См. Документы Федеральной таможенной службы

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 декабря 2020 г. N АКПИ20-744

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению компании WB NAVIGATION S.A. о признании недействующими абзацев тринадцатого и четырнадцатого пункта 8 и абзаца третьего пункта 11 Условий и Порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, утвержденных приказом Федеральной таможенной службы от 18 марта 2019 г. N 444,

установил:

пунктом 2 приказа Федеральной таможенной службы от 18 марта 2019 г. N 444, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 17 апреля 2019 г., N 54416, и опубликованного 18 апреля 2019 г. на официальном интернет-портале правовой информации //www.pravo.gov.ru (далее - Приказ), определены Условия и Порядок выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах (приложение N 4) (далее - Порядок).

Пунктом 8 Порядка установлены требования к обращению за разрешением на временное хранение товаров в иных местах.

Обращение за получением разрешения на временное хранение на участке акватории морского (речного) порта, расположенном в пределах пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо в месте доставки товаров, должно содержать: сведения о фактическом расположении места временного хранения товаров на акватории морского (речного) порта с указанием его географических координат, а в случае расположения места временного хранения на акватории у причала морского (речного) порта, - сведений о расположенных на причале зданиях и сооружениях (абзац тринадцатый); сведения о наличии разрешения на стоянку судна (иных плавсредств) на акватории порта в течение времени, необходимого для временного хранения товаров (абзац четырнадцатый).

Согласно абзацу третьему пункта 11 Порядка срок рассмотрения таможней обращения и принятия решения о возможности выдачи разового разрешения не должен превышать 5 рабочих дней со дня его получения.

Компания WB NAVIGATION S.A. (далее - Компания), являющаяся зарегистрированным иностранным собственником сухогрузного теплохода, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных положений пункта 8 и пункта 11 Порядка, указывая на несоответствие Таможенному кодексу Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и Федеральному закону от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) установленного оспариваемым положением пункта 11 Порядка срока рассмотрения таможней обращения и принятия решения о возможности выдачи разового разрешения, а также на неопределенность и неоднозначное толкование содержания абзацев тринадцатого и четырнадцатого пункта 8 Порядка.

Свое требование административный истец мотивировал тем, что на основании обжалуемых норм Порядка таможенный орган отказал Компании в выдаче разрешения на временное хранение товара на акватории морского порта Азов.

По мнению административного истца, предоставление сведений, указанных в абзаце тринадцатом пункта 8 Порядка, о фактическом расположении места временного хранения товаров на акватории морского (речного) порта с указанием его географических координат при обращении в таможенный орган за выдачей разового разрешения на временное хранение товаров является невозможным в связи с постоянным перемещением (движением) судна в пределах рейда из-за указаний капитана порта, погодных условий, маневрирования, течения реки и порывов ветра, а абзац четырнадцатый этого пункта не определяет, какой именно орган, организация или лицо должны предоставить разрешение на стоянку судна (иных плавсредств), абзац третий пункта 11 вводит существенное ограничение сроков на совершение таможенных операций и лишает заявителей таможенной процедуры права на помещение товаров на временное хранение, что приводит к наступлению неблагоприятных последствий в виде задержания судна таможней.

Представитель административного истца Л., участвующий в судебном заседании путем использования систем вэб-конференции, заявленное требование поддержал.

Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России) и Минюст России в письменных возражениях на административное исковое заявление указали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции, не противоречит актам большей юридической силы, является определенным и не нарушает права административного истца.

В судебном заседании представитель ФТС России И. поддержала изложенные в возражениях правовые позиции и просила отказать в удовлетворении административного иска.

Минюст России просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Выслушав стороны, проверив оспариваемый в части нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Под временным хранением товаров по смыслу пункта 1 статьи 98 ТК ЕАЭС понижается хранение иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом, либо до получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза, если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, либо до дня применения изъятия или ареста в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ведения административного процесса).

Местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места, в которых может осуществляться временное хранение товаров (далее - места временного хранения). Временное хранение товаров может осуществляться на территории свободного склада, территории СЭЗ, в помещениях, на складах, открытых площадках и иных территориях получателя товаров, а также в иных местах, определенных названным выше кодексом или законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункты 1 и 2 статьи 99 ТК ЕАЭС).

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) установлено, что местами временного хранения товаров являются: 1) склад временного хранения таможенного органа; 2) помещение, открытая площадка и иная территория уполномоченного экономического оператора в соответствии с пунктом 3 статьи 437 ТК ЕАЭС; 3) помещение, склад, открытая площадка и иная территория получателя товаров; 4) отдельное помещение в месте международного почтового обмена либо иное место, предназначенное для совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в соответствии с пунктом 4 статьи 286 ТК ЕАЭС; 5) место хранения неполученного или невостребованного багажа, перемещаемого в рамках договора об авиационной или о железнодорожной перевозке пассажира; 6) место разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров в пределах территории морского (речного) порта; 7) площадка, расположенная в пределах режимной территории воздушного пункта пропуска, предназначенная для временного хранения воздушного судна (его крупногабаритных запасных частей) в месте его стоянки и (или) обслуживания либо предназначенная для разгрузки и перегрузки (перевалки) иностранных товаров, место ввоза которых в Российскую Федерацию и место вывоза из Российской Федерации совпадают; 8) железнодорожные пути и контейнерные площадки, расположенные в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенные для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств; 9) территория свободного склада; 10) участок акватории морского (речного) порта, расположенный в пределах пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо в месте доставки товаров; 11) место постоянного или временного проживания (пребывания), заявленное иностранным физическим лицом, осуществившим ввоз товаров и имеющим намерение переселиться на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, получить статус беженца или вынужденного переселенца в соответствии с законодательством Российской Федерации; 12) склад магазина беспошлинной торговли в отношении товаров, заявленных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, в том числе в целях проведения таможенного контроля в отношении данных товаров до выпуска таких товаров, а также в случае, предусмотренном статьей 124 ТК ЕАЭС; 13) другие места, определяемые федеральными законами или актами Правительства Российской Федерации (часть 1 статьи 90).

Временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 12 части 1 указанной нормы, осуществляется с письменного разрешения таможенного органа, выдаваемого на основании обращения заинтересованного лица. Разрешение на временное хранение товаров в иных местах может быть разовое (для временного хранения определенной партии товаров) либо генеральное (для периодического временного хранения иностранных товаров в определенный период) (часть 3 статьи 90 Федерального закона N 289-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 90 Федерального закона N 289-ФЗ условия и порядок выдачи разрешения на временное хранение товаров в иных местах, включая порядок предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, если такое предоставление предусмотрено пунктом 4 части 1 статьи 55 данного федерального закона, и порядок отмены указанного разрешения определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

Таким органом согласно пункту 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809, является ФТС России.

Следовательно, Приказ издан компетентным органом с соблюдением порядка введения его в действие.

Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) внешний рейд представляет собой водное пространство, специально выделенное на подходах к морскому порту и предназначенное для стоянки и обслуживания судов.

Подходы к морскому порту - внешние рейды и участки морских путей установленной ширины, примыкающие к акватории морского порта, но не выходящие за пределы территориального моря Российской Федерации, где суда должны следовать с использованием системы управления движением судов и (или) лоцманской проводки и (или) должны соблюдать установленные обязательными постановлениями в морском порту меры обеспечения безопасности мореплавания для захода судов в морской порт, выхода судов из морского порта (пункт 16 статьи 4 Федерального закона N 261-ФЗ).

Из положений частей 1 и 2 статьи 14 указанного закона следует, что обязательные постановления в морском порту разрабатываются на основании общих правил и отражают особенности определенного морского порта, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и после их официального опубликования издаются администрацией морских портов на русском и английском языках.

Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в том числе морского (включая морские порты), является Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) (пункт 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395).

Приказом Минтранса России от 13 декабря 2012 г. N 430 утверждены Обязательные постановления в морском порту Азов (далее - Обязательные постановления), в соответствии с которыми осуществляется плавание судов в морском порту и на подходах к нему, стоянка судов на акватории морского порта, а также Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденными приказом Минтранса России от 26 октября 2017 г. N 463 (далее - Правила).

Пунктом 88 Правил установлено, что якорная стоянка судов осуществляется в выделенных на внешних и внутренних рейдах морского порта районах якорных стоянок и якорных местах.

Сведения о якорных стоянках морского порта закреплены в приложении N 3 к Обязательным постановлениям и указываются с разбивкой по рейдам с учетом географических координат (северной широты, восточной долготы) точек стоянки в каждом конкретном рейде.

Из приведенных положений следует, что сведения о фактическом расположении места временного хранения товаров на акватории морского (речного) порта представляются заинтересованными лицами с указанием его географических координат.

Изменение места стоянки судна, находящегося под таможенным контролем в морском порту (переходы, перешвартовка), осуществляется по согласованию с таможенным органом и органом пограничного контроля (пункт 115 Правил).

Таким образом, требование абзаца тринадцатого пункта 8 Порядка о представлении сведений о фактическом расположении места временного хранения товаров на акватории морского (речного) порта с указанием его географических координат при обращении в таможенный орган за выдачей разового разрешения на временное хранение товаров полностью согласуется с положениями приведенных нормативных правовых актов большей юридической силы, а довод административного истца о необходимости постоянного перемещения (движения) судна в пределах рейда является необоснованным, поскольку такое перемещение подлежит согласованию с таможенным органом. Сведения о фактическом расположении места временного хранения товаров на акватории морского (речного) порта необходимо таможенному органу в целях определения места расположения товара, помещаемого под таможенную процедуру временного хранения, и с учетом специфики размещения морских и речных судов возможно с использованием указания его географических координат в акватории морского (речного) порта.

Определение в абзаце четырнадцатом пункта 8 Порядка органа, организации или лица, предоставляющего разрешение на стоянку судна, невозможно ввиду того, что Приказ распространяется на неограниченный круг лиц и регулирует правоотношения по помещению товаров на временное хранение в зависимости от конкретного места размещения товаров (акваторий портов). Учитывая, что правила стоянки судов в морских портах и механизм получения соответствующего разрешения на стоянку судна определяются для каждого морского порта отдельными приказами Минтранса России, не представляется возможным предусмотреть в Порядке, в какие именно места будет осуществляться помещение товаров на временное хранение, а следовательно, определить орган, организацию или лицо, уполномоченные на выдачу разрешения в зависимости от их властно-распорядительных функций и полномочий в отношении места размещения (акватории, рейда).

Вместе с тем содержание абзаца четырнадцатого пункта 8 Порядка не вызывает неоднозначного толкования.

Нельзя признать состоятельным утверждение административного истца о несоответствии предписания абзаца третьего пункта 11 Порядка ТК ЕАЭС и Федеральному закону N 59-ФЗ.

В силу подпункта 6 пункта 4 статьи 98 ТК ЕАЭС товары, изъятые или арестованные в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ведения административного процесса) и подлежащие таможенному декларированию, в отношении которых было принято решение об их возврате, в том числе в случае отмены решения о конфискации товаров либо замены наказания (взыскания) в виде конфискации иным видом наказания (взыскания), должны быть помещены на временное хранение не позднее 10 календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения суда об отмене решения о конфискации товаров либо о замене наказания (взыскания) в виде конфискации иным видом наказания (взыскания).

С учетом срока, установленного данной нормой ТК ЕАЭС для помещения товаров на временное хранение, и определен срок, указанный в абзаце третьем пункта 11 Порядка, подлежащий соблюдению таможенным органом после поступления на его рассмотрение обращения и иных документов, предусмотренных Порядком.

Оспариваемое положение не возлагает на участников внешнеэкономической деятельности обязанность по совершению в указанный период каких-либо действий, не устанавливает никаких ограничений, названный срок не включает в себя время, необходимое заинтересованным лицам для сбора документации с целью получения разрешения на временное хранение товаров.

Установление срока на рассмотрение обращений на выдачу разового разрешения равным сроку, закрепленному в части 1 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ, не позволило бы участникам внешнеэкономической деятельности соблюсти срок, предусмотренный пунктом 4 статьи 98 ТК ЕАЭС.

Принимая во внимание, что положения пунктов 8 и 11 Порядка в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования следует отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления компании WB NAVIGATION S.A. о признании недействующими абзацев тринадцатого и четырнадцатого пункта 8 и абзаца третьего пункта 11 Условий и Порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, утвержденных приказом Федеральной таможенной службы от 18 марта 2019 г. N 444, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА