См. Документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 августа 2017 г. N АКПИ17-550
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Т.А. о признании частично недействующим абзаца седьмого пункта 2.1 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69,
установил:
постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69 (далее - Постановление) утверждена Инструкция о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах" (далее - Инструкция).
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 ноября 2000 г., регистрационный номер 2448, опубликован 22 ноября 2000 г. в "Российской газете" и 27 ноября 2000 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
Согласно подпункту "а" пункта 2.1 Инструкции права и льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах", предоставляются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а", "б", "г", "ж" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", - на основании удостоверения участника войны, выданного в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 г. N 907, либо на основании удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122. Участникам Великой Отечественной войны из числа указанных лиц, которым ранее удостоверение участника войны не выдавалось, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны выдается по обращению граждан военными комиссариатами, органами внутренних дел и соответствующими органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации по месту жительства на основании документов, подтверждающих службу или временное нахождение военнослужащих, воспитанников воинских частей и юнг в составе действующей армии; службу в партизанских отрядах и соединениях, а также участие в деятельности подпольных организаций, действовавших в период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
Абзацем седьмым пункта 2.1 Инструкции предусмотрено, что подтверждающими документами могут служить: личные дела военнослужащих, военные билеты, красноармейские книжки, выданные в период войны или период других боевых операций по защите Отечества предписания, справки архивных учреждений (в том числе Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации), справки военно-лечебных учреждений о ранениях, контузиях или заболеваниях, полученных на фронте, а в отношении партизан и членов подпольных организаций, действовавших в период войны или период других боевых операций по защите Отечества на оккупированной территории, - удостоверение партизана Великой Отечественной войны, справки штабов партизанского движения Великой Отечественной войны, справки архивных учреждений и решения областных комиссий по делам бывших партизан о принадлежности к партизанам и подпольщикам; документы, подтверждающие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников на территориях зарубежных стран в составе антифашистских формирований (документы о наградах зарубежных стран за участие в антифашистском движении, справки архивных учреждений, справки компетентных органов, общественных ветеранских организаций зарубежных стран и другие документальные подтверждения участия в боевых действиях).
Т.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца седьмого пункта 2.1 Инструкции в части, предусматривающей, что документами, подтверждающими службу или временное нахождение военнослужащих в составе действующей армии, могут служить: личные дела военнослужащих, военные билеты, красноармейские книжки, выданные в период войны или период других боевых операций по защите Отечества предписания, справки архивных учреждений (в том числе Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации), ссылаясь на то, что он противоречит статье 22 и пункту 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон о ветеранах) и нарушает его право на льготы, предусмотренные действующим законодательством для ветеранов Великой Отечественной войны. По мнению административного истца, оспариваемый перечень включает лишь те документы, которые выданы в период войны, и не предусматривает иные подлинные документы, выданные на основании документов военного времени в порядке, установленном на дату их выдачи, содержащие достоверную информацию, и лишает возможности правильно установить период службы.
В обоснование своего требования административный истец указал, что решением комиссии военного комиссариата Ярославской области от 30 мая 2014 г. была признана необоснованной выдача ему удостоверения участника войны от 3 августа 1992 г. на основании данных о прохождении военной службы в военном билете, выданном 18 сентября 1962 г., со ссылкой на оспариваемое положение Инструкции.
Т.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Его представитель Ш. поддержала административный иск, просила его удовлетворить.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) и Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных возражениях на административное исковое заявление указали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции, не противоречит актам большей юридической силы и не нарушает права административного истца.
В судебном заседании представители Минтруда России - С.М. и Минюста России - Ч. поддержали изложенные в возражениях правовые позиции и просили отказать в удовлетворении административного иска.
Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России), Федеральная служба безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России), Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минкомсвязь России), Министерство транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России), Министерство культуры Российской Федерации (далее - Минкультуры России), с которыми согласована Инструкция, в письменных отзывах на административный иск указали, что оспариваемое положение абзаца седьмого пункта 2.1 Инструкции не противоречит законодательству Российской Федерации и Всеобщей декларации прав человека, направлено на реализацию прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
В судебном заседании представители Минобороны России - К.В., МВД России - К.А., ФСБ России - Т.О., Минкомсвязи России - Х., Минтранса России - К.Д., Минкультуры России - С.Л. просили отказать в удовлетворении заявленного требования.
Выслушав стороны, заинтересованных лиц, проверив оспариваемый в части нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона о ветеранах реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований приведенного федерального закона Правительство Российской Федерации постановлением от 27 апреля 1995 г. N 423 "Об удостоверениях, на основании которых реализуются меры социальной поддержки ветеранов военной службы и ветеранов труда" установило, что меры социальной поддержки, предоставленные Федеральным законом о ветеранах категориям ветеранов, не указанным в пункте 1 данного постановления, реализуются на основании выданных государственными органами удостоверений единого образца, установленного для каждой из этих категорий Правительством СССР до 1 января 1992 г. либо Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Постановлением от 5 октября 1999 г. N 1122 "Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны" (далее - Постановление N 1112) Правительство Российской Федерации утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, его описание, а также инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета этих удостоверений. Пунктом 5 указанного постановления в редакции, действовашей на дату утверждения Инструкции, Министерству труда и социального развития Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти поручено внести изменения в правовые акты федеральных органов исполнительной власти, определяющие порядок и условия реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, установленных Федеральным законом о ветеранах.
В силу Положения о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 г. N 480 (далее - Положение) (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49), Министерство труда и социального развития Российской Федерации являлось федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области социальной защиты населения, координирующим деятельность по этому направлению иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляло разработку предложений по формированию и реализации государственной политики в области социальной защиты ветеранов, координацию и контроль реализацию федеральных программ социальной поддержки и улучшения положения ветеранов (пункт 6), а также в соответствии с законодательством Российской Федерации принимало постановления и давало разъяснения по применению нормативных правовых актов в области социальной защиты населения, подлежащие обязательному исполнению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями независимо от организационно-правовой формы (пункт 9). В случае необходимости решения принимались совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти (пункт 8).
В настоящее время полномочия вносить изменения в правовые акты федеральных органов исполнительной власти, определяющие порядок и условия реализации права на меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, установленные Федеральным законом "О ветеранах" совместно с другими федеральными органами исполнительной власти пунктами 5 и 6 Постановления N 1122 и Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской от 19 июня 2012 г. N 610, предоставлены Минтруду России.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие.
Военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, Федеральным законом о ветеранах отнесены к категории граждан - участников Великой Отечественной войны (подпункт "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2).
Реализация мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны осуществляется по предъявлении ими удостоверения участника войны, выданного в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 г. N 907 либо на основании удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, утвержденного Постановлением N 1122.
Инструкция определяет общий порядок выдачи удостоверений ветеранам Великой Отечественной войны, а в пункте 2.1 приводится перечень документов, которыми может быть подтвержден факт службы, нахождения в составе действующей армии, участия в боевых действиях, который не имеет закрытого характера и не исключает возможность подтверждения участия в Великой Отечественной войне в судебном порядке на основании представленных доказательств, в том числе свидетельских показаний, справок и других документов о службе и участии в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны, оценка которых осуществляется судом в соответствии с требованиями процессуального законодательства.
Доводы административного истца о том, что оспариваемое положение Инструкции в качестве подтверждающих участие в боевых действиях допускает только документы, выданные в период войны или период других боевых операций по защите Отечества, являются ошибочными. Из буквального толкования пункта 2.1 Инструкции следует, что приведенное требование относится к таким документам, как предписания, использование же иных документов не ограничено временем их выдачи.
Нельзя согласиться с утверждением административного истца о том, что абзац седьмой пункта 2.1 Инструкции в оспариваемой части препятствует достоверному установлению периода его службы, поскольку не закрепляет приоритет использования подлинных документов, выданных на основании документов военного времени в порядке, предусмотренном в момент их выдачи, перед иными документами, в том числе архивными данными, не подтвержденными приказами и циркулярами, в целях подтверждения факта участия в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны.
Документы в силу пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ) представляют собой зафиксированную на материальном носителе путем документирования информацию с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель.
Эти документы содержат в себе информацию - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 149-ФЗ), в рассматриваемом случае - сведения об участии в боевых действиях.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 149-ФЗ информационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.
Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается в том числе на принципе недопустимости установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами (пункт 8 статьи 3 Федерального закона N 149-ФЗ).
Федеральный закон, отражающий приоритет одних документов перед другими при подтверждении участия в боевых действиях по защите Отечества в целях признания гражданина ветераном Великой Отечественной войны, отсутствует, полномочиями на установление приоритетов одних документов перед другими при подтверждении участия в боевых действиях в указанных целях Минтруд России не наделен.
Ввиду того, что Инструкция направлена на реализацию прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ссылка административного истца на противоречие оспариваемой нормы статье 22 и пункту 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека и Федеральному закону о ветеранах необоснованна.
Принимая во внимание, что оспариваемое предписание не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Т.А. о признании частично недействующим абзаца седьмого пункта 2.1 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА