ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 мая 2016 г. N АКПИ16-307

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., Иваненко Ю.Г.,

при секретаре П.Н.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ш. о признании частично недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений",

установил:

согласно Перечню тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 3, болезни глаз, сопровождающиеся полной слепотой, относятся к тяжелым заболеваниям, препятствующим содержанию под стражей.

Гражданин Ш. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений", ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 1 статьи 9 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Как указывает административный истец, в связи с расследованием по уголовному делу он был заключен под стражу, где у него ухудшилось состояние здоровья. После медицинского обследования ему проведена операция в отделении микрохирургии глаза МОКБ им. П.А. Баяндина и поставлен диагноз "_____ __ __ __________". По ходатайству защиты проведено его медицинское освидетельствование, согласно которому у него отсутствуют тяжелые заболевания, препятствующие содержанию под стражей. Между тем, глаукома - это заболевание глаз, сопровождающееся полной слепотой. В разделе "Болезни глаза и его придаточного аппарата" Перечня тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, отсутствуют наименования заболеваний и четкие медицинские критерии состояния больного органа, что не отвечает принципу правовой определенности, нарушает права на охрану здоровья и получение квалифицированной медицинской помощи, а также право на своевременное, до наступления тяжких последствий для подозреваемого или обвиняемого, освобождение из-под стражи в связи с наличием тяжелого заболевания.

Административный истец Ш. извещен о времени и месте судебного разбирательства.

Адвокат Арибджанов Р.Т., представляющий интересы административного истца Ш., поддержал в судебном заседании заявленные требования и пояснил, что в результате применения оспариваемого нормативного правового акта следователем было отказано в удовлетворении ходатайства об изменении меры пресечения Ш., поскольку диагностированная у него глаукома, ведущая к полной потере зрения, не была признана заболеванием, препятствующим содержанию под стражей.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству юстиции Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, Министерству здравоохранения Российской Федерации (поручение от 31 марта 2016 г. N СП-П4-1769).

Представители Правительства Российской Федерации Н., П.А., А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Р., объяснения адвоката Арибджанова Р.Т., представляющего интересы административного истца Ш., представителей Правительства Российской Федерации Н., П.А., А., пояснения специалиста К., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации мера пресечения в виде заключения под стражу также изменяется на более мягкую при выявлении у подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей и удостоверенного медицинским заключением, вынесенным по результатам медицинского освидетельствования. Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, порядок их медицинского освидетельствования и форма медицинского заключения утверждаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение требований федерального законодателя Правительство Российской Федерации 14 января 2011 г. издало постановление N 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений", которым утвержден перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений (далее - Перечень).

Текст нормативного правового акта опубликован в "Российской газете" 21 января 2011 г., Собрании законодательства Российской Федерации 24 января 2011 г.

Перечень включает заболевания, затрагивающие различные системы человеческого организма, а также включает раздел "Болезни глаза и его придаточного аппарата".

Согласно Международной классификации болезней МКБ-10, одобренной Всемирной организацией здравоохранения, Класс VII "Болезни глаза и его придаточного аппарата" включает болезни век, слезных путей и глазницы, болезни конъюктивиты, болезни склеры, роговицы, радужной оболочки и цилиндрического тела, болезни хрусталика, болезни сосудистой оболочки и сетчатки, глаукома, болезни стекловидного тела и глазного яблока, и другие. Перечнем к тяжелым заболеваниям, препятствующим содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых, отнесены такие болезни глаз, которые сопровождаются полной слепотой. Под состоянием полной слепоты понимается исход, к которому могут привести заболевания, травмы либо осложнения иного сопутствующего или хронического заболевания. При этом наличие того или иного заболевания глаза и его придаточного аппарата не всегда может привести к слепоте.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусматривает создание врачебной комиссии в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, а также принятия решения по иным медицинским вопросам (частью 2 статьи 48). В частности, такие комиссии создаются для дачи медицинского заключения о наличии или об отсутствии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания.

Медицинское освидетельствование лица согласно части 1 статьи 65 данного Федерального закона представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.

Оспариваемые положения нормативного правового акта являются ясными и определенными и не допускают их неоднозначного толкования, учитывают как правовое положение подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, так и наличие у них выявленных тяжких заболеваний, препятствующих содержанию под стражей, в том числе болезни глаз, сопровождающихся полной слепотой.

Статьей 9 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в ходе уголовного судопроизводства запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья (часть 1).

Оспариваемые положения нормативного правового акта направлены на защиту интересов подозреваемых или обвиняемых и не могут расцениваться как нарушающие их права, поскольку не ограничивают Перечень указанием на конкретные заболевания, а предусматривают в каждом случае проведение медицинских исследований, направленных на установление наличия или отсутствия у указанных лиц тяжелого заболевания, препятствующего содержанию под стражей. При этом учитывается тяжесть заболевания - критерий, определяющий степень поражения органов и (или) систем организма человека либо нарушения их функций, обусловленные заболеванием либо его осложнением, как это определено в пункте 20 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

В случае выявления у подозреваемого или обвиняемого в установленном порядке заболевания, препятствующего содержанию под стражей, действующее правовое регулирование предполагает незамедлительное разрешение вопроса об изменении данной меры пресечения, что направлено на охрану жизни и здоровья этих участников уголовного судопроизводства и обеспечивает защиту их прав и законных интересов. Получение лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело, медицинского заключения, содержащего вывод о наличии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, препятствующего его содержанию под стражей, влечет за собой обязанность принятия решения об изменении или отмене данной меры пресечения.

В соответствии с частью 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения. Положения данной нормы распространяются на осужденных, тогда как оспариваемые положения нормативного правового акта распространяют свое действие только на подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений и не могут входить противоречие с указанной нормой.

По делам об оспаривании нормативных правовых актов суд проверяет нормативный правовой акт на предмет соответствия нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Следовательно, ссылки административного истца на приказ Минздрава России и Минюста России от 9 августа 2001 г. N 311/242 "Об освобождении от отбывания наказания осужденных к лишению свободы в связи с тяжелой болезнью", которым утвержден перечень заболеваний, который может быть использован в качестве основания для представления к освобождению от отбывания наказания осужденных к лишению свободы, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ , Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Ш. о признании частично недействующим постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

Л.В.БОРИСОВА

Ю.Г.ИВАНЕНКО