См. Документы Министерства обороны Российской Федерации
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2003 г. N ВКПИ 03-11
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Захарова Л.М., при секретаре Мизюлине Е.В., с участием старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры Осипова В.Ю., заявителя Иглина А.В. и представителя Министра обороны РФ Герасимчика В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Иглина А.В. на абзац 2 пункта 1, абзацы 2, 3 пункта 11 Инструкции о дополнительных выплатах военнослужащим при переездах на новое место службы в другой населенный пункт, направлении в служебные командировки и выполнении задач вне места постоянной дислокации воинской части, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 355 от 10 августа 1999 года (в дальнейшем Инструкция),
установил:
10 августа 1999 года Министром обороны РФ издан Приказ N 355 "О дополнительных денежных выплатах военнослужащим при переездах на новое место военной службы в другой населенный пункт, направлении в служебные командировки и выполнении задач вне места постоянной дислокации воинской части". Данным Приказом утверждена одноименная Инструкция.
Иглин обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой оспаривает законность абзаца 2 пункта 1, абзацев 2 и 3, пункта 11 Инструкции.
Заявитель утверждает, что указанные положения Инструкции противоречат требованиям п. 3 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку Закон, в отличие от Инструкции, не предусматривает в качестве обязательного условия выплаты военнослужащему подъемного пособия при переезде на новое место военной службы в другой населенный пункт в связи с назначением на воинскую должность - вступление военнослужащего в исполнение обязанностей по воинской должности.
Вышеуказанная норма Закона, по мнению заявителя, также не предусматривает в качестве обязательного условия для выплаты подъемного пособия на переехавших членов семьи военнослужащего наличие регистрации их по месту жительства или по месту службы самого военнослужащего. Отсутствие регистрации, указанной в качестве обязательного условия в абзацах 2, 3, пункта 11 Инструкции выплаты подъемного пособия, не исключает возможность установления факта переезда членов семьи на основе других данных.
Таким образом, заявителем сделан вывод о том, что Министр обороны РФ, действуя во исполнение п. 3 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих", необоснованно подверг положения п. 3 ст. 13 того же Закона ограничительному толкованию, вследствие чего указанные положения Инструкции противоречат Федеральному закону "О статусе военнослужащих".
Выслушав объяснения Иглина А.В., представителя Министра обороны РФ Герасимчика В.В., возражавшего против требований заявителя, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Осипова В.Ю., полагавшего требования Иглина удовлетворить частично: признать не соответствующими Федеральному закону "О статусе военнослужащих" абз. 2 п. 1 и абз. 2 п. 11 Инструкции в части установления одним из условий выплаты подъемного пособия на военнослужащего и членов его семьи вступление военнослужащего в исполнение обязанностей по воинской должности. Его же требования в части признания не соответствующими Закону абз. 3 п. 11 и абз. 2 п. 11 Инструкции в части выплаты подъемного пособия на членов семьи военнослужащего, при условии регистрации их по месту жительства военнослужащего, удовлетворению не подлежат, Верховный Суд РФ находит, что требования Иглина А.В. подлежат удовлетворению в части, касающейся признания незаконными положений абзаца 2 пункта 1 Инструкции и абзаца 2 пункта 11, устанавливающих выплату подъемного пособия военнослужащим и членам их семей, по вступлении военнослужащих в исполнение обязанностей по воинским должностям, на которые они назначены.
Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" при переезде военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на новое место военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию или с территории иностранного государства, в связи с назначением на воинскую должность, зачислением в военное образовательное учреждение профессионального образования, срок обучения в котором более одного года, или в связи с передислокацией воинской части им производятся выплаты подъемного пособия.
Данная правовая норма в качестве обязательного условия выплаты военнослужащим подъемного пособия предусматривает их переезд на новое место службы в другой населенный пункт в связи с назначением на воинскую должность и каких-либо других условий не содержит.
Абзац 2 п. 1 Инструкции предусматривает выплату военнослужащим подъемного пособия лишь при вступлении военнослужащих в исполнение обязанностей по воинским должностям, на которые они назначены.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что изданная во исполнение Федерального закона "О статусе военнослужащих" Инструкция, а именно абзац 2 пункта 1 и абзац 2 пункта 11 в этой части вводит дополнительное условие для выплаты военнослужащим и членам их семей подъемного пособия - вступление военнослужащих в исполнение обязанностей по воинским должностям, на которые они назначены, что не предусмотрено данным Федеральным законом.
При таких обстоятельствах суд признает абзац 2 п. 1 и абзац 2 п. 11 Инструкции в этой части противоречащими п. 3 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
При этом не может быть принят во внимание и п. 3 ст. 12 указанного Федерального закона, согласно которому порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), поскольку и он не предусматривает дополнительных условий для производства военнослужащим дополнительных денежных выплат, к которым относится подъемное пособие в связи с переездом на новое место службы в другой населенный пункт в связи с назначением на воинскую должность.
Что же касается требований заявителя, связанных с просьбой признать незаконными положения Инструкции, предусмотренные абзацами 2 и 3 пункта 11, в части, касающейся выплаты подъемного пособия на членов семьи военнослужащего, переехавших на новое место службы военнослужащего в другой населенный пункт, при условии их регистрации по месту жительства или пребывания, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей, то они не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Ст. 3 Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусматривает регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
Согласно ч. 3 указанной статьи граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Правила регистрации граждан Российской Федерации регламентированы Постановлением Правительства РФ N 713 от 17 июля 1995 года "Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.04.1996 N 512, от 14.02.1997 N 172, от 16.03.2000 N 231, от 14.08.2002 N 599, с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 N 290).
Таким образом, Законом установлена обязанность граждан производить регистрацию по новому месту жительства, и Правительством РФ определен порядок реализации данной обязанности. Исполнение этой обязанности является достоверным подтверждением факта изменения места жительства, в связи с которым государство в установленных законом случаях производит выплату подъемного пособия.
Неисполнение гражданином данной обязанности ставит под сомнение факт изменения им места жительства и не дает оснований для производства соответствующих выплат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
Жалобу Иглина Алексея Владимировича удовлетворить частично:
Признать незаконными и не действующими с момента издания абзац 2 пункта 1 и абзац 2 п. 11 Инструкции о дополнительных выплатах военнослужащим при переездах на новое место службы в другой населенный пункт, направлении в служебные командировки и выполнении задач вне места постоянной дислокации воинской части, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 355 от 10 августа 1999 года в части, устанавливающей одним из условий выплаты подъемного пособия военнослужащему и членам его семьи при переезде военнослужащего на новое место военной службы в другой населенный пункт, в связи с назначением на воинскую должность, вступление военнослужащего в исполнение обязанностей по воинской должности, на которую он назначен.
В удовлетворении жалобы Иглина о признании незаконными и недействующими положений Инструкции о дополнительных выплатах военнослужащим при переездах на новое место службы в другой населенный пункт, направлении в служебные командировки и выполнении задач вне места постоянной дислокации воинской части, утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 355 от 10 августа 1999 года, предусмотренных абзацами 2 и 3 пункта 11, в части установления условия выплаты подъемного пособия на членов семьи военнослужащего - их регистрация по месту жительства военнослужащего, переехавшего на новое место военной службы, - отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Л.М.ЗАХАРОВ