См. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 января 2016 г. N АКПИ15-1289
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ж. о признании частично недействующими пунктов 13, 38 Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2014 г. N 1205,
установил:
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2014 г. N 1205 утвержден Административный регламент предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации (далее - Административный регламент).
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 января 2015 г., регистрационный номер 35748, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации //www.pravo.gov.ru, 29 января 2015 г.
Согласно пункту 13 Административного регламента при подаче заявления о предоставлении государственной услуги заявитель вправе представить по собственной инициативе документ, подтверждающий факт уплаты заявителем государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственной услуги.
При подаче заявления в форме электронного документа документ об уплате государственной пошлины за проставление апостиля на документе об образовании и (или) о квалификации может быть направлен заявителем в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая порталы государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с пунктом 38 Административного регламента специалист уполномоченного органа, ответственный за проверку документов, проверяет факт уплаты заявителем государственной пошлины за предоставление государственной услуги. Проверка сведений об уплате и установлении факта уплаты заявителем указанной государственной пошлины может осуществляться с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Гражданин Ж. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими пунктов 13, 38 Административного регламента, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат нормам Налогового кодекса Российской Федерации, изданы с превышением полномочий федерального органа исполнительной власти и в нарушение действующего законодательства возлагают обязанность уплаты государственной пошлины за проставление апостиля на документе об образовании и (или) квалификации на представителя обладателя диплома об образовании и (или) квалификации, являются неопределенными и неоднозначно трактуются правоприменителями.
В суде административный истец Ж. поддержал заявленные требования и пояснил, что должностные лица Департамента образования г. Москвы со ссылкой на пункты 13 и 38 Административного регламента в их взаимосвязи с пунктом 2 названного Административного регламента возлагают обязанность уплаты госпошлины за проставление апостиля на заявителя - лицо, подавшее заявление о предоставлении государственной услуги.
Представитель Министерства образования и науки Российской Федерации К.И. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта не предусматривают обязанности представителя обладателя диплома об образовании и (или) квалификации уплатить государственную пошлину за проставление апостиля, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав заявителя.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации К.Н. пояснила в суде, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти, но в целях исключения неоднозначного применения оспариваемых положений Административного регламента они нуждаются в уточнении.
Выслушав объяснения административного истца Ж., представителей Минобрнауки России К.И., Минюста России К.Н., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, принимает нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий.
Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466, к компетенции Минобрнауки России отнесено принятие нормативных правовых актов по вопросам осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования, в том числе административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в области переданных полномочий в сфере образования (пункт 6.6).
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает, что подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации путем проставления на них апостиля осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им Российской Федерацией полномочия по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, по заявлениям граждан, поданным в письменной форме или в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг; за проставление апостиля на документе об образовании и (или) о квалификации уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 106).
Налоговый кодекс Российской Федерации государственную пошлину определяет как сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 названного Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации (статья 333.16).
Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица (статья 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации). Подпунктом 48 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации определен размер государственной пошлины за проставление апостиля.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики государственной пошлины уплачивают государственную пошлину при обращении за проставлением апостиля - до проставления апостиля.
Исходя из положений пунктов 1, 8 статьи 45, статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате государственной пошлины.
Вместе с тем Налоговый кодекс Российской Федерации в статье 26 предусматривает, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. В этом случае полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с данным Кодексом и иными федеральными законами. Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена также представителем лица, обращающегося за проставлением апостиля. В платежном документе тогда указывается, что плательщик действует от имени представляемого.
Таким образом, Налоговым кодексом Российской Федерации определены плательщики государственной пошлины при обращении за проставлением апостиля, а также установлен размер и порядок ее уплаты.
Порядок подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 106 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"). Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. N 611 утверждены Правила подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации, которыми определено, что при подаче заявления представляется документ об уплате государственной пошлины за проставление апостиля на документе об образовании и (или) о квалификации (пункт 19 Правил).
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Административный регламент разработан и утвержден с соблюдением требований Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373.
Требования к структуре административного регламента предусмотрены в статье 12 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", согласно которой административный регламент должен содержать разделы, устанавливающие стандарт предоставления государственной услуги; состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения.
Абзацем первым пункта 13 Административного регламента установлено, что при подаче заявления о предоставлении государственной услуги заявитель вправе представить по собственной инициативе документ, подтверждающий факт уплаты заявителем государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственной услуги, а пунктом 38 Административного регламента определены обязанности специалиста, ответственного за проверку документов, который обязан проверить факт уплаты заявителем государственной пошлины за предоставление государственной услуги.
Данные требования Административного регламента соответствуют части 4 статьи 106 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", предусматривающей, что за проставление апостиля на документе об образовании и (или) о квалификации уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Оспариваемые положения Административного регламента не определяют плательщика государственной пошлины, размер и порядок уплаты государственной пошлины, а устанавливают сроки и последовательность административных процедур и действий при предоставлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Ж. о признании частично недействующими пунктов 13, 38 Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2014 г. N 1205, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ