ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 июля 2008 г. N ВКПИ08-57
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Соловьева А.И., при секретаре лейтенанте юстиции Гавричкове С.В., с участием представителей Президента Российской Федерации начальника группы управления социального обеспечения Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ полковника юстиции Чепигина С.Б., старшего юрисконсульта 1 направления 2 управления Главного правового управления Министерства обороны РФ майора юстиции Калашникова В.В. и старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего Министерства обороны РФ Иванюка Ивана Александровича о признании пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года N 1373с "О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров" в части, касающейся запрета на право получения единовременной доплаты к пенсии лицам, проходившим военную службу и получившим на основании судебных решений доплату к пенсии с учетом увеличения на 25 процентов оклада по воинской должности за период с 1 января 1995 года по 28 февраля 1998 года, противоречащим ст. 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей",
установил:
Иванюк И.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать противоречащим статье 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года N 1373с "О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров", поскольку, по его мнению, положения названного Указа о единовременной доплате к пенсиям военнослужащих должны касаться и тех лиц, которые ранее по судебным решениям получили доплату к пенсии с учетом увеличенного на 25 процентов оклада по воинской должности.
Несмотря на очевидную разницу в размерах выплат по суду и по Указу Президента РФ, указанный пункт, тем не менее, как полагает Иванюк, лишил права этих пенсионеров не только на получение доплаты по Указу, но и на перерасчет. Установленная Указом единовременная доплата и суммы, выплаченные по решениям судов, пишет далее в заявлении Иванюк, имеют одинаковую правовую природу, поскольку представляют собой возмещение задолженности по пенсиям, образовавшейся за прошлые годы в связи с увеличением в указанный период окладов по воинским должностям на 25 процентов.
По изложенным основаниям заявитель считает необходимым признать пункт 3 Указа незаконным и не действующим со дня его издания, поскольку такие лица, как он, получили доплату по судебным решениям значительно меньше тех размеров, которые предусмотрены Указом Президента, что нарушает равенство граждан перед законом.
В возражениях на заявление представитель Президента РФ Калашников В.В., полагая, что оспариваемый Указ Президента РФ издан в строгом соответствии с полномочиями, предоставленными главе государства Конституцией России, просил суд в удовлетворении требований заявителя отказать.
Заявление Иванюка И.А., с учетом мнения лиц, участвующих в деле, рассмотрено в отсутствие заявителя, просившего рассмотреть изложенные им требования без его участия.
Представители Президента Российской Федерации Чепигин С.Б. и Калашников В.В., возражая против удовлетворения требований Иванюка И.А., в суде заявили, что Президент РФ, являясь главой государства и Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами страны, издав Указ "О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров" от 18 октября 2007 года N 1373с, не только не нарушил положений Конституции РФ и Федерального закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а наоборот выступил как гарант Конституции России, прав и свобод бывших военнослужащих-пенсионеров, установив им единовременную доплату к пенсии и обязав ее выплату в 2008 году.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей Президента Российской Федерации, заключение старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.В., полагавшего необходимым в удовлетворении требований заявителю отказать, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит заявление Иванюка И.А. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Президент Российской Федерации, являясь главой государства, на основании ст. 90 Конституции Российской Федерации вправе издавать указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Издав Указ от 18 октября 2007 года N 1373с "О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров", он действовал строго в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленных Основным законом Российской Федерации.
Предусмотренная Указом единовременная доплата к пенсиям касалась отдельных категорий пенсионеров силовых ведомств за конкретно указанные периоды, в течение которых руководителями некоторых федеральных органов исполнительной власти было уже реализовано предоставленное им Постановлениями Правительства РФ от 15 августа 1994 года N 961 и от 7 декабря 1994 года N 1349 право устанавливать военнослужащим и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению, оклады по воинским должностям с 25-процентным увеличением за службу в этих федеральных органах.
Оспариваемый заявителем пункт 3 Указа устанавливает, что лица, проходившие военную службу и получившие на основании судебных решений и (или) по другим основаниям доплату к пенсии с учетом увеличенного на 25 процентов оклада по воинской должности (должностного оклада) за названные в настоящем Указе соответствующие периоды, права на получение единовременной доплаты к пенсии, предусмотренной настоящим Указом, не имеют.
Вопреки утверждению Иванюка, такая позиция не противоречит ст. 49 Федерального закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Из содержания статьи 49 указанного Закона видно, что она регулирует способы пересмотра пенсий, надбавок к пенсиям, повышений и увеличение пенсий, и в то же время не предусматривается запрет Президенту РФ устанавливать доплаты к пенсиям отдельных категорий пенсионеров и порядок их выплаты.
Данный Указ Президента, как это видно из преамбулы его текста, принят в целях обеспечения социальной защиты отдельных категорий пенсионеров и в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации. Касался он только тех пенсионеров, которые не получили доплату к пенсии по судебным решениям за периоды, определенные Указом.
Пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года N 1373с, исключающий получение единовременной доплаты к пенсиям для лиц, которые получили доплату по решению суда, прежде всего направлен, вопреки утверждению заявителя, на обеспечение равноправия граждан, поскольку по существу исключает возможность двойной выплаты по одному и тому же основанию за один и тот же период.
Что же касается разницы между суммами доплат по судебным решениям и Указу Президента РФ, то этот довод заявителя сам по себе не может быть признан убедительным, поскольку судами данные заявления рассматривались по состоянию на период обращения, в том числе с учетом роста индекса потребительских цен в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Следует признать, что военные пенсионеры в этом случае полностью реализовали свои права на получение единовременной доплаты к пенсиям.
Утверждение заявителя о том, что пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года N 1373с противоречит и предписаниям ст. ст. 19 и 46 Конституции Российской Федерации, является беспредметным, поскольку эти нормы Основного закона России в прямой постановке не регулируют правовые отношения, вытекающие из оспариваемой им нормы.
Таким образом, оснований для признания обжалуемого нормативного правового акта Президента Российской Федерации неправомерным и необоснованным не имеется.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решила:
в удовлетворении заявления Иванюка Ивана Александровича о признании пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года N 1373с "О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров", как противоречащего статье 49 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", незаконным и не действующим со дня его издания - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.