См. Документы Федерального агентства железнодорожного транспорта
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 мая 2018 г. N АКПИ18-300
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Б.А.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Впрок" о признании частично недействующим приложения 12 к Правилам перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, утвержденным приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 37,
установил:
согласно пункту 3 приложения 12 к Правилам перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, утвержденным приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 37, мука входит в перечень скоропортящихся грузов, после перевозки которых производится промывка вагонов крытого типа.
Общество с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Впрок" (далее - ООО ТД "Впрок") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим приложения 12 к Правилам перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов в части включения муки пищевой в перечень скоропортящихся грузов, после перевозки которых производится промывка вагонов крытого типа, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статье 2 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", пункту 7 Технического регламента "Требования к безопасности хлеба и хлебобулочных, кондитерских изделий", утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 мая 2008 г. N 496 (приложение N 8 к перечню пунктов технических регламентов Республики Казахстан, являющейся государством - участником Таможенного союза, которые содержат обязательные требования в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 2010 г. N 132), СанПиН 42-123-4117-86 "Условия, сроки хранения скоропортящихся продуктов", утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР 20 июня 1986 г., СанПиН 2.3.2.1324-03 "Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2003 г. N 98, поскольку мука пищевая относится к пищевым продуктам, транспортируемым по железной дороге в мешках, зашитых машинным способом, имеет длительный срок хранения (12 месяцев) и не может относиться к скоропортящимся пищевым продуктам. Кроме того, данная позиция отражена в телеграмме открытого акционерного общества "Российские железные дороги" от 5 апреля 2012 г. N ЦДМХ-17/13, где указано, что в перечень скоропортящихся грузов, после перевозки которых производится промывка вагонов крытого типа, мука включена ошибочно.
Как указывает административный истец, ООО ТД "Впрок" является поставщиком и покупателем продуктов питания, имеет в собственности и арендует железнодорожные тупики для разгрузки товаров из вагонов и передачи его своим контрагентам. Одним из видов товара, получаемых с помощью железнодорожного транспорта, является мука пищевая (договор поставки железнодорожным транспортом от 16 июня 2014 г. N 44-14/П/11).
По мнению административного истца, в соответствии с пунктом 18 Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10 апреля 2013 г. N 119, в случае перевозки муки пищевой промывка и очистка вагонов силами железной дороги не требуется. Однако на основании пункта 19 Правил требуется очистка и промывка вагонов перевозчиком за счет грузополучателя, поскольку оспариваемыми положениями нормативного правового акта мука отнесена к скоропортящимся грузам.
В суде представитель административного истца ООО ТД "Впрок" Г. поддержал заявленные требования, уточнив, что, поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 9 марта 2010 г. N 132 и СанПиН 42-123-4117-86 "Условия, сроки хранения скоропортящихся продуктов", утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 20 июня 1986 г., утратили силу, административный истец не ставит вопрос о соответствии оспариваемых положений нормативного правового акта данным нормативным правовым актам.
Представители административных ответчиков Министерства транспорта Российской Федерации К., Л., Министерства юстиции Российской Федерации Б.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
Выслушав объяснения представителей административного истца ООО ТД "Впрок" Г., административных ответчиков Минтранса России К., Л., Минюста России Б.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании названного Устава с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом и правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Во исполнение указанной нормы Министерство путей сообщения Российской Федерации приказом от 18 июня 2003 г. N 37 утвердило Правила перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов (далее - Правила).
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 июня 2003 г., регистрационный номер 4762, опубликован в специальном выпуске "Российской газеты" 20 июня 2003 г., N 119/2.
Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в части 5 статьи 44 определяет, что промывка, ветеринарно-санитарная обработка крытых и изотермических вагонов после выгрузки продовольственных и скоропортящихся грузов, перечень которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, обеспечиваются перевозчиками за счет грузополучателей (получателей), специализированных вагонов, контейнеров - грузополучателями, если иное не установлено соглашением сторон.
По смыслу данной нормы Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе был определить перечень грузов, после перевозки которых производится промывка крытых вагонов, приведенный в приложении 12 к Правилам.
Регламентируя порядок осуществления перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, Правила к скоропортящимся относят грузы, которые при перевозке железнодорожным транспортом требуют защиты от воздействия на них высоких или низких температур наружного воздуха, ухода или особого обслуживания в пути следования, что согласуется с нормами Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов". В пункте 4 статьи 19 названного Федерального закона установлено, что для перевозок пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства.
ГОСТ 26791-89 "Межгосударственный стандарт. Продукты переработки зерна. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение", утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта СССР от 6 июля 1989 г. N 2341, допускает перевозку продуктов переработки зерна всеми видами транспорта в крытых средствах в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на каждом виде транспорта, т.е. на железнодорожном транспорте таким нормативным правовым актом являются оспариваемые Правила с приложениями.
Мука является пылеобразующим грузом, после выгрузки которого могут образовываться взрывоопасные пылевоздушные смеси.
Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, для целей данного Федерального закона использует понятие "скоропортящийся груз" как груз, сохранность которого при перевозке транспортным средством обеспечивается посредством соблюдения определенного температурного режима (статья 2), и не содержит конкретного перечня скоропортящихся грузов.
Что касается ссылок административного истца на СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов", то данный правовой акт издан в сфере государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, устанавливает гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов (нескоропортящихся, скоропортящихся и особо скоропортящихся). Мука пищевая в указанном нормативном правовом акте не поименована, и он не является нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу по отношению к Правилам.
По этим же основаниям не могут быть приняты во внимание доводы административного истца относительно позиции ОАО "РЖД", изложенной в телеграмме от 5 апреля 2012 г. N ЦДМХ-17/13.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Впрок" о признании частично недействующим приложения 12 к Правилам перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, утвержденным приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 37, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ