См. Документы Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 декабря 2012 г. N АКПИ12-1317
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Коробкова Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общественной организации "Пермская краевая федерация радиоспорта" о признании недействующими пунктов 2.9.3, 2.14, 8.5, 8.6.5.4 Порядка образования позывных сигналов для опознавания радиоэлектронных средств гражданского назначения, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 12 января 2012 г. N 4,
установил:
приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 12 января 2012 г. N 4 утвержден Порядок образования позывных сигналов для опознавания радиоэлектронных средств гражданского назначения (далее - Порядок). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 марта 2012 г., N 23641, и опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 21 мая 2012 г., N 21.
Общественная организация "Пермская краевая федерация радиоспорта" обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующими пункта 2.9.3 Порядка в части, предоставляющей право общероссийской радиолюбительской организации, являющейся членом международного союза радиолюбителей, проводить проверки эксплуатационной и технической готовности операторов любительской службы; пункта 8.5 Порядка в части, устанавливающей, что решение общероссийской радиолюбительской организации является основанием для образования ПСО временного использования; пункта 8.6.5.4 Порядка в части, определяющей позывные сигналы временного использования, которые образовываются для опознавания любительских радиостанций участников мероприятий, организуемых общероссийской общественной организацией радиолюбителей; пункта 2.14 Порядка в части, устанавливающей ответственность граждан, которые по какой-либо причине допустили пропуск срока переоформления свидетельства об образовании позывного сигнала.
В обоснование заявленных требований указала, что пункты 2.9.3, 8.5 Порядка противоречат статьям 15, 27 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", предоставляя единственной из всех общественных организаций право проводить проверки эксплуатационной и технической готовности операторов любительской службы, по собственному усмотрению решать, каким радиостанциям будет предоставлена возможность получения ПСО временного использования; пункт 2.14 Порядка противоречит части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку фактически устанавливает ответственность граждан, которые по какой-либо причине допустили пропуск срока переоформления свидетельства об образовании позывного сигнала, не предусмотренную законом. Оспариваемые нормативные положения нарушают права общественной организации "Пермская краевая федерация радиоспорта".
В судебном заседании представитель заявителя Л. поддержал заявленные требования, обосновывая их приведенными доводами.
Представители Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации М., П., Г., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Б. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы не противоречат действующему федеральному законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Выслушав объяснения представителей заявителя, заинтересованных лиц, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" федеральный орган исполнительной власти в области связи осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области связи; выполняет функции администрации связи Российской Федерации при осуществлении международной деятельности Российской Федерации в области связи.
Положением о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минкомсвязи России), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 418, установлено, что Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (включая использование информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним), электросвязи (включая использование и конверсию радиочастотного спектра), на который возложены полномочия по самостоятельному принятию нормативного правового акта о порядке образования позывных сигналов для опознавания радиоэлектронных средств гражданского назначения (пункты 1, 5.2.11(1)).
Пунктом 2.9.3 Порядка установлено, что к обращению на получение свидетельства об образовании позывного сигнала прилагается выписка из протокола проверки эксплуатационной и технической готовности радиооператоров любительской службы, выданная общероссийской общественной радиолюбительской организацией, являющейся членом международного союза радиолюбителей.
Суд считает необоснованным утверждение заявителя о противоречии пункта 2.9.3 Порядка федеральному законодательству.
Как указано в преамбуле, Порядок разработан и утвержден Минкомсвязи России в соответствии с Регламентом радиосвязи Международного союза электросвязи.
Федеральным законом от 30 марта 1995 г. N 37-ФЗ "О ратификации Устава и Конвенции Международного союза электросвязи" Российская Федерация ратифицировала Устав и Конвенцию Международного союза электросвязи. В силу подпункта 31 статьи 4 Устава Международного союза электросвязи Регламент радиосвязи является обязательным для всех членов Союза, в том числе Российской Федерации.
Согласно статье 25 Регламента радиосвязи Международного союза электросвязи администрации должны проверить эксплуатационную и техническую квалификацию любого лица, желающего использовать аппаратуру любительской станции.
В силу пункта 2 решения Государственной комиссии по радиочастотам при Минкомсвязи России от 10 марта 2011 г. N 11-11-03 администрация связи Российской Федерации присоединилась к рекомендациям T/R 61-01 "Лицензия радиолюбителя стран - членов СЕПТ" и ECC/REC/(05)06 "Радиолюбительская лицензия СЕПТ новичка (СЕРТ NOVICE)" Комитета по электронным средствам связи Европейской конференции администраций почт и электросвязи, согласно которым администрации ответственны в соответствии со статьей 25 Регламента радиосвязи ITU за проверку операторской и технической квалификаций любого лица, желающего эксплуатировать любительскую радиостанцию, а также того, что Международный союз радиолюбителей (IARU) поддерживает упрощение процедур получения временных операторских прав доступа для иностранных посетителей в странах СЕРТ и в других странах.
Таким образом, присоединение Российской Федерации к указанным рекомендациям возлагает на администрацию связи Российской Федерации определенные обязательства по унификации процедуры проверки эксплуатационной и технической готовности операторов любительской службы, чтобы соотносить эквивалентность национального свидетельства (лицензии) относительно лицензии, определенной в рекомендации.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, Минкомсвязи России с учетом положений рекомендаций T/R 61-01, согласно которым российское свидетельство об образовании позывного сигнала является основанием для получения временных операторских прав доступа для иностранных посетителей в странах СЕРТ и в других странах, наделило правом выдачи документа, подтверждающего эксплуатационную и техническую готовность операторов любительской службы, общероссийскую радиолюбительскую организацию, являющуюся членом Международного союза радиолюбителей.
Членом Международного союза радиолюбителей в настоящее время является общероссийская общественная организация радиоспорта и радиолюбительства "Союз радиолюбителей России" (СРР), в соответствии с Уставом которой она является единственной признанной Международным радиолюбительским союзом IARU национальной радиолюбительской организацией Российской Федерации, реализующей полномочия в сфере радиоспорта (всех его дисциплин) и радиолюбительства в Российской Федерации, и осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации в соответствии с требованиями российского законодательства, а также в соответствии с требованиями Конституции Международного радиолюбительского союза IARU (пункт 1.9). Пунктом 3.2 Устава СРР предусмотрена его обязанность организовать работу общественных квалификационных и экзаменационных комиссий Союза. Проверка операторской и технической квалификации осуществляется общественными квалификационными и экзаменационными комиссиями, работу которых обязан организовать Союз (пункт 3.2 Устава СРР).
При этом, проверяя эксплуатационную и техническую готовность операторов любительской службы, СРР не определяет квалификацию радиолюбителей, а лишь выполняет работы по определению готовности операторов в интересах администрации связи Российской Федерации (радиочастотной службы). Окончательное заключение о соответствии операторских и квалификационных навыков и решение о выдаче свидетельства во всех случаях принимает администрация связи Российской Федерации (радиочастотная служба), которая с учетом фактических обстоятельств, в том числе по основаниям пункта 2.11 Порядка, имеет право не проводить работы по образованию позывного сигнала.
Наделение СРР правом проведения проверок эксплуатационной и технической готовности радиооператоров любительской службы не противоречит какому-либо нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает прав радиооператоров, поскольку для получения свидетельства об образовании позывного сигнала достаточно представить любой из трех указанных в пункте 2.9.3 документов о готовности радиооператоров любительской службы по выбору заявителя.
Суд не может согласиться с доводом заявителя о нарушении прав других общественных объединений на проведение проверки эксплуатационной и технической готовности радиооператоров любительской службы, так как такое право общественным объединениям не предоставлено ни Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ни каким-либо другим нормативным актом, имеющим большую юридическую силу.
Пунктом 8.5 Порядка определено основание для обращения в радиочастотную службу с целью образования позывного сигнала временного использования. Таким основанием является участие любительской радиостанции в международных, общегосударственных, региональных или местных мероприятиях, которые проводятся на основании указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений общероссийской общественной организации радиолюбителей, зарегистрированной в установленном порядке и являющейся членом международного союза радиолюбителей.
Пунктом 8.6.5.4 определены позывные сигналы временного использования, которые образовываются для опознавания любительских радиостанций участников мероприятий, организуемых общероссийской общественной организацией радиолюбителей, зарегистрированной в установленном порядке и являющейся членом международного союза радиолюбителей.
Указанные нормы также не противоречат каким-либо нормативным актам, имеющим большую юридическую силу и не нарушают прав заявителя, поскольку временный позывной сигнал не является обязательным для опознавания существующих радиоэлектронных средств гражданского назначения, его образование предполагает наличие постоянного позывного сигнала радиоэлектронного средства, все виды позывных сигналов одинаково пригодны для опознавания радиоэлектронных средств любительской службы.
Пунктом 2.14 Порядка установлено, что в случае аннулирования позывного сигнала повторное его образование для опознавания РЭС этого же или другого физического или юридического лица возможно не ранее чем через шесть месяцев, за исключением девятизначного опознавателя станции морской подвижной службы, повторное использование которого возможно не ранее чем через пять лет.
Данное нормативное положение установлено Минкомсвязи России в пределах предоставленных полномочий и федеральному законодательству не противоречит, права и законные интересы заявителя не нарушает.
Ссылка заявителя на нормативные положения Гражданского кодекса Российской Федерации не имеет правовых оснований, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не регулирует гражданско-правовые отношения.
Осуществленное Минкомсвязи России правовое регулирование порядка образования позывных сигналов для опознавания радиоэлектронных средств гражданского назначения не противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" и другим федеральным законам, на что ссылается заявитель в обоснование своего требования, в связи с чем в удовлетворении заявления надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления общественной организации "Пермская краевая федерация радиоспорта" о признании недействующими пунктов 2.9.3, 2.14, 8.5, 8.6.5.4 Порядка образования позывных сигналов для опознавания радиоэлектронных средств гражданского назначения, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 12 января 2012 г. N 4, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА