См. Документы Федеральной таможенной службы
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 августа 2014 г. N АКПИ14-1015
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Б.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "АТЛАНТ АВТО" о признании недействующими приказа Федеральной таможенной службы от 28 сентября 2010 г. N 1787 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом", приказа Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 1395 "О внесении изменений в Перечень специализированных таможенных органов, в регион деятельности которых входят морские (речные) пункты пропуска и порты, приведенный в приложении к приказу ФТС России от 28 сентября 2010 г. N 1787",
установил:
приказом Федеральной таможенной службы от 28 сентября 2010 г. N 1787 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом" утвержден Перечень специализированных таможенных органов, в регион деятельности которых входят морские (речные) пункты пропуска и порты, и определена компетенция таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом.
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 октября 2010 г., регистрационный номер 18839, опубликован в "Российской газете" 3 ноября 2010 г.
Приказом Федеральной таможенной службы от 29 июля 2013 г. N 1395 внесены изменения в Перечень специализированных таможенных органов, в регион деятельности которых входят морские (речные) пункты пропуска и порты, приведенный в приложении к приказу ФТС России от 28 сентября 2010 г. N 1787, в частности, в данный Перечень включены Первомайский таможенный пост Владивостокской таможни, Таможенный пост Морской порт Владивосток Владивостокской таможни.
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный номер 29436, опубликован в "Российской газете" 28 августа 2013 г.
ООО "АТЛАНТ АВТО" обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими приказа Федеральной таможенной службы от 28 сентября 2010 г. N 1787 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом", приказа Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 1395 "О внесении изменений в Перечень специализированных таможенных органов, в регион деятельности которых входят морские (речные) пункты пропуска и порты, приведенный в приложении к приказу ФТС России от 28 сентября 2010 г. N 1787", ссылаясь на то, что они противоречат статье 205 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ограничивают право участников внешнеэкономической деятельности - декларантов ввозимых товаров на подачу декларации на товары в любой таможенный орган.
Как указывает заявитель, основанием для обращения в суд послужило решение таможни об отказе в выпуске товара по предварительной грузовой таможенной декларации, при этом таможенный орган сослался на оспариваемые приказы.
Законом Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации упразднен. Вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, переданы в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", в связи с чем дело принято к производству Верховного Суда Российской Федерации по первой инстанции.
ООО "АТЛАНТ АВТО" извещено о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило.
Представители Федеральной таможенной службы Российской Федерации Ш., П., Министерства юстиции Российской Федерации К. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые нормативные правовые акты изданы в пределах полномочий ФТС России, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию.
Выслушав объяснения представителей ФТС России Ш., П., Минюста России К., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Устанавливая систему таможенных органов, Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусматривает, что компетенция таких таможенных органов, как региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты, по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности этих таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (часть 3 статьи 10).
В силу части 4 статьи 10 данного Федерального закона федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, а также свои структурные подразделения (департаменты, управления), компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809 "О Федеральной таможенной службе" утверждено Положение о Федеральной таможенной службе, в соответствии с которым ФТС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела. В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности ФТС России имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты в порядке, определенном Правительством Российской Федерации; создавать специализированные таможенные органы, а также свои структурные подразделения (департаменты, управления), компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров (пункт 6 Положения).
Следовательно, оспариваемые нормативные правовые акты изданы в пределах полномочий ФТС России.
Согласно части 2 статьи 205 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе устанавливать определенные таможенные органы для декларирования отдельных видов товаров только в случаях создания в соответствии с частью 4 статьи 10 данного Федерального закона специализированных таможенных органов для совершения таможенных операций в отношении определенных категорий товаров исходя из необходимости наличия у должностных лиц таможенных органов специальных познаний о таких товарах, как культурные ценности, изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, вооружение, военная техника и боеприпасы, радиоактивные и делящиеся материалы и другие специфические товары, либо исходя из необходимости создания условий для ускоренного выпуска таких товаров, как экспресс-грузы, выставочные образцы, товары, ввозимые в особую экономическую зону и вывозимые из особой экономической зоны, иных товаров.
Из содержания пункта 1 приказа ФТС России от 28 сентября 2010 г. N 1787 следует, что указанные в приложении к данному нормативному правовому акту таможенные органы, в регион деятельности которых входят морские (речные) пункты пропуска и порты, являются специализированными таможенными органами, чья компетенция ограничивается исключительно совершением таможенных операций в отношении: товаров, прибывающих (убывающих) морским (речным) транспортом в (из) морские(их) (речные(ых) пункты(ов) пропуска и порты(ов), входящие(их) в регион их деятельности (подпункт "а" пункта 1); товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза иными видами транспорта, в случаях: помещения под таможенную процедуру беспошлинной торговли; если товары предназначены или использовались для обеспечения деятельности морских портов, входящих в регион деятельности указанных таможенных органов, магазинов беспошлинной торговли; если товары предназначены для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, перемещения продукции морского (речного) промысла и товаров, произведенных из нее; помещения под таможенную процедуру экспорта или иную таможенную процедуру, предусматривающую вывоз за пределы единой таможенной территории Таможенного союза товаров, находящихся в морских (речных) пунктах пропуска и портах; перемещения товаров специализированными транспортно-экспедиционными организациями в качестве экспресс-грузов и другие (подпункт "б" пункта 1). Данные требования оспариваемого нормативного правового акта соответствуют части 2 статьи 205 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", определяющей компетенцию таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении определенных категорий товаров.
Издание оспариваемых нормативных правовых актов направлено на реализацию ФТС России комплекса мероприятий по сосредоточению совершения таможенных операций в таможенных органах, в регион деятельности которых входят морские (речные) пункты пропуска и порты, что позволяет не только оптимизировать процессы таможенного декларирования и таможенного контроля, но и обеспечивает единообразное применение норм таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации.
В первоначальной редакции приказа Федеральной таможенной службы от 28 сентября 2010 г. N 1787 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом" в преамбуле содержалось указание на то, что данный нормативный правовой акт издан в соответствии со статьей 402 Таможенного кодекса Российской Федерации. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" приказом Федеральной таможенной службы от 26 апреля 2011 г. N 861 преамбула приказа ФТС России от 28 сентября 2010 г. N 1787 изложена в новой редакции и содержит ссылку на часть 3 статьи 10 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ.
Доводы заявителя о том, что таможенный орган отказал ему в выпуске товара со ссылкой на оспариваемые приказы ФТС России, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку не лишают юридическое лицо права на обращение в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Общества с ограниченной ответственностью "АТЛАНТ АВТО" о признании недействующими приказа Федеральной таможенной службы от 28 сентября 2010 г. N 1787 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом", приказа Федеральной таможенной службы от 29 июля 2013 г. N 1395 "О внесении изменений в Перечень специализированных таможенных органов, в регион деятельности которых входят морские (речные) пункты пропуска и порты, приведенный в приложении к приказу ФТС России от 28 сентября 2010 г. N 1787" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ