ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 3 октября 2018 г. N АКПИ18-768

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М., Иваненко Ю.Г.,

при секретаре С.В.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б. о признании частично недействующим подпункта "д" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 202 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года",

установил:

Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 202 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года" (далее - Указ), опубликованным 10 мая 2017 г. на официальном интернет-портале правовой информации //www.pravo.gov.ru, 11 мая 2017 г. - в "Российской газете", 15 мая 2017 г. - в "Собрании законодательства Российской Федерации", на территориях субъектов Российской Федерации, в пределах которых расположены объекты инфраструктуры, предназначенные для проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года (далее - чемпионат мира по футболу и Кубок конфедераций), а также в прилегающих к ним акваториях введены усиленные меры безопасности при проведении Кубка конфедераций с 1 июня по 12 июля 2017 г. и чемпионата мира по футболу с 25 мая по 25 июля 2018 г.

Подпунктом "д" пункта 4 Указа в названные периоды в субъектах Российской Федерации, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности, установлено, что для постановки иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших для временного пребывания, на учет по месту пребывания принимающая сторона, а в случаях, предусмотренных частями 3 и 3.1 статьи 22 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", непосредственно иностранный гражданин или лицо без гражданства в течение трех дней со дня прибытия в место пребывания обязаны представить в соответствующий территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Направление указанных документов почтовым отправлением не допускается.

Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта "д" пункта 4 Указа в той мере, в какой его предписания о возложении обязанности в течение трех дней со дня прибытия иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания в целях их постановки на учет по месту пребывания представить в соответствующий территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяют свою юридическую силу на граждан государств-членов Евразийского экономического союза, граждан Киргизской Республики, которые пунктом 6 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в городе Астане Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией 29 мая 2014 г. (далее - Договор), пунктом 1 статьи 1 Соглашения между Российской Федерации и Киргизской Республикой о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Киргизской Республики и граждан Киргизской Республики на территории Российской Федерации, заключенного в городе Санкт-Петербурге 19 июня 2015 г. (далее - Соглашение) освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в компетентных органах Стороны пребывания в течение 30 дней.

В обоснование своего требования административный истец указал, что он является гражданином Киргизской Республики, 2 июля 2018 г. прибыл в Российскую Федерацию с целью осуществления трудовой деятельности, оспариваемой нормой на него возложена обязанность встать на учет по месту пребывания в течение трех дней со дня прибытия в место пребывания, вместо 30 дней, что противоречит приведенным нормам международных договоров и ухудшает его положение как иностранного гражданина.

Б., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Его представитель С.С. поддержал административный иск, просил его удовлетворить.

Президент Российской Федерации поручил представлять его интересы в Верховном Суде Российской Федерации МВД России, которое в письменных возражениях на административный иск указало, что установленные в оспариваемой норме Указа положения, касающиеся миграционного учета иностранных граждан, прибывших на территорию Российской Федерации, изданы Президентом Российской Федерации в рамках предоставленных ему полномочий, не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца и не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В судебном заседании представитель Президента Российской Федерации Марьян Г.В. поддержал изложенную в возражениях правовую позицию.

Выслушав стороны, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Компетенция Президента Российской Федерации по принятию Указа ранее неоднократно проверялась Верховным Судом Российской Федерации (решения N АКПИ17-472, АКПИ18-560). Судом установлено, что Президент Российской Федерации, издавая оспариваемый нормативный правовой акт, действовал в рамках предоставленных ему полномочий при соблюдении требований к форме, виду и процедуре его принятия.

Правовую основу миграционного учета в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ), другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Другие федеральные законы применяются к отношениям, связанным с осуществлением миграционного учета иностранных граждан, в части, не противоречащей Федеральному закону N 109 (статья 3 Федерального закона N 109-ФЗ).

Отношения, возникающие в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года урегулированы Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 108).

Пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона N 108 закреплено, что в период проведения спортивного соревнования Президентом Российской Федерации могут быть введены усиленные меры безопасности, включающие в себя ограничение на въезд и (или) временное пребывание граждан и проживание граждан.

Порядок постановки на учет иностранного гражданина, предусмотренный оспариваемой нормой Указа, которой сокращены лишь сроки исполнения административных процедур по постановке на учет иностранных граждан для принимающей стороны, соответствует положениям Федерального закона N 109.

Ограничение в виде трехдневного срока со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания для представления принимающей стороной в соответствующий территориальный орган МВД России или МФЦ требуемых документов для постановки иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших для временного пребывания, на учет по месту пребывания, а также запрет на направление указанных документов почтовым отправлением Президентом Российской Федерации введены в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом N 108, для обеспечения безопасности.

Довод административного истца о противоречии оспариваемой нормы Договору и Соглашению является несостоятельным.

Поскольку пунктом 6 статьи 97 Договора и пунктом 1 статьи 1 Соглашения в отношении граждан государств - участников Договора и Соглашения предусмотрено иное правовое регулирование, в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации подлежат применению правила международных договоров.

Вместе с тем для иностранных граждан, государства которых не являются участниками международных договоров, устанавливающих иной по сравнению с национальным законодательством страны пребывания порядок, действует Федеральный закон N 109 с особенностями, предусмотренными Федеральным законом N 108.

Учитывая, что Указ в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Б. о признании частично недействующим подпункта "д" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 202 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВА

Ю.Г.ИВАНЕНКО