ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 января 2010 г. N ГКПИ09-1614
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Е.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М., Б. о признании частично недействующим пункта 24 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306,
установил:
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила). Постановление официально опубликовано в изданиях "Собрание законодательства Российской Федерации", 29 мая 2006 г., N 22, ст. 2338, "Российская газета", N 114, 31 мая 2006 г.
Пунктом 24 Приложения к Правилам предусмотрено, что норматив потребления электрической энергии внутри жилых помещений с учетом дифференциации в зависимости от количества комнат и количества человек, проживающих в квартире (кВт·ч), определяется по формуле:
W x K1 x K2 1,1 i j общ. общ. W = ---------------- + W + W , ij 12 1 2 где общ. W - расход электрической энергии на работу приборов освещения мест 1 общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного общ. пользования, систем противопожарной автоматики, дымоудаления; W - 2 расход электрической энергии на работу лифтового оборудования (учитывается для многоквартирных домов, оборудованных лифтами). М., Б. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 24 Приложения к Правилам в части общ. общ. применения для расчета в формуле параметров W и W по тем 1 2 основаниям, что оспариваемое положение противоречит статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, частям 1 и 2 статьи 1, части 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указали, что пункт 24 Приложения к Правилам в оспариваемой части в нарушение требований частей 1 и 2 статьи 1 ЖК РФ устанавливает иной порядок расчета доли граждан в оплате стоимости электроэнергии, потребляемой на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, для жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, чем порядок расчета доли граждан в оплате стоимости электроэнергии, потребляемой на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, установленный для жилых помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета. Такой порядок расчета при прочих равных условиях - равенстве общей площади квартир и равенстве их долей в праве общей собственности на общее имущество, устанавливает для этих граждан совершенно разную стоимость оплаты своей части расхода электроэнергии на общедомовое энергопотребление.
В судебное заседание заявители не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение от 9 декабря 2009 г. N СС-П9-7246).
Представители Министерства регионального развития Российской Федерации А.Г., А.Э. возражали против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными, поскольку Правительство Российской Федерации в соответствии со статьей 157 ЖК РФ вправе было определить порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, оспариваемые положения нормативного акта соответствуют требованиям закона, прав и законных интересов заявителя не нарушают.
Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение предоставленных полномочий Правительством Российской Федерации приняты оспариваемые заявителями Правила, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с данными Правилами под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (пункт 2); нормативы потребления коммунальных услуг в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (пункты 3, 4); в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи (пункт 30).
В Приложении к Правилам приведены формулы, используемые для определения нормативов потребления коммунальных услуг, в т.ч. формула расчета норматива электроснабжения (формула 8).
Согласно пунктам 24, 25 Приложения к Правилам расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, включается в состав норматива потребления электрической энергии внутри жилых помещений, определяемого расчетным методом (формула 8).
Доводы заявителей о противоречии федеральному законодательству оспариваемой нормы в части включения в состав норматива потребления электрической энергии расхода электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, не может быть признан обоснованным, поскольку отсутствует какой-либо федеральный закон либо другой нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, регулирующий порядок установления нормативов потребления электрической энергии иначе.
Нельзя признать обоснованным довод заявителей о том, что расходы электроэнергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, потребитель платит дважды в составе коммунальных платежей и оплачивая расходы на содержание и ремонт жилого помещения. В соответствии с пунктом 26 Правил коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, не предполагают включение расходов на оплату коммунальных ресурсов (электрическую и тепловую энергию, холодную и горячую воду, газ) в цену работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, несостоятельными являются доводы заявителей о противоречии оспариваемого положения статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку указанные нормы федеральных законов не регулируют вопросы оплаты коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что пункт 24 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в указанной заявителями части, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, каких-либо правовых оснований для признания его незаконным, не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление М., Б. о признании частично недействующим пункта 24 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА