ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 июля 2021 г. N ВКАПИ21-15
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего Воронова А.В.,
судей Дербилова О.А. и Сокерина С.Г.,
при секретаре Ж.,
с участием военного прокурора Иванова Е.В., представителя административного истца Д., представителей по доверенностям: Президента Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - К. и М., Министерства юстиции Российской Федерации - С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Л. о признании недействующими абзаца 1 пункта 6 и подпункта "в" пункта 7 статьи 26 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее - Положение о порядке прохождения военной службы), подпункта "а" пункта 28 Положения по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 17 декабря 2012 г. N 772 (далее - Положение по организации прохождения военной службы в МЧС),
установил:
согласно абзацу 1 пункта 6 и подпункту "в" пункта 7 статьи 26 Положения о порядке прохождения военной службы на аттестуемого военнослужащего его непосредственным (прямым) начальником из числа офицеров составляется аттестационный лист, а командир (начальник), аттестующий подчиненного военнослужащего, в соответствии с порядком аттестации обязан представить по команде в утверждающую инстанцию все экземпляры аттестационных листов для получения заключения и утверждения.
Подпунктом "а" пункта 28 Положения по организации прохождения военной службы в МЧС предусмотрено, что на военнослужащего, подлежащего увольнению, оформляется представление к увольнению с военной службы, которое подписывается соответствующим прямым начальником (от начальника спасательного воинского формирования МЧС России) и направляется по команде через кадровые органы на решение вышестоящих прямых начальников в соответствии с установленным порядком увольнения с военной службы.
Л., досрочно уволенный с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента принятия вышеуказанных норм Положения о порядке прохождения военной службы и Положения по организации прохождения военной службы в МЧС, указав, что они являются неопределенными, допускающими неоднозначность их толкования и применения правоприменительными органами, в том числе в правоотношениях с его участием, а также противоречат абзацу 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и нарушают его права на стабильность служебных отношений и защиту от произвольного увольнения с военной службы.
По мнению административного истца, нормы абзаца 1 пункта 6 и подпункта "в" пункта 7 статьи 26 Положения о порядке прохождения военной службы допускают возможность составления отзыва и аттестационного листа на военнослужащего, находящегося в распоряжении руководителя территориального органа МЧС, одним и тем же должностным лицом, в отличие от военнослужащих, проходящих военную службу на воинских должностях, а норма подпункта "а" пункта 28 Положения по организации прохождения военной службы в МЧС не позволяет однозначно определить, кто именно из начальников (непосредственный или вышестоящий) уполномочен принимать решение о досрочном увольнении военнослужащего МЧС, находящегося в распоряжении.
Представитель административного истца Д. во время судебного разбирательства поддержал требования административного искового заявления Л. и просил их удовлетворить.
Представители Президента Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий К. и М. требования административного истца не признали, просили отказать в их удовлетворении, указав, что оспариваемые нормативные правовые акты изданы в пределах предоставленных полномочий и в установленном порядке, не противоречат действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации С., поддержав позицию, изложенную в письменном отзыве на административное исковое заявление, исковые требования Л. не признала и просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" определено единство правовых и организационных основ государственной службы, но без учета особенностей прохождения военной службы.
Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы административного дела и заслушав заключение военного прокурора Иванова Е.В., полагавшего необходимым административное исковое заявление Л. оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 90 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации издает указы, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" утверждение положения о порядке прохождения военной службы отнесено к полномочиям Президента Российской Федерации, который в силу статьи 87 (часть 1) Конституции Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Такое Положение о порядке прохождения военной службы во исполнение закона утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.
В свою очередь в силу пункта 13 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов определяется руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.
Соответствующий порядок для военнослужащих органов МЧС определен в Положении, утвержденном приказом МЧС России от 17 декабря 2012 г. N 772.
Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 опубликован в изданиях "Собрание законодательства РФ" 20 сентября 1999 г., N 38, ст. 4534 и в "Российской газете" 28 сентября 1999 г., N 191 (до ст. 18 включительно и 29 сентября 1999 г., N 192 (до конца).
Приказ МЧС России от 17 декабря 2012 г. N 772 зарегистрирован в Минюсте России 15 марта 2013 г. под N 27721, как того требует установленный порядок, и официально опубликован в "Российской газете" 27 марта 2013 г. N 65.
Таким образом, данные нормативные правовые акты согласно требованиям части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликованы для всеобщего сведения и в установленном действующим законодательством порядке вступили в силу.
Оснований утверждать, что оспариваемые нормы противоречат абзацу 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и нарушают какие-либо права и свободы военнослужащих, в том числе административного истца Л., не имеется.
Абзацем 1 пункта 6 и подпунктом "в" пункта 7 статьи 26 Положения о порядке прохождения военной службы предусмотрено, что на аттестуемого военнослужащего его непосредственным (прямым) начальником из числа офицеров составляется аттестационный лист.
Командир (начальник), аттестующий подчиненного военнослужащего, в соответствии с порядком аттестации обязан представить по команде в утверждающую инстанцию все экземпляры аттестационных листов для получения заключения и утверждения.
Согласно подпункту "а" пункта 28 Положения по организации прохождения военной службы в МЧС на военнослужащего, подлежащего увольнению, оформляется представление к увольнению с военной службы, которое подписывается соответствующим прямым начальником (от начальника спасательного воинского формирования МЧС России) и направляется по команде через кадровые органы на решение вышестоящих прямых начальников в соответствии с установленным порядком увольнения с военной службы.
Анализ содержания оспариваемых административным истцом норм свидетельствует о том, что они не противоречат нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой, и прав административного истца Л. не нарушают.
В силу абзаца 6 пункта 1 статьи 3 во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы, не исключает возможности построения и функционирования видов государственной службы на основе принципов, учитывающих их особенности, что применимо к военной службе как особому виду государственной службы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" прохождение государственной службы включает в себя, в том числе назначение на должность, присвоение воинского звания, аттестацию, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами.
Такими нормативными правовыми актами в системе организации военной службы в органах МЧС России являются Положение о порядке прохождения военной службы и Положение по организации прохождения военной службы в МЧС.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 42 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий проходит военную службу на воинской должности либо не на воинской должности, находясь в распоряжении командира (начальника).
В силу пункта 1 статьи 26 и статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе, проводится аттестация.
Представление военнослужащих к увольнению является составной частью процедуры увольнения с военной службы, которое производится должностными лицами, имеющими на это право с учетом прямой подчиненности им соответствующих военнослужащих.
При этом, как определено в статьях 33 - 36 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495, одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими является принцип единоначалия.
Единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.
По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальниками или подчиненными.
Начальники, которым военнослужащие подчинены по службе, хотя бы и временно, являются прямыми начальниками.
Ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником.
Построение взаимоотношений между начальником и подчиненным также определяется в зависимости от соотношений воинских званий.
Вопреки утверждению административного истца, оспариваемые нормы Положения о порядке прохождения военной службы каких-либо различий в процедуре аттестации военнослужащих не содержат и, по сути, являясь общими и едиными для всех военнослужащих, не вводят и не предусматривают отличий в процедуре аттестации военнослужащих, проходящих военную службу на воинских должностях или находящихся в распоряжении командования.
Несостоятельными являются доводы административного истца относительно оспариваемой им нормы Положения по организации прохождения военной службы в МЧС, которая, исходя из ее содержания, не разграничивает категории военнослужащих в вопросе представления их к увольнению в зависимости от прохождения ими военной службы на воинских должностях либо будучи в распоряжении командования.
Согласно разъяснению, данному в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли он определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд признает оспариваемый акт недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Указанные нормы Положений, которые административный истец полагает неопределенными, вопреки его мнению, не допускают неоднозначности в их толковании применительно к компетенции указанных в них воинских должностных лиц при аттестации военнослужащих и представлении их к увольнению, а именно, командиров (начальников), прямых и непосредственных начальников по отношению к подчиненным, понятия и категории которых раскрыты в вышеназванных статьях 33 - 36 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
В этих нормах Положений ясно, недвусмысленно и с очевидной определенностью указано, какими категориями должностных лиц составляются аттестационные листы в отношении военнослужащих и оформляются представления к их увольнению с военной службы.
Нормативного правового закрепления полномочий конкретных воинских должностных лиц в решении этих вопросов в системе организации деятельности отдельных органов государственной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в частности, в МЧС России, оспариваемые норы не содержат.
Правильность применения соответствующих нормативных предписаний Положений при разрешении судами конкретного административного спора административного истца Л. о защите его субъективных прав, связанных с порядком аттестации и представления к досрочному увольнению с военной службы, о чем им фактически указывается в административном исковом заявлении, не может являться предметом судебной проверки в рамках абстрактного нормоконтроля.
Оспариваемые нормы абзаца 1 пункта 6, подпункта "в" пункта 7 статьи 26 Положения о порядке прохождения военной службы, подпункта "а" пункта 28 Положения по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не противоречат абзацу 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" в их системной взаимосвязи и истолковании с пунктом 2 статьи 3 этого же Федерального закона.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Л. о признании недействующими абзаца 1 пункта 6 и подпункта "в" пункта 7 статьи 26 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, подпункта "а" пункта 28 Положения по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) спасательных воинских формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного приказом МЧС России от 17 декабря 2012 г. N 772, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
А.В.ВОРОНОВ
Судьи
О.А.ДЕРБИЛОВ
С.Г.СОКЕРИН