ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 ноября 2013 г. N АКПИ13-1108

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре К.И.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д. о признании частично недействующим подпункта "д" пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации",

установил:

Д. оспорил в Верховном Суде Российской Федерации подпункт "д" пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - постановление от 22 сентября 1993 г. N 941), определяющий периоды службы, засчитываемые на льготных условиях (один месяц службы за один и одну треть месяца) в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Заявитель просит признать оспариваемый пункт недействующим в части, не предусматривающей возможность исчисления выслуги лет на льготных условиях лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в подразделениях, выполняющих задачи по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, совершенных организованными преступными группами или преступными сообществами (преступными организациями) в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, в соответствии с перечнем подразделений и должностей, утверждаемым директором Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее - ФСКН России), и на определяемых им условиях, в том числе с учетом срока испытания на этих должностях в качестве стажеров.

Свои требования Д. мотивирует тем, что постановление от 22 сентября 1993 г. N 941 в оспариваемой части противоречит положениям Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", воспрепятствовало ему при увольнении в 2011 г. со службы в органах внутренних дел реализовать свое право на зачет в выслугу лет для назначения пенсии периода предшествующей службы с 2003 г. по 2008 г. в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ на оперативных должностях в подразделениях, время службы в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях (один месяц службы за один и одну треть месяца) в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 г. N 254.

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России), представляющее по поручению от 25 октября 2013 г. интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях указало на то, что постановление от 22 сентября 1993 г. N 941 принято высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах делегированных ему полномочий, в оспариваемой части не нарушает права заявителя. Порядок льготного исчисления выслуги лет определен в подпункте "д" пункта 3 этого постановления с учетом разного характера и условий службы в МВД России и ФСКН России. Государство в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации вправе устанавливать льготные условия исчисления выслуги лет, равно как и определять порядок их реализации во времени, в пространстве и по кругу лиц, один и тот же период службы может засчитываться в разном исчислении (календарном или льготном) сотрудникам различных правоохранительных органов.

Выслушав объяснения представителя заявителя - Я., возражения представителей заинтересованного лица К.А., М., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" распространяет условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные этим Законом, на перечисленные в его статье 1 категории граждан, в том числе на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и семьи этих лиц (абзац четвертый пункта "а"); устанавливает, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 данного Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более (пункт "а" статьи 13); определяя виды службы и иной деятельности, засчитываемые в выслугу лет, к которым отнесена и служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предусматривает, что время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации (статья 18).

Исполняя данное предписание, Правительство Российской Федерации постановлением от 22 сентября 1993 г. N 941 установило порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий, определив обычные и льготные условия исчисления выслуги лет. Заявитель усматривает нарушение своих прав и незаконность подпункта "д" пункта 3 этого постановления в том, что оспариваемое положение не предусматривает при подсчете выслуги лет для назначения пенсий уволенным со службы сотрудникам органов внутренних дел льготного порядка исчисления времени службы в тех подразделениях органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, время службы в которых включается в выслугу лет на льготных условиях (один месяц службы за один и одну треть месяца).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П, выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Из этого следует, что по содержанию и целевому назначению выслуга лет характеризует длительный период служебных отношений, в рамках которого служащим реально выполнялись возложенные на него публично значимые задачи. Включение в выслугу лет иных периодов трудовой (служебной) деятельности, как указывается в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2010 г. N 87-О-О, относится к сфере усмотрения федерального законодателя. Устанавливая исходя из особенностей прохождения службы в органах внутренней службы и в иных правоохранительных органов правила исчисления выслуги лет сотрудникам указанных органов, законодатель вправе учитывать значимость приобретаемых в процессе осуществления той или иной трудовой (служебной) деятельности граждан на должностях правоохранительной службы определенного вида, необходимость привлечения на эту службу лиц, имеющих требуемую квалификацию, формирования профессионального и стабильного ее кадрового состава.

Подпункт "д" пункта 3 постановления от 22 сентября 1993 г. N 941 соответствует приведенным позициям Конституционного Суда Российской Федерации, обеспечивает реализацию права указанной в нем категории граждан на пенсионное обеспечение, позволяет увеличить этим лицам выслугу лет для назначения пенсии и не может рассматриваться как нарушающий права заявителя.

Д. фактически ставит вопрос о расширении содержащегося в указанном подпункте перечня периодов службы, включаемых на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсии лицам, увольняемым со службы в органах внутренних дел, что не входит в полномочия суда. Определение же периода службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в календарном или льготном исчислении), подлежащего включению на основании абзаца двадцатого пункта 1 постановления от 22 сентября 1993 г. N 941 в выслугу лет для назначения пенсии лицам, уволенным со службы в органах внутренних дел, осуществляется при применении данной правовой нормы, в том числе судом при разрешении конкретного спора.

Оспариваемое нормативное положение не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы заявителя, оснований для удовлетворения его требования не имеется.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Д. о признании недействующим подпункта "д" пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ