ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2012 г. N АКПИ12-405

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Речной пункт пропуска "Нижне-Ленинское" о признании недействующим пункта 4.14 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 2,

установил:

общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Речной пункт пропуска "Нижне-Ленинское" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (по тексту - Положение), утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 8 января 1997 г. N 2, в части пункта 4.14, предусматривающего, что перевозка пассажиров автобусами через ледовые переправы запрещается.

По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о международном автомобильном сообщении от 18 декабря 1992 г. (далее - Соглашение от 18 декабря 1992 г.), Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе от 27 января 1994 г. (далее - Соглашение от 27 января 1994 г.), в частности пункту 13 приложения к нему, согласно которому пункты пропуска Нижнеленинское - Тунцзян открыты для международного грузового и пассажирского сообщения (в период навигации сообщение судами, в период ледостава - автомобилями по льду). Заявитель ссылается на то, что оспариваемая норма нарушает его право на занятие предпринимательской деятельностью, так как в период ледостава ООО "Речной пункт пропуска "Нижне-Ленинское" не может осуществлять международные перевозки пассажиров автобусами и получать прибыль от своей деятельности.

Минтранс России и Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) в письменных возражениях указали на то, что Положение издано федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение государственной политики и общее государственное управление и регулирование транспортным комплексом, в том числе автомобильным транспортом, в оспариваемой части не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, направлено на охрану жизни и здоровья водителей и пассажиров автобусов, защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, не нарушает права и свободы заявителя.

Выслушав объяснения генерального директора ООО "Речной пункт пропуска "Нижне-Ленинское" И. и его представителя З., возражения представителей Минтранса России Т. и Минюста России Б.В., Б.К., оценив Положение в оспариваемой части по форме, содержанию и компетенции издавшего его нормотворческого органа, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Приказ от 8 января 1997 г. N 2, которым утверждено оспариваемое Положение, издан Минтрансом России в соответствии с его компетенцией, определенной действовавшим на то время Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации (пункты 1, 6), утвержденным Указом Президента Российской Федерации 15 марта 1996 г. N 382, и во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. N 133-р "О реализации Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Приказ зарегистрирован в Минюсте России 14 мая 1997 г., регистрационный N 1302, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти за 1997 г. N 11.

Согласно статье 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Положение, согласно его пункту 1.1, определяет основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации.

Соглашение от 18 декабря 1992 г. и Соглашение от 27 января 1994 г., заключенные между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики, которым, как считает заявитель, противоречит оспариваемая правовая норма, регулируют отношения, связанные с международным автомобильным сообщением, устанавливают пункты пропуска на российско-китайской государственной границе в целях создания надлежащих условий для пересечения границы лицами, транспортными средствами и товарами, определяют местонахождение и категории пунктов пропуска.

Названные Соглашения не содержат положений, устанавливающих порядок перевозок пассажиров на территории Российской Федерации, отсылают по вопросам, касающимся правил движения, к внутреннему законодательству страны, на территории которой находится транспортное средство (статьи 20, 22 Соглашения от 18 декабря 1992 г.).

Следовательно, нормы Положения, действие которого распространяется на территорию Российской Федерации, не могут противоречить указанным Соглашениям.

Ссылка заявителя на пункт 13 приложения к Соглашению от 27 января 1994 г. является необоснованной. В нем отсутствуют нормы, изменяющие или отменяющие установленные российским законодательством требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации. Данным пунктом не регулируются также условия и порядок перевозок пассажиров автомобильным транспортом через ледовые переправы.

По этим мотивам не имеется оснований и для вывода о нарушении требований Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", на который ссылается заявитель.

С учетом изложенного доводы ООО "Речной пункт пропуска "Нижне-Ленинское" о незаконности пункта 4.14 Положения, запрещающего на территории Российской Федерации перевозку пассажиров автобусами через ледовые переправы, являются необоснованными, заявленное требование удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Речной пункт пропуска "Нижне-Ленинское" о признании недействующим пункта 4.14 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 2, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ