ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 марта 2015 г. N АКПИ15-129

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре Б.

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Торгово-мясная компания "Санкт-Петербург" и общества с ограниченной ответственностью "Эдванс" о признании частично недействующим подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. N 1414 "О распределении объемов тарифных квот в отношении мяса крупного рогатого скота, свинины и мяса домашней птицы в 2015 году",

установил:

Правительством Российской Федерации 18 декабря 2014 г. принято постановление N 1414 "О распределении объемов тарифных квот в отношении мяса крупного рогатого скота, свинины и мяса домашней птицы в 2015 году" (далее - Постановление), которое опубликовано 23 декабря 2014 г. на официальном интернет-портале правовой информации //www.pravo.gov.ru и 5 января 2015 г. в "Собрании законодательства Российской Федерации".

Подпунктом "а" пункта 2 Постановления Министерству экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России) предписано распределить: до 12 января 2015 г. - 25 процентов объемов тарифных квот, установленных для Коста-Рики и других стран, предусмотренных приложением к Постановлению, между участниками внешнеторговой деятельности, осуществлявшими ввоз на территорию Российской Федерации говядины, свинины и мяса домашней птицы (код 0207 ТН ВЭД ТС) (далее - птица) в 2014 году в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, пропорционально объемам говядины, свинины и птицы, ввезенным с 1 января 2012 г. по 30 сентября 2014 г. включительно в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, за исключением говядины, свинины и птицы, происходящих и ввезенных из государств - участников Содружества Независимых Государств, а также говядины, классифицируемой в соответствии с кодами ТН ВЭД ТС в указанных в Постановлении подсубпозициях (абзац второй); до 15 апреля 2015 г. - 100 процентов объемов тарифных квот, установленных для Коста-Рики и других стран, предусмотренных приложением к Постановлению, за вычетом объемов товаров, распределенных в соответствии с абзацем вторым данного подпункта, между участниками внешнеторговой деятельности, осуществлявшими ввоз на территорию Российской Федерации в 2014 году говядины, свинины и птицы в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, пропорционально объемам говядины, свинины и птицы, ввезенным в 2012 - 2014 годах в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, за исключением говядины, свинины и птицы, происходящих и ввезенных из государств - участников Содружества Независимых Государств, а также говядины, классифицируемой в соответствии с кодами ТН ВЭД ТС в указанных в Постановлении подсубпозициях (абзац третий); в течение 5 рабочих дней после принятия в отношении товаров (либо любого из товаров), при ввозе которых применяются тарифные квоты, решения об отмене применения специальных экономических мер, установленных Указом Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" (далее - специальные экономические меры), - 100 процентов объемов тарифных квот, установленных для Соединенных Штатов Америки и Европейского союза на товары (либо на любой из товаров), в отношении которых (которого) отменено применение специальных экономических мер, и предусмотренных приложением к Постановлению, между участниками внешнеторговой деятельности, осуществлявшими ввоз на территорию Российской Федерации в 2014 году говядины и птицы в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, пропорционально объемам говядины и птицы, ввезенным в 2012 - 2014 годах в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, за исключением говядины и птицы, происходящих и ввезенных из государств - участников Содружества Независимых Государств, а также говядины, классифицируемой в соответствии с кодами ТН ВЭД ТС в указанных в Постановлении подсубпозициях (абзац четвертый).

Общество с ограниченной ответственностью "Торгово-мясная компания "Санкт-Петербург" и общество с ограниченной ответственностью "Эдванс" (далее - Общества) обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлениями о признании недействующим подпункта "а" пункта 2 Постановления в части, предусматривающей включение 2014 года в период с 2012 по 2014 года, в который осуществлялся ввоз участниками внешнеторговой деятельности (далее - ВТД) объемов говядины, свинины и птицы, пропорционально которым распределяются объемы тарифных квот для ввоза этих товаров в 2015 году, ссылаясь на то, что оспариваемые положения противоречат пунктам 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ), устанавливающим основные принципы государственного регулирования ВТД, такие как защита государством прав и законных интересов, равенство и недискриминация участников ВТД, нарушают гарантированные частью 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации права заявителей на поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности.

По мнению заявителей, поручая Минэкономразвития России распределить на 2015 год объемы тарифных квот в отношении мяса крупного рогатого скота, свинины и птицы на ввоз в Российскую Федерацию, Правительство Российской Федерации необоснованно и произвольно включило 2014 год в период, в котором участники ВТД осуществляли ввоз на территорию Российской Федерации указанных товаров, поскольку, начиная с августа 2014 года, участники ВТД не имели равных условий для ввоза продукции в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации". Такое положение ставит заявителей как участников ВТД, осуществлявших в 2014 году ввоз продукции из Канады, в неравные, дискриминационные, ограничивающие конкуренцию условия по сравнению с другими участниками ВТД. В связи с введенными специальными экономическими мерами заявители с августа 2014 года были лишены возможности ввезти большую часть продукции, планируемой ими к ввозу по контрактам с канадской компанией. Вследствие указанных обстоятельств оспариваемые положения Постановления приводят к необоснованному, дискриминационному уменьшению объема тарифных квот, распределяемых заявителям Минэкономразвития России на 2015 год, и к значительному увеличению расходов заявителей на таможенное оформление ввозимой в 2015 году продукции.

В судебном заседании представитель Обществ К. поддержал заявленные требования.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Минэкономразвития России (поручение от 12 марта 2015 г. N АД-П11-1487), которое в письменных возражениях указало, что Постановление принято уполномоченным органом государственной власти, не противоречит действующему законодательству Российской Федерации и не нарушает прав и свобод заявителей.

Выслушав доводы представителя заявителей, возражения представителей Правительства Российской Федерации А. и С., проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ посредством таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования, мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных данным законом (пункты 1, 2 и 4 части 1 статьи 12).

Согласно поименованному закону нетарифное регулирование - метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера, который может осуществляться только в случаях, предусмотренных статьями 21 - 24, 26 и 27 названного закона, при соблюдении указанных в них требований (пункт 17 статьи 2, статья 20).

Пунктом 2 части 2 статьи 21 этого закона Правительству Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации предоставлено право в исключительных случаях устанавливать ограничения импорта сельскохозяйственных товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде, а в силу статьи 23 Закона оно вправе вводить квоты, определять метод их распределения. При этом распределение квоты основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их недискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) под тарифной квотой понимается мера регулирования ввоза в Российскую Федерацию отдельных видов сельскохозяйственных товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза. К товарам, ввозимым в Российскую Федерацию свыше установленного количества (квоты), применяется ставка ввозной таможенной пошлины в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза.

Пункт 3 указанной нормы устанавливает, что метод и порядок распределения тарифной квоты в отношении ввозимых товаров между участниками внешнеторговой деятельности, а также при необходимости распределение тарифной квоты между третьими странами определяется Комиссией Таможенного союза либо по решению Комиссии Таможенного союза Правительством Российской Федерации. В порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, объемы тарифных квот распределяются между участниками внешнеторговой деятельности по результатам конкурсов или пропорционально объему товара, происходящего из иностранного государства и ввезенного на территорию Российской Федерации в течение периода, определяемого Правительством Российской Федерации.

Как следует из содержания пункта 1 Постановления, Правительством Российской Федерации утверждено распределение объемов тарифных квот, установленных на 2015 год решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 августа 2014 г. N 131 "О перечне товаров, в отношении которых на 2015 год устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территорию государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства" (далее - Решение), принятым, в свою очередь, в соответствии с действующими на тот период Договором о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 г. и Регламентом работы Евразийской экономической комиссии, утвержденным Решением Высшего Евразийского экономического совета от 18 ноября 2011 г. N 1, на основании Соглашения об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 г. и Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 г.

Пунктом 5 Решения государствам - членам Таможенного союза и Единого экономического пространства предписано осуществлять в 2015 году распределение объемов тарифных квот между участниками внешнеторговой деятельности в соответствии со своим законодательством.

Таким образом, определение Правительством Российской Федерации предшествующего периода, в течение которого осуществлялся ввоз указанных в Постановлении товаров, пропорционально объему которых утверждено распределение объемов тарифных квот между участниками ВТД в 2015 году, соответствует приведенным нормам Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ и Закону о таможенном тарифе.

Действующим с 1 января 2015 г. Договором о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) закреплен аналогичный метод определения указанного периода (приложение N 6).

Доводы заявителей о том, что в связи с введенными специальными экономическими мерами включение 2014 года в определенный Правительством Российской Федерации период, в котором участники ВТД осуществляли ввоз говядины, свинины и птицы на территорию Российской Федерации, пропорционально объему которого утверждено распределение объемов тарифных квот, создает для заявителей как участников ВТД неравные, дискриминационные, ограничивающие конкуренцию условия по сравнению с другими участниками ВТД, являются несостоятельными.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" сроком на 1 год был введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия, который распространяется на всех участников ВТД, осуществлявших ввоз поименованных товаров из указанных стран. Следовательно, все участники ВТД находятся в равных, недискриминационных условиях.

Судебная проверка оспариваемого нормативного акта на соответствие положениям Конституции Российской Федерации, на что также указывают заявители, может быть осуществлена только в порядке конституционного судопроизводства, а не по правилам главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (часть 3 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителей, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявлений общества с ограниченной ответственностью "Торгово-мясная компания "Санкт-Петербург" и общества с ограниченной ответственностью "Эдванс" о признании частично недействующим подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 г. N 1414 "О распределении объемов тарифных квот в отношении мяса крупного рогатого скота, свинины и мяса домашней птицы в 2015 году" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА