ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 июня 2020 г. N АКПИ20-185

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Кириллова В.С.,

при секретаре Т.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению В. о признании частично недействующим перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1049,

установил:

гражданин В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1049, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного акта противоречат подпункту 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", не отвечают принципу правовой определенности в той мере, в какой данный перечень в системе действующего правового регулирования в целях установления социальной пенсии по старости не учитывает в составе районов проживания малочисленных народов Севера город Воркуту Республики Коми как место традиционного проживания коренного малочисленного народа Севера - ненцев.

Как указывает административный истец, он является ненцем, представителем коренного малочисленного народа Севера, включенного в перечень малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1049, родился и постоянно проживает на территории муниципального образования городского округа "Воркута" (Республика Коми), достиг возраста 55 лет. Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми ему отказано в установлении социальной пенсии по старости в связи с тем, что городской округ Воркута, в котором он проживает, не входит в перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости.

По мнению административного истца, местом традиционного проживания ненцев является город Воркута Республики Коми, который в перечне районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости отсутствует. Включение ненцев в перечень малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости без привязки к исконной территории их преимущественного проживания ограничивает право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Примененное в оспариваемом нормативном правовом акте правовое регулирование не соответствует целям установления наиболее благоприятных условий реализации гражданами из числа коренных малочисленных народов Севера права на пенсионное обеспечение, с учетом их постоянного проживанием в районах со сложными природно-климатическими условиями, уязвимостью традиционного образа жизни.

Представитель административного истца А. в суде поддержал заявленные требования.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (поручение от 25 марта 2020 г. N ТГ-П12-2819).

Представитель Правительства Российской Федерации К. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей административного истца В. по доверенности А., административного ответчика Правительства Российской Федерации К., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правительство Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с названным Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии.

В силу пункта 6 статьи 11 поименованного Федерального закона перечень малочисленных народов Севера и перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 указанной статьи, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, Правительство Российской Федерации постановлением от 1 октября 2015 г. N 1049 утвердило перечень малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости и перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости.

Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (//www.pravo.gov.ru) 5 октября 2015 г., опубликован в "Российской газете" 12 октября 2015 г., в Собрании законодательства Российской Федерации 12 октября 2015 г., N 41 (часть III).

Перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости в субъекте Российской Федерации Республика Коми относит городской округ Усинск (кроме города Усинска), городской округ Инта (кроме города Инта), Ижемский муниципальный район, Усть-Цилемский муниципальный район, что соответствует законодательству Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению и не нарушает прав административного истца на социальное обеспечение.

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" определяет в качестве малочисленных такие народы, как проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Гарантии их пенсионного обеспечения установлены Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статьей 2 которого граждане из числа малочисленных народов Севера были отнесены к нетрудоспособным лицам на льготных условиях по достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), в отличие от общего правила, согласно которому нетрудоспособность, дающая право на социальную пенсию, наступает в возрасте 65 и 60 лет.

Как указано выше, подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии.

С вступлением в силу с 1 января 2015 г. Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии" статья 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" была дополнена нормой, предусматривающей полномочия высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации утверждать перечень малочисленных народов Севера и перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 данной статьи.

Предоставление права на пенсионное обеспечение по старости именно гражданам из числа малочисленных народов Севера по достижении ими определенного возраста осуществляется исходя из сложившихся для них неблагоприятных природно-климатических, социально-экономических и демографических обстоятельств, необходимости сохранения и развития соответствующих этносов.

Указанные перечни разработаны исходя из принципа сохранения прав граждан, имеющих право на назначение социальной пенсии по старости, из малочисленных народов Севера, закрепленных за ними на основании ранее действовавшего законодательства Российской Федерации.

Такое правовое регулирование направлено на установление наиболее благоприятных условий реализации гражданами из числа коренных малочисленных народов Севера права на пенсионное обеспечение с учетом особенностей их правового статуса, предопределяющих постоянное проживание в местах традиционного расселения предков с осуществлением традиционных видов хозяйственной деятельности, и в равной мере распространяется на всех граждан, относящихся к указанной категории.

Ссылки административного истца на распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р, которым утвержден перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку данный правовой акт принят во исполнение части 2 статьи 5 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", а не в целях пенсионного обеспечения малочисленных народов Севера.

Кроме того, суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта проверяет его на предмет соответствия иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

То же самое относится к ссылкам административного истца на постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029.

Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Действие данного Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях (статья 1).

Порядок определения перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей предусмотрен статьей 2 названного Закона, согласно которой перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации. В настоящее время таким нормативным правовым актом является постановление Совмина СССР от 3 января 1983 г. N 12 "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029", которое относит к районам Крайнего Севера город Воркуту.

Доводы административного истца основаны на неправильном толковании норм материального права, и, по сути, требования сводятся к изменению нормативного правового акта в оспариваемой части, то есть включению в него города Воркуты, что недопустимо, поскольку в соответствии с нормами Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" полномочия по утверждению перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости относятся к дискреционным полномочиям Правительства Российской Федерации. По своему содержанию оспариваемые положения нормативного правового акта являются ясными и определенными.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления В. о признании частично недействующим перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1049, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
В.С.КИРИЛЛОВ