См. Документы Министерства юстиции Российской Федерации
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 25 июня 2020 г. N АКПИ20-98
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Р. о признании частично недействующим пункта 3 примечаний к приложению N 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 295,
установил:
приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 295 (далее - Приказ) утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила).
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 26 декабря 2016 г., регистрационный номер 44930, размещен на официальном интернет-портале правовой информации //www.pravo.gov.ru 27 декабря 2016 г.
Приложение N 1 к Правилам содержит перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать (далее - Перечень).
Согласно пункту 3 примечаний к Перечню количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, определяется в приложении к приказу исправительного учреждения (далее - ИУ), утверждающему распорядок дня ИУ, исходя из местных условий и возможностей. Общий вес принадлежащих осужденному вещей и предметов, продуктов питания, за исключением находящихся на складе ИУ, не может превышать 36 кг.
Р., отбывающий уголовное наказание в исправительной колонии, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим первого предложения указанного пункта, ссылаясь на то, что оно противоречит части восьмой статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), не отвечает критериям определенности, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к нарушению конституционных принципов равенства и верховенства закона. По мнению административного истца, оспариваемое нормативное положение позволяет начальнику любого ИУ на свое усмотрение издавать приказ, которым устанавливать ограниченный перечень вещей и предметов, разрешенных для хранения и использования осужденным в ИУ при отбывании наказания, подменяя своим внутренним приказом законодательно установленный Перечень.
Административный истец принял участие в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи, поддержал заявленное требование и просил его удовлетворить.
Его представитель А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Административный ответчик Минюст России в письменных возражениях на административный иск указал, что оспариваемые в части Правила утверждены федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца.
Представитель Минюста России К. в судебном заседании, поддержав изложенную в возражениях правовую позицию, просил отказать в удовлетворении требования.
Выслушав стороны, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с частью третьей статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Таким федеральным органом исполнительной власти является Минюст России (пункт 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313).
Правила утверждены административным ответчиком при реализации полномочий, предусмотренных приведенным кодексом, согласованы с Генеральной прокуратурой Российской Федерации с соблюдением порядка введения их в действие.
Частью восьмой статьи 82 УИК РФ Минюсту России предоставлены полномочия на определение перечня вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.
Согласно части первой статьи 88 названного кодекса осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств.
В случаях, предусмотренных частью седьмой статьи 99 УИК РФ, осужденные также могут за счет собственных средств дополнительно приобретать разрешенную к использованию в исправительных учреждениях одежду, в том числе спортивную.
Содержание приведенных норм в их взаимосвязи с Правилами указывает на то, что разрешенными являются вещи, не включенные в Перечень.
Вопреки доводам административного истца о том, что оспариваемое положение Правил позволяет начальнику ИУ устанавливать ограниченный перечень вещей и предметов, разрешенных для хранения и использования осужденными, данная норма предусматривает установление приказом ИУ количества вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе.
Утверждение административного истца о неопределенности Правил в оспариваемой части основано на ошибочном толковании норм материального права.
Учитывая, что оспариваемое положение Правил соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, заявленное требование в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Р. о признании частично недействующим пункта 3 примечаний к приложению N 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 295, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА