См. Документы Государственного таможенного комитета Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 22 июня 2001 г. N ГКПИ 01-948

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

    председательствующего                        Романенкова Н.С.,
    при секретаре                                   Самолине В.В.,
    с участием прокурора                            Масаловой Л.Ф.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Псковвтормет" и признании частично недействительным Приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1219 "Об определении мест таможенного оформления и вывоза лома и отходов цветных и черных металлов",

установил:

открытое акционерное общество "Псковвтормет" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным Приказа ГТК России от 27 декабря 2000 г. N 1219 "Об определении мест таможенного оформления и вывоза лома и отходов цветных и черных металлов", в части, исключающей Псковскую таможню из числа мест (органов) таможенного оформления вывоза лома и отходов черных металлов и исключающей железнодорожные пункты пропуска через таможенную границу России Печора - Орава и Скангали - Карсава из числа допущенных для вывоза лома и отходов черных металлов.

Как пояснил в судебном заседании представитель ОАО "Псковвтормет" Морозов В.А., оспариваемый нормативный акт не соответствует действующему законодательству и нарушает права хозяйствующих субъектов на свободное ведение предпринимательской деятельности.

Представители заинтересованных лиц: ГТК России Наумов А.А., Макаров И.А., Минюста России Чижикова Т.Ю. возражали против удовлетворения заявления, т.к. оспариваемый нормативный акт принят ГТК России в пределах его компетенции, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав заявителя.

Выслушав объяснения представителя ОАО "Псковвтормет" Морозова В.А., представителей заинтересованных лиц: ГТК России Наумова А.А., Макарова И.А., Минюста России Чижиковой Т.Ю., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Государственный таможенный комитет Российской Федерации 27 декабря 2000 г. издал Приказ N 1219 "Об определении мест таможенного оформления и вывоза лома и отходов цветных и черных металлов".

Приказ зарегистрирован Минюстом России 22 января 2001 г., регистрационный номер 2535, официально опубликован 29 января 2001 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 5 и 3 февраля 2001 г. в "Российской газете" N 24 и вступил в силу с 1 марта 2001 г.

Данный нормативный акт федерального органа исполнительной власти установил места таможенного оформления лома и отходов цветных и черных металлов, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации. Приложение N 1 к Приказу ГТК России от 27 декабря 2000 г. N 1219 содержит перечень морских пунктов пропуска и таможенных органов Российской Федерации, а приложение N 2 - перечень железнодорожных пунктов пропуска и таможенных органов Российской Федерации.

Из объяснений представителей ГТК России Наумова А.А. и Макарова И.А. в суде следует, что причиной издания данного Приказа явилось большое количество правонарушений, в частности, недостоверное декларирование, связанных с вывозом лома и отходов цветных и черных металлов, а также необходимость обеспечения надлежащего радиационного и иных видов государственного контроля.

Одной из основных задач ГТК России также является обеспечение в пределах компетенции Комитета экономической безопасности России.

В соответствии со ст. 126 ТК России таможенное оформление производится в порядке, определяемом Таможенным кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации, в том числе нормативными актами ГТК России.

Пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации допускается в местах, определяемых таможенными органами Российской Федерации (ст. 27 ТК России).

В силу ч. 1 ст. 127 ТК России таможенное оформление производится в определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа Российской Федерации, в котором находится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение, и во время работы таможенного органа Российской Федерации, устанавливаемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Вместе с тем Государственный таможенный комитет Российской Федерации вправе устанавливать, что таможенное оформление отдельных категорий товаров и транспортных средств может производиться только определенными таможенными органами Российской Федерации (ч. 3 ст. 127 ТК России).

В судебном заседании представитель ОАО "Псковвтормет" не оспаривал право ГТК России устанавливать, что таможенное оформление отдельных категорий товаров может производиться только определенными таможенными органами Российской Федерации, однако положения Приказа ГТК России от 27 декабря 2000 г. N 1219 фактически запрещают заявителю производить таможенное оформление продукции, соответствующей профилю предприятия, в таможенном органе по месту своего нахождения и использовать железнодорожный транспорт для ведения своей деятельности в соответствии со сложившимися хозяйственными связями.

Между тем из содержания ст. ст. 27 и 127 ТК России следует, что пересечение товарами таможенной границы Российской Федерации допускается в местах, определяемых таможенными органами Российской Федерации, и ГТК России вправе установить, что таможенное оформление отдельных товаров может производиться только определенными таможенными органами Российской Федерации.

Оспариваемый Приказ определяет места таможенного оформления и вывоза лома и отходов цветных и черных металлов.

Согласно ч. 2 ст. 19 ТК России никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации товаров, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации.

Приказ ГТК России не содержит запрета субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность по экспорту лома и отходов цветных и черных металлов, а лишь определяет места их таможенного оформления.

Из объяснений представителей заинтересованного лица в суде следует, что в связи с изданием Приказа от 27 декабря 2000 г. N 1219 ГТК России направило информацию в посольства Молдовы, Финляндии, Украины, Эстонии, Латвии, Литвы о готовности Комитета рассмотреть предложения о возможности оформления и вывоза лома и отходов цветных и черных металлов железнодорожным транспортом при условии их прямой поставки на металлургические предприятия.

Оспариваемый нормативный акт адресован к неопределенному числу участников внешнеторговой деятельности, издан в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле, поэтому доводы ОАО "Псковвтормет" о несоответствии Приказа ГТК России принципам государственного регулирования, предусмотренным Законом Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", являются необоснованными.

Закон Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические лица. Закон применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, соответственно совершаемые либо заключаемые указанными лицами за пределами территории Российской Федерации, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на рынках в Российской Федерации (ст. 3 настоящего Закона).

Приказ ГТК России определяет места таможенного оформления и вывоза лома и отходов цветных и черных металлов и не ограничивает конкуренцию.

Учитывая, что оспариваемый нормативный акт издан в соответствии с законом, в пределах полномочий ГТК России и не нарушает права и законные интересы юридического лица, заявление ОАО "Псковвтормет" не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление ОАО "Псковвтормет" о признании частично недействительным Приказа ГТК России от 27 декабря 2000 г. N 1219 "Об определении мест таможенного оформления и вывоза лома и отходов цветных и черных металлов" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.