См. Документы Федерального агентства железнодорожного транспорта
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 19 мая 2003 г. N ГКПИ2003-353
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., при секретаре Терентьевой С.В., с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Блинова А.М. о признании частично недействующим пункта 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 30,
установил:
абзацем 8 пункта 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 30 (далее - Правила), предусмотрено, что прием заказов на оформление проездных документов (билетов) по групповым заявкам производится в период от 60 до 10 суток до отправления поезда.
Блинов А.М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим данного положения Правил, ссылаясь на его противоречие действующему законодательству, в частности, пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя Борисенко О.Г. поддержала заявленное им требование и пояснила, что абзац 8 пункта 8 Правил не соответствует закону, поскольку отдает предпочтение групповым заявкам организаций на приобретение проездных документов по сравнению с индивидуальными заявками граждан-потребителей. Это проявляется в том, что групповая заявка на оформление проездных документов (билетов) может быть сделана за 60 суток до отправления поезда, а гражданин может приобрести билет не ранее чем за 45 суток до отправления поезда. Оспариваемое положение Правил нарушает права индивидуальных потребителей на заключение договора перевозки, так как в продажу поступают только те билеты, которые остались после приема групповых заявок.
Представитель Министерства путей сообщения Российской Федерации Тонких А.В. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации Савельева Ю.А. требование заявителя не признали и просили отказать в его удовлетворении за необоснованностью, пояснив, что сроки продажи проездных документов, установленные Правилами, одинаковы для всех потребителей независимо от того, оформляются ли договорные отношения с "группой лиц" или отдельными гражданами.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., просившей требование заявителя удовлетворить, суд полагает, что заявление Блинова А.М. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Абзацами 1 - 8 пункта 8 Правил установлено, что "продажа проездных документов (билетов) на сети железных дорог на поезда дальнего и местного следования производится с помощью терминалов автоматизированной системы "Экспресс" (далее - система "Экспресс") и по ручной технологии.
Заказы на оформление проездных документов (билетов) принимаются по телефону или при личной явке лица, желающего приобрести проездной документ (билет). Проездные документы (билеты) могут быть доставлены пассажиру по месту жительства, работы, отдыха или в другое место, указанное им.
Продажа проездных документов (билетов) на поезда дальнего и местного следования в кассах, оборудованных терминалами системы "Экспресс", осуществляется в следующие сроки:
от 45 суток и до отправления поезда с пунктов формирования или оборота поезда;
от 3 суток и до отправления поезда с промежуточной станции.
Продажа проездных документов (билетов) на поезда дальнего и местного следования в кассах по ручной технологии осуществляется в следующие сроки:
от 30 суток и до отправления поезда на проезд туда с пунктов формирования или оборота поезда, а на проезд обратно и от другой станции от 45 до 5 суток до отправления поезда. При этом сроки окончания продажи проездных документов (билетов) на обратный выезд, на выезд от другой станции, на проезд в поездах, курсирующих в пределах одной железной дороги, могут быть сокращены железной дорогой;
от 3 суток и до отправления поезда с промежуточной станции.
Сроки продажи проездных документов (билетов) на проезд в поездах дальнего и местного следования могут быть изменены только МПС России.
Сроки доставки пассажирам проездных документов (билетов) по месту жительства, работы, отдыха или в другое место, указанное ими, устанавливаются железной дорогой в зависимости от местных условий.
Время окончания продажи проездных документов (билетов) на отходящий поезд определяется технологическим процессом работы станции (вокзала). Указанная информация доводится до сведения пассажиров.
Прием заказов на оформление проездных документов (билетов) по групповым заявкам производится в период от 60 до 10 суток до отправления поезда".
Анализ вышеприведенных предписаний Правил в совокупности с содержанием пункта 29 Правил приводит суд к выводу о том, что в нарушение пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в оспариваемом нормативном правовом акте содержится положение, позволяющее железным дорогам отдавать предпочтение юридическим лицам при продаже проездных документов (билетов) для перевозок организованных групп пассажиров по сравнению с иными потребителями.
Неравенство прав по приему заказов на приобретение проездных документов (и как следствие этого - на заключение договора перевозки) проявляется в том, что юридические лица могут подать заказ на оформление проездных документов (билетов) по групповым заявкам в период от 60 суток до отправления поезда, а в отношении иных потребителей такая норма в Правилах отсутствует.
При этом, исходя из содержания пункта 29 Правил, по групповым заявкам места в поездах дальнего и местного следования железными дорогами резервируются еще до начала сроков продажи проездных документов, установленных в пункте 8 Правил, с взиманием за резервирование денежного сбора.
Резервирование мест в поездах для перевозки организованных групп пассажиров по предварительным заявкам юридических лиц в период от 60 до 45 суток до отправления поезда, то есть до начала срока продажи проездных документов (билетов), фактически означает, что за 45 дней до отправления поезда в продажу поступает только та часть билетов, на которую юридические лица не подали предварительные заявки.
Тем самым пассажиры (потребители), желающие совершить поездку самостоятельно, а не в составе организованных групп, имеют меньше возможностей по приобретению проездных документов на поезда дальнего и местного следования.
Поскольку "резервирование" мест в поездах является не чем иным как их "бронированием", суд находит несостоятельными доводы представителя Министерства путей сообщения Российской Федерации о том, что за 45 дней до отправления поездов все проездные документы (билеты) продаются на общих основаниях.
Как уже отмечалось, коммерческая организация может оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора лишь в случаях, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" не содержит положений о том, что организации при подаче заявок на перевозку групп пассажиров имеют преимущества по сравнению с иными потребителями.
Не содержится таких положений и в иных правовых актах.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации под "иными правовыми актами" понимаются только указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, в том числе и оспариваемые Правила, к их числу не относятся.
Следовательно, абзац 8 пункта 8 Правил как противоречащий пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит признанию недействующим.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Блинова А.М. удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 30, в части слов: "Прием заказов на оформление проездных документов (билетов) по групповым заявкам производится в период от 60 до 10 суток до отправления поезда".
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.