ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 мая 2015 г. N АКПИ15-365

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре С.С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению С.А. о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"

установил:

Правительство Российской Федерации 17 декабря 2014 г. издало постановление N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг". Этим постановлением утверждены изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации //www.pravo.gov.ru, 22 декабря 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации 29 декабря 2014 г., N 52.

Гражданин С.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, Закону Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" и ограничивает права собственников жилых помещений в многоквартирном доме.

С.А. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 6 апреля 2015 г. N АД-П9-2207).

Представитель Правительства Российской Федерации К. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила в суде, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав заявителя.

Выслушав объяснения представителя Правительства Российской Федерации К., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Жилищный кодекс Российской Федерации предоставляет Правительству Российской Федерации право издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение данного Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации (часть 4 статьи 5).

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Оспариваемым постановлением Правительства Российской Федерации внесены изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, в постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", предусматривающие продление до 1 июля 2016 г. действия пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к этим Правилам в части порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право поэтапного перехода (но не позднее 31 декабря 2016 г.) к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг предусматривают условия установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление). Так, согласно пункту 11 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к данным Правилам.

В приложении N 2 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг приведены таблицы: форма для установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению в жилых помещениях; форма для установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды; форма для установления нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению для использования земельного участка и надворных построек; форма для установления нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению; форма для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению; форма для установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды и другие.

При наличии в субъекте Российской Федерации многоквартирных домов и жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные категориями жилых помещений, определенными в приложении N 2 к названным Правилам, по решению уполномоченного органа категории многоквартирных домов и жилых домов могут быть дополнены (абзац второй пункта 11 Правил).

Перечни категорий многоквартирных и жилых домов в зависимости от их конструктивных и технических параметров, степени их благоустройства, и направления использования коммунальной услуги, которые учитываются при установлении нормативов, направлены на обеспечение единого подхода к определению нормативов потребления коммунальных услуг на территории Российской Федерации, снижение влияния субъективных факторов на величину нормативов. Данные положения не могут рассматриваться как противоречащие части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей требования к деятельности по управлению многоквартирным домом, согласно которым организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Данное правовое регулирование осуществлено Правительством Российской Федерации в пределах делегированных ему федеральным законодателем полномочий в сфере регулирования жилищных отношений и не противоречит ни нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, ни Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей".

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления С.А. о признании недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ