См. Документы Министерства экономического развития Российской Федерации

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 августа 2014 г. N АКПИ14-778

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре Б.А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Лоуква" о признании частично недействующим подпункта 2 пункта 6.5 Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 февраля 2010 г. N 54,

установил:

приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 февраля 2010 г. N 54 утвержден Порядок проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее - Порядок).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 мая 2010 г., регистрационный номер 17258, опубликован в "Российской газете" 2 июня 2010 г., действует в редакции приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 января 2011 г. N 22.

Согласно пункту 6.5 Порядка во время проведения открытых торгов оператор электронной площадки обязан отклонить предложение о цене имущества (предприятия) должника в момент его поступления, направив уведомление об отказе в приеме предложения, в случае если:

1) предложение представлено по истечении установленного срока окончания представления предложений;

2) представленное предложение о цене имущества (предприятия) должника содержит предложение о цене, увеличенное на сумму, не равную "шагу" аукциона или меньше ранее представленного предложения о цене имущества (предприятия) должника.

Общество с ограниченной ответственностью "Лоуква" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 6.5 Порядка в части, обязывающей оператора электронной площадки во время проведения открытых торгов отклонить предложение о цене имущества (предприятия) должника в момент его поступления, направив уведомление об отказе в приеме предложения, в случае если представленное предложение о цене имущества (предприятия) должника содержит предложение о цене, увеличенное на сумму, не равную "шагу" аукциона, а кратную "шагу" аукциона, т.е. равную двум, трем и более "шагам" аукциона.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют пунктам 10 и 13 статьи 110 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и нарушают права участника открытых торгов представлять при участии в открытых торгах предложение о цене, увеличенное на сумму, не равную "шагу" аукциона, а кратную "шагу" аукциона.

В суде представитель ООО "Лоуква" К. поддержал заявленные требования.

Представители Министерства экономического развития Российской Федерации С., Б.М., Министерства юстиции Российской Федерации Б.К., возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили в суде, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти, соответствуют Федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве)" и не нарушают прав участников аукциона.

Выслушав объяснения представителей ООО "Лоуква" К., Минэкономразвития России С., Б.М., Минюста России Б.К., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", регулируя вопросы продажи предприятия должника, предусматривает, что торги по продаже предприятия проводятся в электронной форме, порядок проведения торгов в электронной форме утверждается регулирующим органом (пункт 20 статьи 110). Регулирующим органом является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 является Минэкономразвития России.

Следовательно, Порядок издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок устанавливает правила проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, правила взаимодействия организаторов открытых торгов, операторов электронных площадок, лиц, заинтересованных в регистрации на электронной площадке, лиц, представляющих заявки на участие в открытых торгах, участников открытых торгов в процессе их организации и проведения.

Для проведения открытых торгов организатор торгов заключает договор о проведении открытых торгов с оператором электронной площадки.

Пункт 6.5 Порядка определяет действия оператора электронной площадки во время проведения открытых торгов.

В соответствии с абзацем вторым пункта 13 статьи 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" аукцион проводится путем повышения начальной цены продажи предприятий на "шаг аукциона", который устанавливается организатором торгов в размере от пяти до десяти процентов начальной цены и указывается в сообщении о проведении торгов. Из содержания данного Федерального закона следует, что на аукционе продажа имущества (предприятия) должника осуществляется путем пошагового изменения участниками аукциона начальной цены.

Таким образом, порядок открытых торгов, установленный регулирующим органом, при продаже имущества (предприятия) должника, предусматривающий последовательное повышение участниками торгов начальной цены продажи на величину, равную величине "шага аукциона", и обязывающий оператора электронной площадки отклонить предложение, увеличенное на сумму, не равную "шагу аукциона", соответствует требованиям Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

В силу пункта 14 статьи 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" организатор торгов обязан обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах. Установленная процедура проведения открытых торгов не нарушает прав лиц на равный доступ к участию в аукционе, который предусмотрен пунктом 14 статьи 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Оспариваемые положения нормативного правового акта корреспондируют абзацу 16 статьи 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", предусматривающему, что в случае отказа или уклонения победителя торгов от подписания договора купли-продажи предприятия в течение пяти дней с даты получения указанного предложения внешнего управляющего внесенный задаток ему не возвращается и внешний управляющий вправе предложить заключить данный договор участнику торгов, которым предложена наиболее высокая цена предприятия по сравнению с ценой предприятия, предложенной другими участниками торгов, за исключением победителя торгов.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Общества с ограниченной ответственностью "Лоуква" о признании частично недействующим подпункта 2 пункта 6.5 Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 февраля 2010 г. N 54, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ