См. Документы Центрального Банка Российской Федерации
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 15 марта 2018 г. N 4739-У
О ТРЕБОВАНИЯХ
К ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КЛИРИНГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
На основании части 4 статьи 10, пункта 11 части 1 статьи 25 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 904; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7040, ст. 7061; 2012, N 53, ст. 7607; 2013, N 30, ст. 4084; 2014, N 11, ст. 1098; 2015, N 27, ст. 4001; N 29, ст. 4357; 2016, N 1, ст. 23, ст. 47; 2017, N 30, ст. 4456) (далее - Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ) настоящее Указание устанавливает требования к организации и осуществлению клиринговой организацией внутреннего контроля и внутреннего аудита, в том числе требования к документам клиринговой организации, устанавливающим порядок осуществления ею внутреннего контроля и внутреннего аудита.
Глава 1. Общие положения
1.1. В рамках организации и осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита клиринговая организация с соблюдением требований настоящего Указания должна сформировать организационную структуру, соответствующую объему и характеру осуществляемых операций, уровню и сочетанию присущих деятельности клиринговой организации рисков, в том числе определить совокупность органов управления, структурных подразделений и должностных лиц, включая контролера (службу внутреннего контроля) и внутреннего аудитора (службу внутреннего аудита), обеспечивающих контроль за соблюдением клиринговой организацией законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов клиринговой организации, эффективностью и результативностью финансово-хозяйственной деятельности, эффективностью управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, эффективностью управления рисками клиринговой организации, а также совокупность направлений и способов осуществления такого контроля.
1.2. Организация и осуществление клиринговой организацией внутреннего контроля и внутреннего аудита должны быть направлены на:
обеспечение достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления бухгалтерской (финансовой), статистической и иной отчетности;
обеспечение эффективности финансово-хозяйственной деятельности;
обеспечение информационной безопасности клиринговой организации, в том числе защищенности ее интересов (целей) в информационной сфере;
соблюдение законодательства Российской Федерации, учредительных и внутренних документов клиринговой организации;
исключение вовлечения клиринговой организации и ее работников в осуществление противоправной и недобросовестной деятельности, в том числе в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма;
исключение неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком;
обеспечение исключения конфликта интересов, в том числе выявление и контроль конфликта интересов, а также предотвращение его последствий.
1.3. В рамках организации и осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита клиринговая организация должна обеспечивать предусмотренные пунктом 1.1 настоящего Указания органы управления, структурные подразделения и должностных лиц:
ресурсами (материальными, техническими, кадровыми), необходимыми и достаточными для достижения поставленных перед ними задач;
доступом к информации, необходимой для осуществления ими своих функций.
1.4. Клиринговая организация должна обеспечить независимость контролера (работников службы внутреннего контроля) и внутреннего аудитора (работников службы внутреннего аудита) от иных работников клиринговой организации, деятельность которых непосредственно связана с возникновением рисков клиринговой организации, в том числе посредством установления системы оплаты труда и структуры вознаграждения.
1.5. В клиринговой организации, являющейся кредитной организацией, функции контролера (службы внутреннего контроля) клиринговой организации по ее решению могут быть возложены на руководителя службы внутреннего контроля (службу внутреннего контроля) кредитной организации, с деятельностью которой совмещается деятельность клиринговой организации (далее - контролер (служба внутреннего контроля) кредитной организации).
В случае если клиринговой организацией, являющейся кредитной организацией, на основании статьи 11.1-2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, ст. 45; N 30, ст. 3117; 2006, N 6, ст. 636; N 19, ст. 2061; N 31, ст. 3439; N 52, ст. 5497; 2007, N 1, ст. 9; N 22, ст. 2563; N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 45, ст. 5425; N 50, ст. 6238; 2008, N 10, ст. 895; 2009, N 1, ст. 23; N 9, ст. 1043; N 18, ст. 2153; N 23, ст. 2776; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5731; N 52, ст. 6428; 2010, N 8, ст. 775; N 27, ст. 3432; N 30, ст. 4012; N 31, ст. 4193; N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7069; N 50, ст. 7351; 2012, N 27, ст. 3588; N 31, ст. 4333; N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7605, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 19, ст. 2317, ст. 2329; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3438, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 40, ст. 5036; N 49, ст. 6336; N 51, ст. 6683, ст. 6699; 2014, N 6, ст. 563; N 19, ст. 2311; N 26, ст. 3379, ст. 3395; N 30, ст. 4219; N 40, ст. 5317, ст. 5320; N 45, ст. 6144, ст. 6154; N 49, ст. 6912; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 37; N 17, ст. 2473; N 27, ст. 3947, ст. 3950; N 29, ст. 4355, ст. 4357, ст. 4385; N 51, ст. 7243; 2016, N 1, ст. 23; N 15, ст. 2050; N 26, ст. 3860; N 27, ст. 4294, ст. 4295; 2017, N 14, ст. 2000; N 18, ст. 2661, ст. 2669; N 25, ст. 3596; N 30, ст. 4456; N 31, ст. 4754, ст. 4761, ст. 4830; 2018, N 1, ст. 66) принято решение о возложении функций руководителя службы внутреннего контроля кредитной организации на руководителя службы управления рисками кредитной организации, с деятельностью которой совмещается деятельность клиринговой организации (далее - лицо, ответственное за управление рисками кредитной организации), функции контролера (службы внутреннего контроля) такой клиринговой организации по ее решению могут быть возложены на лицо, ответственное за управление рисками кредитной организации.
В случаях, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, в рамках организации и осуществления внутреннего контроля клиринговая организация, являющаяся кредитной организацией, должна руководствоваться Положением Банка России от 16 декабря 2003 года N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2004 года N 5489, 22 декабря 2004 года N 6222, 20 марта 2009 года N 13547, 30 июня 2014 года N 32913, 25 октября 2017 года N 48670 (далее - Положение Банка России N 242-П), а также подпунктами 2.3.1, 2.3.4, 2.3.6, 2.3.7, 2.3.9, абзацем третьим подпункта 2.3.10 пункта 2.3, пунктом 2.5 и пунктом 4.3 настоящего Указания.
1.6. В клиринговой организации, являющейся кредитной организацией, функции внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) клиринговой организации должны осуществляться руководителем службы внутреннего аудита (службой внутреннего аудита) кредитной организации, с деятельностью которой совмещается деятельность клиринговой организации.
При организации и осуществлении внутреннего аудита клиринговая организация, являющаяся кредитной организацией, должна руководствоваться Положением Банка России N 242-П.
1.7. В случае если клиринговая организация, не являющаяся кредитной организацией, входит в банковскую группу (банковский холдинг) и (или) находится под контролем либо значительным влиянием некредитной финансовой организации, передача отдельных функций, осуществляемых в рамках внутреннего контроля и (или) внутреннего аудита, допускается только организации, являющейся кредитной и (или) некредитной финансовой организацией, входящей в указанную группу (холдинг) или осуществляющей контроль либо оказывающей значительное влияние в отношении клиринговой организации, не являющейся кредитной организацией, при условии обеспечения отсутствия конфликта интересов.
1.8. В случае передачи отдельных функций третьим лицам в соответствии с пунктом 1.7 настоящего Указания клиринговая организация должна обеспечить соответствие организации и порядка осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита требованиям настоящего Указания.
1.9. Клиринговая организация должна обеспечить осуществление внутреннего контроля и внутреннего аудита на постоянной основе.
Совмещение функций контролера (службы внутреннего контроля) и внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) не допускается.
1.10. Клиринговая организация должна обеспечить хранение документов, подтверждающих ее соответствие требованиям настоящего Указания, не менее пяти лет с даты их создания.
Глава 2. Требования к организации и осуществлению клиринговой организацией внутреннего контроля
2.1. В рамках организации и осуществления внутреннего контроля клиринговая организация должна:
обеспечить выявление, анализ, оценку, мониторинг риска возникновения у клиринговой организации расходов (убытков) и (или) иных неблагоприятных последствий в результате ее несоответствия или несоответствия ее деятельности требованиям законодательства Российской Федерации о клиринговой деятельности, учредительным и внутренним документам, связанным с осуществлением клиринговой деятельности, и (или) применения в отношении клиринговой организации мер со стороны Банка России (далее - регуляторный риск клиринговой деятельности), а также обеспечить управление таким риском;
назначить контролера или сформировать службу внутреннего контроля;
разработать документ, устанавливающий порядок осуществления клиринговой организацией внутреннего контроля, обеспечить его оценку не реже одного раза в год на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о клиринговой деятельности, в том числе требованиям главы 4 настоящего Указания, а также пересмотр документа, устанавливающего порядок осуществления клиринговой организацией внутреннего контроля, в случае выявления несоответствий указанным требованиям.
2.2. Клиринговая организация в случае временного отсутствия контролера (руководителя службы внутреннего контроля) должна обеспечить назначение лица, исполняющего обязанности контролера (руководителя службы внутреннего контроля), а также отсутствие у такого лица конфликта интересов в течение всего периода осуществления им функций контролера (руководителя службы внутреннего контроля).
В случае отсутствия контролера (руководителя службы внутреннего контроля) более двух месяцев подряд, за исключением его отсутствия в течение указанного времени по причине временной нетрудоспособности, клиринговая организация должна обеспечить назначение нового контролера (руководителя службы внутреннего контроля), действующего на постоянной основе.
2.3. Клиринговая организация в рамках организации внутреннего контроля должна обеспечить осуществление контролером (службой внутреннего контроля) следующих функций.
2.3.1. Выявление, анализ, оценка, мониторинг регуляторного риска клиринговой деятельности и управление им, в том числе разработка мероприятий, направленных на предупреждение и предотвращение последствий реализации регуляторного риска клиринговой деятельности, а также контроль выполнения этих мероприятий.
В рамках управления регуляторным риском клиринговой деятельности контролер (служба внутреннего контроля) должен осуществлять мониторинг деятельности структурных подразделений (работников структурных подразделений) клиринговой организации, в том числе на предмет соблюдения сроков представления отчетности в Банк России, порядка и сроков раскрытия информации, требований к размеру и порядку расчета собственных средств клиринговой организации (за исключением клиринговой организации, являющейся кредитной организацией), в целях выявления указанного риска и определения источников его возникновения, а также контролировать исполнение предписаний (требований) Банка России.
2.3.2. Ведение учета событий, связанных с регуляторным риском клиринговой деятельности.
2.3.3. Определение вероятности возникновения событий, связанных с регуляторным риском клиринговой деятельности, и количественная оценка возможных последствий, связанных с их возникновением.
2.3.4. Информирование единоличного исполнительного органа клиринговой организации о вероятных и (или) наступивших событиях регуляторного риска клиринговой деятельности, приведших (способных привести) к последствиям, признанным клиринговой организацией существенными, в том числе к возникновению у клиринговой организации и (или) ее клиентов (контрагентов) расходов (убытков), признанных клиринговой организацией существенными (далее - существенные события регуляторного риска клиринговой деятельности), в течение рабочего дня с момента обнаружения вероятности наступления и (или) наступления указанных событий.
2.3.5. Анализ соблюдения клиринговой организацией прав клиентов в рамках осуществления клиринговой деятельности.
2.3.6. Участие в рассмотрении обращений (в том числе жалоб), запросов и заявлений, связанных с клиринговой деятельностью, в части выявления регуляторного риска клиринговой деятельности, а также анализ их статистики (при наличии указанных обращений (жалоб), запросов и заявлений).
2.3.7. Участие в мероприятиях, направленных на предотвращение конфликта интересов в деятельности клиринговой организации.
2.3.8. Участие в разработке внутренних документов клиринговой организации, направленных на соблюдение ее работниками норм профессиональной этики и поддержание деловой репутации, противодействие коммерческому подкупу и коррупции, противодействие мошенничеству в сфере клиринговой деятельности.
2.3.9. Анализ проектов внутренних документов, связанных с осуществлением клиринговой деятельности, документа, устанавливающего порядок осуществления клиринговой организацией внутреннего контроля, в целях выявления регуляторного риска клиринговой деятельности.
2.3.10. Разработка и представление на рассмотрение единоличному исполнительному органу клиринговой организации следующих документов:
план деятельности контролера (службы внутреннего контроля), а также изменения в него;
отчет о выявленных существенных событиях регуляторного риска клиринговой деятельности, содержащий рекомендации о мерах, необходимых для недопущения и (или) предотвращения таких событий (не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления указанных событий);
отчет о деятельности контролера (службы внутреннего контроля), содержащий рекомендации по управлению регуляторным риском клиринговой деятельности, информацию о принятых мерах, направленных на снижение или отказ от регуляторного риска клиринговой деятельности, и о результатах мониторинга деятельности структурных подразделений (работников структурных подразделений) клиринговой организации, осуществляемого в рамках управления регуляторным риском клиринговой деятельности.
2.3.11. Участие в рамках своей компетенции во взаимодействии клиринговой организации с Банком России.
2.3.12. Информирование единоличного исполнительного органа обо всех случаях, препятствующих осуществлению функций контролера (службы внутреннего контроля).
2.3.13. Выполнение определенных клиринговой организацией иных функций, осуществляемых в рамках внутреннего контроля.
2.4. По решению клиринговой организации контролер (руководитель службы внутреннего контроля) входит в состав создаваемых клиринговой организацией комитетов и комиссий, не являющихся структурными подразделениями клиринговой организации, при условии соблюдения ограничения, предусмотренного пунктом 2.6 настоящего Указания. В случае, указанном в настоящем пункте, контролеру (руководителю службы внутреннего контроля) запрещено возглавлять комитет или комиссию, за исключением случаев, когда в компетенцию комитета или комиссии входят вопросы, связанные исключительно с осуществлением внутреннего контроля.
2.5. По решению клиринговой организации на контролера (службу внутреннего контроля), при условии соблюдения ограничения, предусмотренного пунктом 2.6 настоящего Указания, могут быть возложены функции:
должностного лица (структурного подразделения) клиринговой организации, в обязанности которого входит осуществление контроля за соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4193; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6728; 2012, N 31, ст. 4334; 2013, N 30, ст. 4082, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4219; 2016, N 27, ст. 4225) (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ) и принятых в соответствии с ним нормативных актов, при соблюдении требования к подотчетности такого должностного лица (структурного подразделения) клиринговой организации, установленного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ;
контролера (службы внутреннего контроля) организатора торговли или профессионального участника рынка ценных бумаг (при совмещении клиринговой деятельности с деятельностью организатора торговли или профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, при соблюдении требований, установленных статьей 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ).
2.6. Передача контролеру (службе внутреннего контроля) функций, исполнение которых может привести к конфликту интересов, не допускается.
2.7. Клиринговая организация в целях повышения эффективности внутреннего контроля должна обеспечить выполнение ее структурными подразделениями (работниками структурных подразделений) и должностными лицами требований контролера (службы внутреннего контроля), связанных с осуществлением им (ей) своих функций.
Глава 3. Требования к организации и осуществлению клиринговой организацией внутреннего аудита
3.1. В рамках организации и осуществления внутреннего аудита, направленного на оценку эффективности и результативности организации и осуществления клиринговой организацией внутреннего контроля, корпоративного управления и бизнес-процессов, организации системы управления рисками в клиринговой организации, а также на оценку эффективности применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества клиринговой организации, клиринговая организация должна:
назначить внутреннего аудитора или сформировать службу внутреннего аудита;
разработать документ, устанавливающий порядок осуществления клиринговой организацией внутреннего аудита, обеспечить его оценку не реже одного раза в год на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о клиринговой деятельности, в том числе требованиям главы 5 настоящего Указания, а также пересмотр документа, устанавливающего порядок осуществления клиринговой организацией внутреннего аудита, в случае выявления несоответствий указанным требованиям.
3.2. Клиринговая организация в случае временного отсутствия внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита) должна обеспечить назначение лица, исполняющего обязанности внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита), а также отсутствие у такого лица конфликта интересов в течение всего периода осуществления им функций внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита).
В случае отсутствия внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита) более четырех месяцев подряд, за исключением его отсутствия в течение указанного времени по причине временной нетрудоспособности, клиринговая организация должна обеспечить назначение нового внутреннего аудитора (руководителя службы внутреннего аудита), действующего на постоянной основе.
3.3. Передача внутреннему аудитору (службе внутреннего аудита) функций, исполнение которых может привести к конфликту интересов, включая функции, связанные с участием внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) в совершении операций и сделок клиринговой организации, не допускается.
3.4. Клиринговая организация в рамках организации внутреннего аудита должна обеспечить осуществление внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) следующих функций.
3.4.1. Оценка эффективности и результативности организации и осуществления клиринговой организацией:
корпоративного управления;
бизнес-процессов;
внутреннего контроля;
системы управления рисками (включая эффективность способов (методов) обеспечения информационной безопасности и мер, определенных во внутреннем документе клиринговой организации, предусмотренном частью 9 статьи 22 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ, операционной надежности и бесперебойного (непрерывного) функционирования, защиты от несанкционированного доступа или использования информационных систем клиринговой организации);
применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества клиринговой организации.
3.4.2. Проведение проверок всех направлений деятельности клиринговой организации, в том числе любого структурного подразделения и его работников, всех бизнес-процессов и операций, совершаемых клиринговой организацией, а также достоверности, полноты и своевременности бухгалтерского учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, надежности (включая достоверность, полноту и своевременность) ее сбора и представления.
3.4.3. Разработка на основании результатов оценки рисков клиринговой организации, изменений в ее организационной структуре, анализа внедрения новых продуктов, сервисов и функций в рамках осуществляемой клиринговой организацией деятельности, а также периодичности проверок, проводимых внутренним аудитором, плана работы службы внутреннего аудита, содержащего:
перечень объектов проверок, предусмотренных подпунктом 3.4.2 настоящего пункта, на текущий год;
предмет проверки (в случае если предполагается определить отдельные направления оценки объекта внутреннего аудита);
сроки проведения проверок с указанием отчетных периодов.
3.4.4. Составление актов о результатах проведенных внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) проверок, включающих:
вид проверки (плановая или внеплановая) и основания ее проведения;
описание объекта и предмета проверки (в случае если внутренний аудитор (руководитель службы внутреннего аудита) определил отдельные направления оценки объекта внутреннего аудита);
сроки проведения проверки;
перечень документов, проанализированных внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) в рамках проведенной проверки;
выявленные нарушения, ошибки и недостатки в деятельности клиринговой организации;
комментарии руководителей и работников структурных подразделений, в отношении которых проводилась проверка;
выводы и рекомендации, содержащие мероприятия (с указанием сроков проведения), направленные на устранение выявленных нарушений, ошибок и недостатков, а также предложения об ответственном (ответственных) за их реализацию структурном (структурных) подразделении (подразделениях) и (или) должностном (должностных) лице (лицах).
3.4.5. Подготовка и направление совету директоров (наблюдательному совету) клиринговой организации отчета о проведенных внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) проверках и ходе выполнения рекомендаций, предусмотренных абзацем восьмым подпункта 3.4.4 настоящего пункта, а также информации о случаях, препятствующих осуществлению внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) своих функций (при наличии таких случаев).
3.4.6. Анализ экономической целесообразности планируемых к внедрению и внедренных клиринговой организацией новых продуктов и сервисов, планируемых к осуществлению и осуществляемых ею новых функций, а также анализ совершенных клиринговой организацией сделок.
3.4.7. Выполнение определенных клиринговой организацией иных функций, осуществляемых в рамках внутреннего аудита.
3.5. По решению клиринговой организации внутренний аудитор (руководитель службы внутреннего аудита) входит в состав создаваемых клиринговой организацией комитетов и комиссий, не являющихся структурными подразделениями клиринговой организации, при условии соблюдения ограничения, предусмотренного пунктом 3.3 настоящего Указания. В случае, указанном в настоящем пункте, внутреннему аудитору (руководителю службы внутреннего аудита) запрещено возглавлять комитет или комиссию, за исключением случаев, когда в компетенцию комитета или комиссии входят вопросы, связанные исключительно с осуществлением внутреннего аудита.
3.6. Клиринговая организация должна обеспечить выполнение ее структурными подразделениями (работниками структурных подразделений) и должностными лицами требований внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита), связанных с выполнением им (ей) своих функций.
Глава 4. Требования к документу, устанавливающему порядок осуществления клиринговой организацией внутреннего контроля
4.1. Документ, устанавливающий порядок осуществления клиринговой организацией внутреннего контроля, должен содержать:
4.1.1. Цели, задачи и методы осуществления внутреннего контроля.
4.1.2. Перечень функций контролера (службы внутреннего контроля).
4.1.3. Права и обязанности контролера (службы внутреннего контроля).
4.1.4. Перечень осуществляемых клиринговой организацией мероприятий, направленных на обеспечение независимости контролера (работников службы внутреннего контроля) от структурных подразделений клиринговой организации и их работников, деятельность которых непосредственно связана с возникновением регуляторного риска клиринговой деятельности.
4.1.5. Порядок выявления, анализа, оценки и мониторинга регуляторного риска клиринговой деятельности, а также порядок управления регуляторным риском клиринговой деятельности, в том числе принятия решений клиринговой организацией в рамках управления таким риском.
4.1.6. Порядок и критерии признания клиринговой организацией событий регуляторного риска клиринговой деятельности существенными, а также перечень видов существенных событий регуляторного риска клиринговой деятельности.
4.1.7. Порядок и критерии признания последствий, указанных в подпункте 2.3.4 пункта 2.3 настоящего Указания, существенными.
4.1.8. Порядок учета событий, связанных с регуляторным риском клиринговой деятельности.
4.1.9. Порядок определения вероятности возникновения событий, связанных с регуляторным риском клиринговой деятельности, и количественной оценки возможных последствий, связанных с их возникновением.
4.1.10. Особенности организации и осуществления внутреннего контроля при совмещении деятельности клиринговой организации с иными видами деятельности, а также в случае наличия у клиринговой организации филиалов и представительств.
4.1.11. Порядок привлечения клиринговой организацией третьих лиц для осуществления отдельных функций в рамках внутреннего контроля в соответствии с пунктом 1.7 настоящего Указания (в случае их привлечения), включая требования к таким лицам, критерии оценки эффективности осуществления этими лицами отдельных функций контролера (службы внутреннего контроля), а также перечень мероприятий, планируемых к осуществлению клиринговой организацией в случае реализации рисков, связанных с таким привлечением.
4.1.12. Порядок, периодичность (но не реже одного раза в год) и сроки разработки (пересмотра) и утверждения плана деятельности контролера (службы внутреннего контроля), предусмотренного абзацем вторым подпункта 2.3.10 пункта 2.3 настоящего Указания, а также порядок внесения в него изменений.
4.1.13. Порядок и сроки подготовки и направления единоличному исполнительному органу клиринговой организации на рассмотрение отчетов, предусмотренных абзацами третьим и четвертым подпункта 2.3.10 пункта 2.3 настоящего Указания, требования к их форме и содержанию, а также периодичность подготовки и направления отчета, предусмотренного абзацем четвертым подпункта 2.3.10 пункта 2.3 настоящего Указания (но не реже одного раза в год).
4.1.14. Порядок информирования единоличного исполнительного органа клиринговой организации о вероятных и (или) наступивших существенных событиях регуляторного риска клиринговой деятельности.
4.1.15. Порядок информирования структурными подразделениями (работниками структурных подразделений) и должностными лицами клиринговой организации контролера (руководителя службы внутреннего контроля) о вероятных и (или) наступивших событиях регуляторного риска клиринговой деятельности.
4.1.16. Порядок, периодичность (но не реже одного раза в год) и сроки доведения до сведения совета директоров (наблюдательного совета) клиринговой организации информации о результатах осуществления клиринговой организацией процессов и мероприятий по управлению регуляторным риском клиринговой деятельности, о мерах, принятых для его снижения, а также направленных на совершенствование управления таким риском.
4.1.17. Порядок, периодичность (но не реже одного раза в год) и сроки составления и направления единоличному исполнительному органу заключения о соответствии (несоответствии) документа, устанавливающего порядок осуществления клиринговой организацией внутреннего контроля, требованиям законодательства Российской Федерации о клиринговой деятельности, учредительным и внутренним документам клиринговой организации.
4.2. Положения, не предусмотренные пунктом 4.1 настоящего Указания, по решению клиринговой организации включаются в документ, устанавливающий порядок осуществления клиринговой организацией внутреннего контроля, если они соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе пункту 4.1 настоящего Указания.
Положения, предусмотренные пунктом 4.1 настоящего Указания, могут содержаться в одном или нескольких документах.
4.3. В случаях, указанных в абзацах первом и втором пункта 1.5 настоящего Указания, документ, устанавливающий порядок осуществления клиринговой организацией внутреннего контроля, должен являться внутренним документом, регулирующим деятельность службы внутреннего контроля кредитной организации, предусмотренным пунктом 4(1).2 Положения Банка России N 242-П (далее - положение о службе внутреннего контроля), и должен включать:
4.3.1. Особенности управления регуляторным риском клиринговой деятельности при совмещении клиринговой деятельности с иными видами деятельности.
4.3.2. Порядок и критерии признания клиринговой организацией событий регуляторного риска клиринговой деятельности существенными, а также перечень видов существенных событий регуляторного риска клиринговой деятельности.
4.3.3. Порядок и критерии признания последствий, указанных в подпункте 2.3.4 пункта 2.3 настоящего Указания, существенными.
4.3.4. Порядок и сроки подготовки и направления единоличному исполнительному органу клиринговой организации на рассмотрение отчетов, предусмотренных абзацами третьим и четвертым подпункта 2.3.10 пункта 2.3 настоящего Указания, требования к их форме и содержанию, а также периодичность подготовки и направления отчета, предусмотренного абзацем четвертым подпункта 2.3.10 пункта 2.3 настоящего Указания (но не реже одного раза в год).
4.3.5. Перечень мероприятий, осуществляемых в рамках принятия мер для выявления регуляторного риска клиринговой деятельности и для предотвращения его последствий.
4.3.6. Порядок информирования структурными подразделениями (работниками структурных подразделений) и должностными лицами клиринговой организации контролера (службы внутреннего контроля) кредитной организации (лица, ответственного за управление рисками кредитной организации) о вероятных и (или) наступивших событиях регуляторного риска клиринговой деятельности.
4.3.7. Порядок, периодичность (но не реже одного раза в год) и сроки составления и направления единоличному исполнительному органу клиринговой организации заключения о соответствии (несоответствии) положения о службе внутреннего контроля требованиям законодательства Российской Федерации о клиринговой деятельности, учредительным и внутренним документам клиринговой организации.
Глава 5. Требования к документу, устанавливающему порядок осуществления клиринговой организацией внутреннего аудита
5.1. Документ, устанавливающий порядок осуществления клиринговой организацией внутреннего аудита, должен содержать:
5.1.1. Цели, задачи и методы осуществления внутреннего аудита.
5.1.2. Перечень функций внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита).
5.1.3. Права и обязанности внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита).
5.1.4. Перечень осуществляемых клиринговой организацией мероприятий, направленных на обеспечение независимости внутреннего аудитора (работников службы внутреннего аудита) от исполнительных органов клиринговой организации, структурных подразделений клиринговой организации и их работников.
5.1.5. Особенности организации и осуществления внутреннего аудита при совмещении деятельности клиринговой организации с иными видами деятельности, а также в случае наличия у клиринговой организации филиалов и представительств.
5.1.6. Порядок привлечения клиринговой организацией третьих лиц для осуществления отдельных функций в рамках внутреннего аудита в соответствии с пунктом 1.7 настоящего Указания (в случае их привлечения), включая требования к таким лицам, а также порядок привлечения клиринговой организацией третьих лиц для консультаций по вопросам, связанным с осуществлением внутреннего аудита, при условии отсутствия конфликта интересов между внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) и таким третьим лицом.
5.1.7. Периодичность и порядок проведения внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) проверок, а также форму и сроки составления актов о результатах таких проверок.
5.1.8. Порядок, периодичность (но не реже одного раза в год) и сроки подготовки (пересмотра) и утверждения плана работы службы внутреннего аудита, а также порядок внесения в него изменений.
5.1.9. Содержание, порядок, периодичность (но не реже одного раза в шесть месяцев) и сроки подготовки и представления (но не позднее 20 рабочих дней со дня окончания отчетного периода) совету директоров (наблюдательному совету) клиринговой организации отчета и информации (при наличии), предусмотренных подпунктом 3.4.5 пункта 3.4 настоящего Указания.
5.1.10. Форму и способ представления совету директоров (наблюдательному совету) клиринговой организации отчета, предусмотренного подпунктом 3.4.5 пункта 3.4 настоящего Указания, и информирования о его содержании единоличного исполнительного органа клиринговой организации, а также доведения до сведения совета директоров (наблюдательного совета) клиринговой организации информации по результатам осуществления мероприятий, предусмотренных подпунктом 3.4.6 пункта 3.4 настоящего Указания.
5.1.11. Запрет на участие внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) в совершении операций и сделок клиринговой организации.
5.1.12. Порядок и сроки составления и направления на рассмотрение (но не реже одного раза в год) совету директоров (наблюдательному совету) заключения о соответствии (несоответствии) документа, устанавливающего порядок осуществления клиринговой организацией внутреннего аудита, требованиям законодательства Российской Федерации о клиринговой деятельности, учредительным и внутренним документам клиринговой организации.
5.2. Положения, не предусмотренные пунктом 5.1 настоящего Указания, по решению клиринговой организации включаются в документ, устанавливающий порядок осуществления клиринговой организацией внутреннего аудита, если они соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе пункту 5.1 настоящего Указания.
Положения, предусмотренные пунктом 5.1 настоящего Указания, могут содержаться в одном или нескольких документах.
Глава 6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Указание подлежит официальному опубликованию <1> и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 2 марта 2018 года N 4) вступает в силу с 1 сентября 2018 года.
--------------------------------
<1> Официально опубликовано на сайте Банка России 13.06.2018.
6.2. Со дня вступления в силу настоящего Указания не применять приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 13 августа 2013 года N 13-72/пз-н "Об утверждении требований по организации внутреннего контроля клиринговой организации, а также к документу, устанавливающему порядок осуществления внутреннего контроля клиринговой организации", зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 30 августа 2013 года N 29802.
Председатель Центрального банка
Российской Федерации
Э.С.НАБИУЛЛИНА