См. Документы Федерального агентства железнодорожного транспорта
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 27 апреля 2000 г. N ГКПИ 00-223
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего Романенкова Н.С., при секретаре Жуковой И.В., с участием прокурора Астафьева С.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Лукойл - Волгограднефтепродукт" о признании недействительными п. 1.9 "Правил пломбирования вагонов и контейнеров", утвержденных Приказом МПС России от 12 апреля 1999 года N 22Ц; пункта "д" параграфа 23 раздела 41, п. "б" части 1 и части 2 параграфа 35 раздела 41 "Правил перевозок грузов", утвержденных МПС СССР 25 мая 1966 года,
установил:
ООО "Лукойл - Волгограднефнепродукт" обратилось в Верховный Суд РФ с жалобой о признании недействительными п. 1.9 "Правил пломбирования вагонов и контейнеров", утвержденных Приказом МПС России от 12 апреля 1999 года N 22Ц; пункта "д" параграфа 23 раздела 41; пункта "б" части 1 и части 2 параграфа 35 раздела 41 "Правил перевозок грузов", утвержденных МПС СССР 25 мая 1966 года. Требования, содержащиеся в указанных нормативных актах, противоречат ст. 34 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации, которая устанавливает, что только загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы.
МПС России злоупотребляет своим монопольным положением, т.к. требование о пломбировании порожних вагонов относится только к арендованным или собственным вагонам предприятий, в то время как порожние вагоны парка МПС перевозятся без наложения пломб.
Кроме того, железные дороги, монопольно продавая запорно - пломбировочные устройства грузоотправителя по завышенным ценам, фактически используют это для извлечения дополнительной прибыли, не связанной с осуществлением перевозок.
В судебном заседании представитель ООО "Лукойл - Волгограднефтепродукт" Антюхин А.Н. поддержал заявленные требования.
Представители МПС России Годовиков А.А. и Агеева И.М. возражали против удовлетворения жалобы и пояснили в суде, что заявитель неправильно трактует ст. 34 ТУЖД, поэтому оспариваемые нормативные акты не противоречат действующему законодательству.
Представитель Минюста России Фадеев В.В. возражал против удовлетворения жалобы, т.к. п. 1.9 "Правил пломбирования вагонов и контейнеров" соответствует закону и данные Правила зарегистрированы Минюстом России 30 ноября 1999 года и официально опубликованы.
Выслушав объяснения представителя ООО "Лукойл - Волгограднефтепродукт" Антюхина А.Н., представителей МПС России Годовикова А.А. и Агеевой И.М., представителя Минюста России Фадеева В.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Астафьева С.Т., полагавшего, что жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Так, пункт "д" параграфа 23 раздела 41 "Правил перевозок грузов" предусматривает, что после слива (выгрузки) грузополучатель обязан запломбировать порожнюю цистерну своей пломбой, если она возвращается в пункт приписки при полных грузовых документах.
Согласно параграфу 35 раздела 41 "Правил перевозок грузов", утвержденных МПС СССР 25 мая 1966 года по согласованию с Госарбитражем СССР, по полным перевозочным документам (накладная, дорожная ведомость) перевозятся:
а) цистерны, предназначенные для перевозки определенного груза, имеющие трафарет о приписке к станции налива (кислотные, спиртовые, специализированные для перевозки химикатов и пищевых грузов и др.);
б) цистерны, арендованные и собственные, принадлежащие другим предприятиям, организациям, министерствам, ведомствам.
Порожние цистерны, следующие по полным перевозочным документам, пломбируются грузополучателем и направляются на станцию приписки.
Пункт 1.9 "Правил пломбирования вагонов и контейнеров", утвержденных Приказом МПС России от 12 апреля 1999 года N 22Ц, устанавливает, что в случаях, предусмотренных правилами перевозок отдельных видов грузов, пломбируются также и порожние.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Транспортного устава железных дорог порядок опломбирования вагонов, контейнеров запорно - пломбировочными устройствами, а также перечень грузов, перевозки которых допускаются в вагонах, контейнерах без запорно - пломбировочных устройств, устанавливаются правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте.
Статья 34 Федерального закона "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" не содержит ограничения для пломбирования только загруженных вагонов и контейнеров.
В целях обеспечения сохранности грузов, находящихся в процессе перевозки, вагоны и контейнеры должны быть опломбированы.
Однако наряду с этим в целях обеспечения безопасности движения, предупреждения загрязнения окружающей среды при перевозке отдельных видов грузов пломбируются также порожние вагоны и контейнеры.
Как пояснили в судебном заседании представители МПС России, в соответствии с ГОСТом 1510 в цистернах после слива нефтепродуктов допускается остаток от 1 до 3 см, а при международных перевозках - до 5 см. Перевозка вагонов - цистерн, а также порожней тары, специализированных контейнеров, вагонов, неочищенных, содержащих остатки перевозимого опасного груза, представляет потенциальную опасность взрыва, пожара, отравления, загрязнения окружающей среды.
МПС России в пределах своих полномочий утвердило "Правила пломбирования вагонов и контейнеров", пункт 1.9 которых предусматривает пломбирование также порожних вагонов, контейнеров в случаях, предусмотренных правилами перевозок отдельных видов грузов.
Оспариваемые заявителем пункт "д" параграфа 23, пункт "б" части 1 и части 2 параграфа 35 раздела 41 "Правил перевозок грузов" также не противоречат действующему законодательству.
Суд считает несостоятельными доводы заявителя о нарушении МПС России антимонопольного законодательства.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 ТУЖД обязывает железные дороги предоставлять грузоотправителям, грузополучателям запорно - пломбировочные устройства и устройства для их снятия согласно фактическим затратам за плату.
Из объяснений представителей МПС России в суде следует, что запорно - пломбировочные устройства могут изготавливаться любыми предприятиями, в том числе не входящими в систему МПС, однако они должны отвечать требованиям, установленным МПС.
Что касается пломбирования порожних вагонов, то они относятся в равной мере как к арендованным или собственным вагонам предприятий, так и к вагонам парка МПС.
Учитывая, что оспариваемые нормативные акты приняты в пределах полномочий министерства, соответствуют закону, права заявителя не нарушают, жалоба ООО "Лукойл - Волгограднефтепродукт" не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл - Волгограднефтепродукт" о признании недействительными:
п. 1.9 "Правил пломбирования вагонов и контейнеров", утвержденных Приказом МПС России от 12 апреля 1999 года N 22Ц;
пункта "д" параграфа 23 раздела 41, пункта "б" ч. 1 и ч. 2 параграфа 35 раздела 41 "Правил перевозок грузов", утвержденных МПС СССР 25 мая 1966 года, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме.