представителя, действующего на основании доверенности, в соответствии с Правилами использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 852 (далее - квалифицированная электронная подпись).
Квалифицированная электронная подпись должна содержаться в отдельном файле, отличном от подписываемого архивного файла. Имя файла, содержащего квалифицированную электронную подпись, должно быть образовано из имени подписываемого архивного файла.
Пунктом 7 Требований установлено, что региональная сетевая организация создает архивные файлы в формате "ZIP", каждый из которых включает архивный файл и файл квалифицированной электронной подписи, указанные в пункте 6 Требований, а также файл квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, принадлежащий владельцу квалифицированной электронной подписи, с использованием которой подписаны указанные архивные файлы.
Наименования создаваемых в соответствии с пунктом 7 Требований архивных файлов должны соответствовать наименованию субъекта Российской Федерации, код территории которого в соответствии с ОКТМО указан в имени архивного файла и файла электронной подписи, включаемых в его состав.
Архивные файлы, создаваемые в соответствии с настоящим пунктом, не должны содержать в себе файлов и папок, кроме указанных в пункте 6 Требований.
В соответствии с пунктом 10 Требований если архивные файлы, указанные в пунктах 6 Требований, подписываются с использованием квалифицированной электронной подписи представителя сетевой организации, действующего на основании доверенности, квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, принадлежащий владельцу квалифицированной электронной подписи, с использованием которой подписаны указанные архивные файлы, должен содержать информацию о правомочиях указанного представителя на подписание информации об инвестиционной программе (о проекте инвестиционной программы и (или) проекте изменений, вносимых в инвестиционную программу) и обосновывающих ее материалах, раскрываемой сетевой организацией в соответствии со Стандартами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2017 N 202 введен в действие с 01.03.2017 пункт 8(1) Стандартов, в соответствии с которым для подписи субъектами рынков электрической энергии информации, которая раскрывается в форме электронных документов, подписанных ЭЦП, используется ЭЦП лица, имеющего право действовать от имени субъекта рынков электрической энергии без доверенности, или его представителя, действующего на основании доверенности.
Соблюдение данных норм позволит обеспечить контроль за полномочиями лица, подписавшего проект инвестиционной программы и обосновывающие материалы с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи в соответствии с пунктом 12 Стандартов при предоставлении в Минэнерго России, что в свою очередь подтвердит ответственность лица за предоставление достоверных сведений, касаемых инвестиционной программы.
VI. О порядке раскрытия информации в соответствии со Стандартами.
В соответствии с пунктом 1 Стандартов под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных Стандартами случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.
Согласно пункту 8 Стандартов субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ФАС России, исходя из положений Стандартов, считает, что раскрытие информации, в случае ее отсутствия, подразумевает размещение сведений об отсутствии и причинах отсутствия такой информации.
Так, например, в соответствии с подпунктом "ж" пункта 11 Стандартов сетевая организация раскрывает информацию об инвестиционной программе (о проекте инвестиционной программы и (или) проекте изменений, вносимых в инвестиционную программу и обосновывающих ее материалах (за исключением сведений, составляющих государственную тайну), в том числе информацию о наличии у сетевой организации предусмотренных законодательством Российской Федерации о приватизации инвестиционных обязательств в отношении объектов электросетевого хозяйства, а также об условиях таких обязательств.
Таким образом, при раскрытии информации о наличии у сетевой организации инвестиционных обязательств в отношении объектов электросетевого хозяйства, организации необходимо указывать на отсутствие таких обязательств.
Данный порядок позволит органам регулирования осуществлять контроль в соответствии с пунктом 11 статьи 30.1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и сделать однозначный вывод о полноте раскрываемой информации.
VII. Раскрытие информации об отчетах о реализации инвестиционной программы и об обосновывающих их материалах.
В соответствии с подпунктом "ж(1)" пункта 11 Стандартов сетевая организация раскрывает информацию об отчетах о реализации инвестиционной программы и об обосновывающих их материалах.
Согласно абзацу 9 пункта 12 Стандартов, информация, указанная в подпункте "ж(1)" пункта 11 Стандартов, подписывается с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи и подлежит опубликованию на официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежеквартально, не позднее чем через 45 дней после окончания отчетного квартала.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2015 N 132 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и контроля за их реализацией" установлено, что с 01.01.2016 информация об инвестиционных программах (проектах инвестиционных программ) субъектов электроэнергетики, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации и (или) уполномоченными органами, и отчетах об их реализации раскрывается с использованием официального сайта федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет).
Объявление о возможности раскрытия информации об отчетах о реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики было опубликовано 26.04.2017 Минкомсвязью России на официальном сайте ЕПГУ в сети Интернет по адресу: https://invest.gosuslugi.ru/epgu-forum/.
VIII. Раскрытие информации о зоне обслуживания гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями.
Согласно части 3 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" границы зон деятельности гарантирующих поставщиков в пределах территорий соответствующих субъектов Российской Федерации определяются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в основных положениях функционирования розничных рынков. В границах зоны деятельности одного гарантирующего поставщика не допускается деятельность других гарантирующих поставщиков. На территории одного субъекта Российской Федерации могут функционировать несколько гарантирующих поставщиков.
Зона обслуживания (деятельность) энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций согласно действующему законодательству органами регулирования не устанавливается.
Пунктами 40 и 55 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, установлено, что одним из существенных условий договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) как для гарантирующих поставщиков, так и для энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, является указание на точку (точки) поставки по договору.
В соответствии с пунктом 20 Стандартов энергоснабжающие, энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики помимо информации, предусмотренной пунктом 9 Стандартов, раскрывают основные условия договора купли-продажи электрической энергии, в том числе зону обслуживания.
Таким образом, организация как гарантирующий поставщик, раскрывает информацию о зоне обслуживания (деятельности) в пределах территорий соответствующих субъектов Российской Федерации, установленной Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, и как энергосбытовая (энергоснабжающая) организация - зона обслуживания указывается в пределах территорий соответствующих субъектов Российской Федерации, где ведется деятельность организации, согласно точке (точкам) поставки по договору.
IX. Систематизация информации, подлежащей раскрытию на сайте организации.
В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами рынков электроэнергетики ФАС России и ее территориальные органы сталкиваются с проблемой поиска той или иной информации на сайте организации. Данный вопрос также нередко отмечается участниками рынков электроэнергетики (мощности) в рамках обращений, в том числе и потребителями электроэнергии.
В целях упрощения доступа к раскрываемой информации, обеспечения ее доступности, и как следствие сокращение числа поступающих жалоб на несоблюдение требований, сроков и форматов раскрытия, ФАС России считает необходимым хозяйствующим субъектам провести работу по улучшению качества раскрытия и систематизации информации.
Размещение сведений, подлежащих раскрытию в соответствии со Стандартами, в одном разделе сайта организации "Раскрытие информации", по мнению ФАС России, позволит упростить доступ потребителей и иных участников рынков к действительности хозяйствующего субъекта и сократить количество административных дел, возбужденных по признакам нарушения стандартов раскрытия информации.