ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 января 2014 г. N АКПИ13-1201
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре П.О.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.Д. о признании частично недействующим пункта 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации (далее - Основные положения, действует в редакции постановлений Правительства Российской Федерации с последующими изменениями и дополнениями).
В пункте 2 оспариваемого нормативного правового акта даны понятия, используемые в Основных положениях. Согласно абзацу тринадцатому и последующим пункта 2 Основных положений к категории "население" относятся:
физические лица (граждане) - собственники (наниматели) жилого помещения;
лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах;
иные лица, приобретающие газ, потребляемый физическими лицами (гражданами), а именно:
исполнители коммунальных услуг (управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы);
наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, - служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;
садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан.
Гражданин П.Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 2 Основных положений в части понятия "население", ссылаясь на то, что оно противоречит статье 2, пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" и преамбуле Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" и нарушает права граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Как указывает заявитель, он владеет помещением для содержания и разведения птицы, которое расположено на земельном участке, не имеющем жилого дома, и с ним заключается договор на поставку газа в соответствии с Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1998 г. N 162, а не по розничным ценам на газ для населения.
П.Д. извещен о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, причин неявки не сообщил.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральной службе по тарифам (поручение от 16 декабря 2013 г. N АД-П9-9049).
Представители Правительства Российской Федерации К., М., И. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили в суде, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации К., М., И., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения, к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения относит установление принципов формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации (статья 8).
Реализуя предоставленные ему федеральным законодателем полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 29 декабря 2000 г. N 1021 утвердило Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации.
Нормативный правовой акт опубликован в Собрание законодательства Российской Федерации N 2, 8 января 2001 г., "Российской газете" от 13 января 2001 г.
В статье 2 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" дано понятие личного подсобного хозяйства как формы непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, а в пункте 2 статьи 4 названного Федерального закона определено целевое назначение приусадебного земельного участка.
Ни Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве", ни Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" не содержат норм, предусматривающих возможность поставки газа гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, по розничным ценам.
В пункте 2 Основных положений даны понятия, используемые в данном нормативном правовом акте, которыми руководствуются при формировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям.
Следовательно, оспариваемые положения нормативного правового акта по их смыслу в системе норм, определяющих понятийный аппарат Основных положений, не противоречат статьям 2 и 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" и не могут расцениваться как нарушающие право гражданина на ведение личного подсобно хозяйства.
Поставка газа осуществляется на основании гражданско-правового договора. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1998 г. 162 утверждены Правила поставки газа в Российской Федерации, которые определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, а постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" утверждены Правила, которые регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа.
Если заявитель полагает, что при заключении с ним договора о поставке газа в нарушение действующих правил поставщик указал не ту цену на газ, то он не лишен права обратится в суд за защитой своих нарушенных прав.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление П.Д. о признании частично недействующим пункта 2 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ