См. Документы Министерства культуры Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЦИРКУЛЯРНОЕ ПИСЬМО
от 3 декабря 1998 г. N 01-246/16-19
О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ
Минкультуры России направляет Инструкцию Госналогслужбы России от 20.08.98 N 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы" для сведения и руководства.
Вместе с тем, учитывая запросы, поступающие в связи с выходом данной Инструкции, Министерство сообщает следующее.
Госналогслужба России письмом от 17.11.98 N 02-3-08 разъяснила, что согласно Закону Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) бюджетные и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
Пунктом 6 статьи 6 указанного Закона для учреждений культуры предусмотрена льгота, в соответствии с которой не подлежит налогообложению прибыль государственных и муниципальных музеев, библиотек, филармонических коллективов, театров, архивных учреждений, цирков, зоопарков, ботанических садов, дендрологических парков и национальных заповедников, полученная от их основной деятельности. По сообщению Госналогслужбы России, данная норма Закона имеет прямое действие и безусловно распространяется на указанные учреждения и организации.
В соответствии с разъяснениями Госналогслужбы России и статьи 47 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.92 N 3612-1, а также согласно статье 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие (учреждения культуры и искусства) организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
К предпринимательской относится деятельность государственных или муниципальных организаций и учреждений культуры:
по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества организаций культуры для целей, не связанных с культурной деятельностью;
по торговле покупными товарами, оборудованием;
по оказанию посреднических услуг;
по долевому участию в деятельности коммерческих предприятий, учреждений и организаций (в том числе культуры);
по приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов (дивидендов, процентов) по ним;
по осуществлению приносящих доход не предусмотренных уставом операций, работ, услуг.
При этом деятельность некоммерческих организаций культуры по реализации предусмотренных уставом производимой продукции, работ и услуг, в том числе сдача в аренду основных фондов и имущества, связанная с культурной деятельностью, относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не направляется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности.
Бюджетные организации, имеющие внебюджетные средства, в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденной Приказом Минфина России от 03.11.93 N 122, должны составлять смету расходов по бюджетным средствам и смету доходов и расходов по внебюджетным средствам, утвержденную в установленном порядке, в которой должны быть предусмотрены и расходы, направляемые на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной уставной деятельности учреждений культуры и искусства, и вести раздельный учет этих средств.
Бюджетные организации (в т.ч. учреждения культуры) осуществляют расходы как за счет средств бюджета, так и по внебюджетным средствам в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 1998 года Приказами Минфина России от 6 января 1998 года N 1н и 3 июня 1998 года N 22н.
Одновременно Минкультуры России сообщает, что Инструкция Госналогслужбы России от 20.08.98 N 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы" не вносит изменений в действующее налоговое законодательство, а поясняет некоторые моменты по вопросам порядка исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями.
Учитывая множество вопросов по налогообложению организаций культуры и о порядке предоставления льгот указанным организациям по налогу на прибыль, Госналогслужбой России в настоящее время готовятся изменения и дополнения в пункт 5 Инструкции Госналогслужбы России от 20.08.98 N 48, в которых будет дано разъяснение предпринимательской деятельности учреждений культуры.
Что касается разногласий учреждений культуры с налоговыми инспекциями субъектов Российской Федерации по вышеуказанному вопросу, то для их урегулирования необходимо представить в Минкультуры России информацию с указанием конкретных налоговых инспекций, с которыми возникли эти разногласия и по каким учреждениям.
Одновременно Минкультуры России сообщает, что Минфин России письмом от 17.11.98 N 16-00-17-101 Госналогслужбе России сообщил следующее.
В соответствии с Положением об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 609, театры, учредителями которых являются федеральные органы власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные органы исполнительной власти, при условии выделения средств на их содержание из соответствующего бюджета, следует считать бюджетными организациями.
Минфином России в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (статья 5) и с учетом многолетней практики разрешено театрам вести бухгалтерский учет по плану счетов бухгалтерского учета, предусмотренному для хозрасчетных организаций в соответствии с инструкцией, утвержденной Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56.
Заместитель Министра
В.Н.АНТОНОВ