ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 мая 2010 г. N ГКПИ10-278

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р. о признании недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. N 973 "Об Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России",

установил:

Правительство Российской Федерации 28 ноября 2009 г. издало Постановление N 973 "Об Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России", в соответствии с которым высший исполнительный орган государственной власти согласился с преобразованием Общероссийской общественной организации "Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО (ДОСААФ) в Общероссийскую общественно-государственную организацию "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - ДОСААФ России) и определил государственные задачи данной организации (пункты 1 и 2).

В пункте 3 Постановления Министерству обороны Российской Федерации, Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации поручено обеспечить представительство названных федеральных органов исполнительной власти в наблюдательном совете ДОСААФ России.

Пункт 4 Постановления содержит поручение Министерству обороны Российской Федерации, Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти совместно с Министерством финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год предусматривать бюджетные ассигнования для предоставления ДОСААФ России субсидий на исполнение государственных задач.

Пункт 5 Постановления рекомендует высшим представительным и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать совместно с ДОСААФ России региональные программы подготовки молодежи к военной службе, оказывать содействие и поддержку ДОСААФ России в реализации возложенных на эту организацию государственных задач.

Гражданин Р. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. N 973 "Об Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России". Как указывает заявитель, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 50, 57), Федеральным законам "О некоммерческих организациях" (статьи 6, 16, 17, 31), "Об общественных объединениях" (статьи 5, 7, 17, 18, 51) и нарушает его права как члена общественного объединения.

В суде Р. поддержал заявленные требования и пояснил, что он был избран делегатом Конференции регионального отделения ДОСААФ России Челябинской области, принимал в ней участие и голосовал против реорганизации, поскольку государство путем издания подзаконного акта вмешивается в дела общественной организации, преобразовывает общественную организацию в общественно-государственную организацию, хотя такой формы не существует в российском законодательстве.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству обороны Российской Федерации (поручение от 16 апреля 2010 г. N СС-П4-2473).

Представители Правительства Российской Федерации Д., привлеченного к участию в деле ДОСААФ России В., М., Л. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав граждан на объединение.

Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованного лица, третьего лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления, которые имеют нормативный характер (статья 23).

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. N 973 "Об Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" опубликовано в "Российской газете" 7 декабря 2009 г., N 233, "Собрании законодательства Российской Федерации" 7 декабря 2009 г., N 49 (ч. II).

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" регулируя общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, в статье 51 предусматривает право органов государственной власти впредь до принятия федеральных законов о государственно-общественных и общественно-государственных объединениях издавать нормативные правовые акты, которые регулируют создание и деятельность государственно-общественных и общественно-государственных объединений.

Из содержания данной нормы следует, что создание и деятельность государственно-общественных и общественно-государственных объединений, состав и компетенция их органов управления регулируются федеральными законами о таких объединениях, а не общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и федеральными законами, названными заявителем. До принятия федеральных законов о государственно-общественных и общественно-государственных объединениях указанные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти, к которым относится оспариваемое Постановление Правительства Российской Федерации.

Как следует из представленных суду письменных документов, 28 апреля 2009 г. состоялся VIII Внеочередной Съезд РОСТО, на котором было принято решение о преобразовании РОСТО в общественно-государственную организацию и поручено Центральному совету РОСТО (ДОСААФ) сформировать Комиссию по разработке нового Устава. Постановлением VI Пленума Центрального совета РОСТО от 31 июля 2009 г. определено наименование общественно-государственной организации.

Волеизъявление членов РОСТО, выраженное в решении ее Съезда, стало правовой предпосылкой для издания Правительством Российской Федерации оспариваемого Постановления, что нашло отражение в его пункте 1.

Правительство Российской Федерации, осуществляя свои полномочия в сфере обороны и безопасности страны, обеспечения выполнения программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям, в пункте 2 Постановления определило, какие государственные задачи должна выполнять созданная общероссийская общественно-государственная организация.

Осуществление задач по патриотическому воспитанию граждан; подготовке граждан по военно-учетным специальностям; развитию авиационных и технических видов спорта; летной подготовке курсантов летных образовательных учреждений профессионального образования; участию в подготовке к военной службе граждан, пребывающих в запасе; подготовке специалистов массовых технических профессий и развитию технического творчества; участию в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций соответствует действующему законодательству и не нарушает прав граждан, гарантированных статьями 15, 30, 45 Конституции Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в пункте 3 Постановления предусмотрело участие его представителей в лице соответствующих федеральных органов исполнительной власти в наблюдательном совете ДОСААФ России для представления интересов государства в общественно-государственной организации.

Пункт 4 Постановления предусматривает выделение бюджетных ассигнований для предоставления ДОСААФ России субсидий на исполнение государственных задач, а пункт 5 Постановления адресован высшим представительным и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления и касается разработки региональных программ подготовки молодежи к военной службе, оказанию содействия и поддержки ДОСААФ России в реализации возложенных на эту организацию государственных задач.

Указанные положения нормативного правового акта прав и законных интересов граждан не нарушают, решают вопросы финансирования деятельности общественно-государственной организации и ее взаимодействия с представительными и исполнительными органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Р. о признании недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. N 973 "Об Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ