ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 ноября 2015 г. N АКПИ15-1097
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению А. о признании частично недействующим пункта 1 Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 утвержден Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара (далее - Перечень).
Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" 4 февраля 1998 г., Собрании законодательства Российской Федерации 26 января 1998 г., N 4.
Согласно пункту 1 Перечня товарами длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, являются автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства.
Гражданин А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим пункта 1 Перечня в части отнесения автомобиля к товарам длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара. Как указывает заявитель, он выявил недостаток в купленном автомобиле и передал автомобиль продавцу для проведения гарантийного ремонта. Продавец проинформировал его, что ремонт займет длительный промежуток времени. Оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 3 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", статье 20 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" и нарушают его права потребителя требовать от продавца на период ремонта предоставления аналогичного товара.
А. поддержал в суде заявленные требования и пояснил, что оспариваемые положения нормативного правового акта незаконно ограничивают его права потребителя.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (поручение от 23 сентября 2015 г. N СП-П12-6484).
Представитель Правительства Российской Федерации М. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти и не нарушают прав потребителей.
Выслушав объяснения А., представителя Правительства Российской Федерации М., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Регулируя отношения, возникающие между потребителем и изготовителем (продавцом) по устранению недостатков товара, Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в статье 20 предусматривает в отношении товаров длительного пользования обязанность изготовителя, продавца при предъявлении потребителем требования об устранении недостатков товара в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами.
Это правило не распространяется на товары длительного пользования, перечень которых устанавливается в соответствии с пунктом 2 статьи 20 названного Закона. Законодатель делегировал Правительству Российской Федерации полномочие устанавливать перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется (пункт 2 статьи 20).
В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Реализуя предоставленное ему полномочие, Правительство Российской Федерации постановлением от 19 января 1998 г. N 55 утвердило Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара. При этом основным критерием, определяющим в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", включение того или иного товара в Перечень, является его отнесение к товарам длительного пользования, что само по себе заявителем не оспаривается.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2286 "О мерах государственной поддержки акционерного общества "Автомобильный Всероссийский Альянс", решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 декабря 2014 г. N 224 "О предоставлении официальной статистической информации Евразийской экономической комиссии уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза и о признании утратившими силу некоторых решений комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" легковые автомобили относятся к товарам длительного пользования.
Такое правовое регулирование имеет целью обеспечить паритет в правах участников потребительских правоотношений, учитывая те риски осуществления предпринимательской деятельности, которые в случае их непринятия во внимание приведут (могут привести) к невозможности соблюдения прав потребителей при условии их абсолютизации. В связи с этим утверждение Правительством Российской Федерации перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяются требования потребителя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта аналогичного товара, не может рассматриваться как ограничение прав и свобод человека и гражданина.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления А. о признании частично недействующим пункта 1 Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
А.М.НАЗАРОВА