См. Документы Министерства внутренних дел Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 апреля 2013 г. N АКПИ13-29

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании частично недействующим пункта 9.3 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение газовых пистолетов, револьверов, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 мая 2012 г. N 508,

установил:

приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 мая 2012 г. N 508, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 июня 2012 г., регистрационный номер 24662, и опубликованным в "Российской газете" 12 сентября 2012 г., утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение газовых пистолетов, револьверов, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой (далее - Административный регламент). Абзацами первым, пятым и шестым пункта 9.3 Административного регламента предусмотрено, что для продления срока действия лицензии на приобретение газовых пистолетов, револьверов, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой (далее - лицензия), заявитель представляет паспорт, заявление (приложение N 2 к Административному регламенту), лицензию, срок действия которой необходимо продлить, а также технические паспорта и приходно-расходные документы (при их наличии) на указанное в лицензии оружие. Владельцы газовых пистолетов, револьверов дополнительно представляют копии документов о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием. Копии документов представляются вместе с подлинниками и заверяются подписью сотрудника.

Б., имеющий лицензию на приобретение, хранение и ношение оружия самообороны, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 9.3 Административного регламента недействующим со дня его принятия в части, возлагающей на заявителя, обратившегося с заявлением о продлении срока действия лицензии, обязанность представить документ о прохождении им подготовки в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием. В заявлении указано, что Административный регламент в оспариваемой части противоречит пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и нарушает права и свободы заявителя при процедуре продления срока действия лицензии.

Заявитель просил о рассмотрении дела в его отсутствие, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации Д. и Т. полагали, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку 4 апреля 2013 г. в территориальные органы МВД России на региональном уровне направлена телеграмма о неприменении пункта 9.3 Административного регламента в части, возлагающей на заявителей, обращающихся с заявлениями о продлении срока действия лицензии, одновременно являющейся разрешением на хранение и ношение оружия, обязанность представлять документы о прохождении ими подготовки в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, до внесения в установленном порядке изменения в Административный регламент.

Министерство юстиции Российской Федерации направило в Верховный Суд Российской Федерации письменный отзыв, в котором указало на то, что оспариваемое положение требует приведения его в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.

Выслушав объяснения представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей требование заявителя удовлетворить, суд находит заявление Б. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2012 г. по гражданскому делу N АКПИ12-1428 и от 6 декабря 2012 г. по гражданскому делу N АКПИ12-1427 признаны недействующими пункт 9.3 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны и патронов к нему (без права ношения), утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 398, и пункт 9.3 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного гладкоствольного оружия, охотничьего пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения и патронов к нему, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 апреля 2012 г. N 373, в части, возлагающей на заявителя, обратившегося с заявлением о продлении срока действия разрешения на хранение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны и патронов к нему (без права ношения), а также разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия ограниченного поражения, обязанность представить документ о прохождении им подготовки в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием (далее - соответствующая подготовка).

Судом установлено, что граждане, имеющие разрешение на хранение или хранение и ношение огнестрельного оружия, освобождены федеральным законодателем от обязанности проходить соответствующую подготовку при последующем приобретении оружия. Эти граждане не должны представлять документ о прохождении соответствующей подготовки при подаче в органы внутренних дел заявления о продлении срока действия разрешения на хранение или хранение и ношение имеющегося у них огнестрельного оружия.

В силу части третьей статьи 13 Федерального закона "Об оружии" газовые пистолеты, револьверы граждане Российской Федерации имеют право приобретать на основании лицензии на приобретение оружия с последующей регистрацией оружия в двухнедельный срок в органах внутренних дел по месту жительства. Лицензия выдается органом внутренних дел по месту жительства гражданина Российской Федерации и одновременно является разрешением на хранение и ношение указанных видов оружия. Срок действия лицензии пять лет. По окончании срока действия лицензии он может быть продлен в порядке, предусмотренном статьей 9 этого Федерального закона.

Поскольку лицензия на приобретение газовых пистолетов, револьверов одновременно является разрешением на хранение и ношение данных видов оружия, высказанная судом правовая позиция полностью применима по настоящему делу. Граждане, имеющие названную лицензию, не обязаны представлять документ о прохождении соответствующей подготовки при подаче в органы внутренних дел заявления о продлении срока действия лицензии.

Вопреки приведенному пункт 9.3 Административного регламента обязывает владельцев газовых пистолетов, револьверов, обратившихся с заявлением о продлении срока действия лицензии, представить документ о прохождении соответствующей подготовки.

Согласно части второй статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. С учетом того, что решения Верховного Суда Российской Федерации от 27 ноября и 6 декабря 2012 г. вступили в законную силу со дня принятия Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации определений от 14 февраля 2013 г., которыми судебные постановления оставлены без изменения, пункт 9.3 Административного регламента подлежит признанию недействующим в оспариваемой части с указанной даты, с 14 февраля 2013 г.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Б. удовлетворить.

Признать недействующим с 14 февраля 2013 г. пункт 9.3 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение газовых пистолетов, револьверов, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 мая 2012 г. N 508, в части, возлагающей на заявителя, обратившегося с заявлением о продлении срока действия лицензии, обязанность представить документ о прохождении им подготовки в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его изготовления судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ