ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 мая 2009 г. N ГКПИ09-389
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Гудковой Е.Ю.,
с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Блохиной Надежды Александровны о признании недействующим подпункта "б" пункта 1 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 517,
установил:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 517 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждены Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации. В частности, подпунктом "б" пункта 1 данных Изменений в Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 841, внесены изменения в абзац второй пункта 4, устанавливавший, что с осужденных к исправительным работам взыскание алиментов по исполнительным документам производится из всего заработка без учета удержаний, произведенных по приговору или постановлению суда. С осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях, колониях-поселениях, тюрьмах, воспитательных колониях, а также лиц, находящихся в наркологических отделениях психиатрических диспансеров и стационарных лечебных учреждениях, взыскание алиментов производится из всего заработка и иного дохода без учета отчислений на возмещение расходов по их содержанию в указанных учреждениях.
Согласно произведенным оспариваемым актом изменениям слова "без учета удержаний" заменены словами "за вычетом удержаний", слова "без учета отчислений" заменены словами "за вычетом отчислений". Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 517 официально опубликовано в "Собрании законодательства РФ", 21 июля 2008 г., N 29 (ч. I), ст. 3515, "Российской газете", N 155, 23 июля 2008 г.
Блохина Н.А. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими указанных изменений в части, позволяющей производить взыскание алиментов с осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях, из всего заработка и иного дохода за вычетом отчислений на возмещение расходов по их содержанию в указанных учреждениях, ссылаясь на то, что ее муж находится в местах лишения свободы, где отбывает наказание по приговору суда, до октября 2008 г. ей выплачивались алименты на ребенка, а с указанного периода выплаты прекратились со ссылкой на оспариваемое Постановление. Кроме того, оспариваемая норма, по ее мнению, противоречит части 2 статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой возмещение осужденными расходов и удержаний по исполнительным листам или другим исполнительным документам производится после удержания алиментов.
В судебное заседание Блохина Н.А. не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (поручение от 4 апреля 2009 г. N СС-П4-1803) и Министерству юстиции Российской Федерации (поручение от 5 мая 2009 г. N СИ-П4-2446).
Представители Правительства Российской Федерации Вельмяйкин С.Ф. и Мальков Д.Л. с предъявленными требованиями не согласились, просили оставить их без удовлетворения и пояснили, что Постановление издано в рамках предоставленных действующим законодательством полномочий, в форме, в которой Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты, оспариваемое положение нормативного правового акта соответствует статье 100 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", которая предусматривает обращение взысканий по исполнительным документам на весь заработок граждан, осужденных к исправительным работам, за вычетом удержаний, произведенных по приговору или постановлению суда, а взыскание по исполнительным документам с граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обращается на весь заработок за вычетом отчислений на возмещение расходов по их содержанию в указанных учреждениях.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего заявление удовлетворить, суд находит, что заявление Блохиной Н.А. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 82 Семейного кодекса Российской Федерации виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 данного Кодекса, определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данного положения Правительством Российской Федерации Постановлением от 18 июля 1996 г. N 841 утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.
Абзацем вторым пункта 4 названного Перечня (в ред. Постановления Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 465) установлено, что с осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях, колониях-поселениях, тюрьмах, воспитательных колониях, а также лиц, находящихся в наркологических отделениях психиатрических диспансеров и стационарных лечебных учреждениях, взыскание алиментов производится из всего заработка и иного дохода без учета отчислений на возмещение расходов по их содержанию в указанных учреждениях.
В связи с принятием Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" Правительством Российской Федерации Постановлением от 14 июля 2008 г. N 517 утверждены Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 1 Изменений в названный Перечень внесены изменения, в частности в абзаце втором пункта 4 слова "без учета удержаний" заменены словами "за вычетом удержаний", слова "без учета отчислений" заменены словами "за вычетом отчислений".
Таким образом, в новой редакции абзац второй пункта 4 Перечня предусматривает взыскание алиментов с осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях, колониях-поселениях, тюрьмах, воспитательных колониях, а также лиц, находящихся в наркологических отделениях психиатрических диспансеров и стационарных лечебных учреждениях, из всего заработка и иного дохода за вычетом отчислений на возмещение расходов по их содержанию в указанных учреждениях.
Между тем в силу части 2 статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (введен в действие с 1 июля 1997 г., за исключением положений, для которых данным Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие) возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удержания алиментов, подоходного налога, отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и иных обязательных отчислений. Удержания по исполнительным листам или другим исполнительным документам производятся из оставшейся суммы в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах часть вторая статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, определяя последовательность производства удержаний из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы, устанавливает, что возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удержания алиментов, подоходного налога, отчислений в Пенсионный фонд РФ и иных обязательных отчислений. Последовательность удержания по исполнительным листам или другим исполнительным документам определяется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Установленное оспариваемой нормой положение, согласно которому взыскание алиментов с осужденных производится из всего заработка и иного дохода за вычетом отчислений на возмещение расходов по их содержанию в указанных учреждениях, противоречит статье 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и нарушает права взыскателей по исполнительным документам о взыскании алиментов.
Довод представителей Правительства Российской Федерации о том, что оспариваемое положение соответствует статье 100 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон) в данном случае является несостоятельным.
Статьей 99 Федерального закона установлены ограничения размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина. Так, при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов, а при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением, размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов (части 2, 3).
Перечисленные ограничения не распространяются на удержания из заработной платы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.
В соответствии с частью 2 статьи 100 данного Федерального закона взыскание по исполнительным документам обращается на весь заработок граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан, за вычетом отчислений на возмещение расходов по их содержанию в указанных учреждениях.
Таким образом, статья 100 Федерального закона не устанавливает последовательность производства удержаний из заработной платы лиц, отбывающих наказание, а определяет, что взыскание по исполнительным документам, в отличие от ограничений размера удержания из заработной платы, установленных в статье 99 Федерального закона, обращается на весь заработок граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за вычетом отчислений на возмещение расходов по их содержанию в указанных учреждениях.
В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Блохиной Надежды Александровны - удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу подпункт "б" пункта 1, Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 517, в части, предусматривающей взыскание алиментов со всего заработка и иного дохода осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях, колониях-поселениях, тюрьмах, воспитательных колониях, а также лиц, находящихся в наркологических отделениях психиатрических диспансеров и стационарных лечебных учреждениях, за вычетом отчислений на возмещение расходов по их содержанию в указанных учреждениях.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА