См. Документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 5 мая 2017 г. N 320/20
ОБ УСИЛЕНИИ
ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СФЕРЕ ОХРАНЫ
И ДОБЫЧИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
Анализ состояния законности в сфере охраны и добычи водных биологических ресурсов свидетельствует о необходимости повышения эффективности прокурорского надзора на данном направлении.
Территориальными органами Росрыболовства, Росприроднадзора, пограничными органами ФСБ России, органами государственной власти субъектов Российской Федерации ненадлежащим образом реализуются возложенные на них полномочия по распределению прав на водные биологические ресурсы (далее - водные биоресурсы), осуществлению контрольных полномочий, развитию рыбохозяйственного комплекса. Остро стоит проблема возмещения ущерба, причиненного водным биоресурсам преступлениями и правонарушениями.
В целях обеспечения надлежащей организации органами прокуратуры Российской Федерации надзора за исполнением закона о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязываю:
1. Начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненных к ним территориальных, военных и других специализированных прокуроров в пределах установленной компетенции с учетом общественной опасности и массовых нарушений законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов:
1.1. Обеспечить действенный прокурорский надзор за исполнением законов в сфере рыболовства и охраны водных биоресурсов федеральными органами исполнительной власти и их территориальными управлениями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы власти), органами местного самоуправления, руководителями и органами управления юридических лиц, осуществляющих добычу водных биоресурсов.
Усилить надзор за исполнением законов в сфере ограничения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Незамедлительно средствами прокурорского реагирования пресекать незаконные действия (бездействие) должностных лиц органов власти и местного самоуправления. В случае выявления фактов неисполнения должностными лицами указанных органов, а также организаций своих полномочий по пресечению нарушений законодательства об охране водных биоресурсов ставить вопрос об их ответственности вплоть до освобождения от занимаемых должностей.
Используя предоставленное статьей 9 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" право, своевременно вносить в органы власти и местного самоуправления предложения о совершенствовании законодательства в области рыболовства и охраны водных биоресурсов.
Систематически изучать акты органов контроля, материалы ревизий с целью выявления нарушений и преступлений при расходовании бюджетных средств, выделенных на сохранение и воспроизводство водных биоресурсов.
При необходимости инициировать создание постоянно действующих межведомственных рабочих групп для осуществления взаимодействия в работе по предупреждению, выявлению и устранению нарушений законодательства в сфере добычи и охраны водных биоресурсов.
1.2. Обеспечить качественный и эффективный надзор за исполнением законов правоохранительными органами в части предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере охраны и добычи водных биоресурсов.
Принимая во внимание, что указанные преступления в большинстве случаев совершаются в условиях неочевидности, систематически проверять и анализировать исполнение закона об оперативно-розыскной деятельности при выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии таких преступных деяний.
Тщательно и всесторонне проверять соблюдение порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, совершенных в данной отрасли. В этих целях ежеквартально производить сверки регистрационно-учетных данных органов дознания и предварительного следствия с учетной документацией, а также с имеющимися в территориальных подразделениях Росрыболовства и иных уполномоченных органах документами и данными, указывающими на противоправный характер деяний.
Для выявления правонарушений в сфере охраны и добычи водных биоресурсов осуществлять постоянный мониторинг публикаций средств массовой информации по этой теме. При наличии оснований реализовывать полномочия, предоставленные частью 2 статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверяя законность решений о возбуждении уголовного дела, оценивать правильность квалификации содеянного. В случаях установления фактов ее необоснованного занижения, влекущего изменение подследственности, незамедлительно реализовывать предусмотренные пунктами 11 и 12 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации полномочия по изъятию и передаче уголовного дела.
При проверке законности постановлений о приостановлении предварительного расследования или о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) о преступлениях в сфере охраны и добычи водных биоресурсов обращать внимание на полноту следственных и иных процессуальных действий, направленных на обнаружение и изъятие предметов, имеющих значение для уголовного дела, а также на изобличение совершивших преступления лиц, использование экспертных возможностей и привлечение специалистов для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. В случае выявления в ходе изучения материалов уголовного дела нарушений уголовно-процессуального закона отменять незаконные и необоснованные процессуальные решения, ссылаясь на конкретные обстоятельства, подлежащие дополнительному расследованию.
При поступлении уголовного дела в порядке части 6 статьи 220, части 4 статьи 225 и части 7 статьи 226.7 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации проверять соответствие содержащихся в обвинительном заключении (акте, постановлении) выводов о виновности привлекаемого к уголовной ответственности лица обстоятельствам дела, достаточность собранных по делу доказательств, правильность квалификации содеянного, полноту и достаточность принятых мер по установлению и изобличению всех соучастников преступления, в том числе из числа сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, по обеспечению возмещения причиненного водным биоресурсам ущерба, а также соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных и иных процессуальных действий и подготовке процессуальных документов.
В каждом случае давать оценку принятым дознавателем, руководителем следственного органа, следователем мерам по установлению и устранению причин, условий и иных обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, с точки зрения их достаточности для устранения выявленных нарушений закона.
При изучении материалов уголовного дела обращать внимание на принятие правоохранительными органами исчерпывающих мер к возмещению вреда, причиненного водным биоресурсам, в случаях если контролирующими органами не были заявлены гражданские иски - самостоятельно заявлять соответствующие исковые требования.
В полном объеме использовать полномочия по направлению материалов в следственные органы и органы дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов и иных нарушений уголовного законодательства, выявленных прокурорами в рассматриваемой отрасли.
Наиболее актуальные вопросы борьбы с преступностью, практики предупреждения, выявления и расследования преступлений в сфере охраны и добычи биоресурсов обсуждать на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов, по результатам которых разрабатывать дополнительные меры, направленные на обеспечение законности и укрепление правопорядка на данном направлении.
1.3. Осуществляя надзор за исполнением законов Росрыболовством и его территориальными органами при реализации полномочий в сфере охраны и добычи водных биоресурсов, проверять:
законность изданных правовых актов в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
правомерность определения, распределения общих допустимых уловов водных биоресурсов, научных квот, квот добычи (вылова) водных биоресурсов в целях аквакультуры (рыбоводства), в учебных и культурно-просветительских целях;
организацию государственного мониторинга водных биоресурсов;
соблюдение законодательства при проведении конкурсных и аукционных процедур, при выдаче разрешительных документов;
выполнение функций по определению категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей их использования установлению рыбоохранных зон, охране водных биоресурсов;
осуществление полномочий по контролю, в том числе за реализацией мероприятий по возобновлению водных биоресурсов.
1.4. Проверяя исполнение подведомственными Росрыболовству федеральными государственными бюджетными учреждениями законов в сфере охраны и добычи биоресурсов, устанавливать:
соблюдение законодательства при получении и расходовании бюджетных средств;
правомерность возникновения права добычи (вылова) водных биоресурсов, организации рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, проведения морских ресурсных исследований водных биоресурсов;
законность использования предоставленных рыбопромысловых и рыбоводных участков;
выполнение условий выданных разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов;
полноту реализации полномочий по обеспечению государственного учета и государственного мониторинга состояния водных биоресурсов;
законность уничтожения водных биоресурсов, добытых в научных, исследовательских целях;
наличие соответствующего разрешения Росприроднадзора на содержание видов рыб, занесенных в Красную книгу Российской Федерации в полувольных условиях или искусственно созданной среде, и на осуществление деятельности с указанными видами рыб.
1.5. В Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органах проверять полноту и эффективность осуществления функций по охране водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биоресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения. Давать оценку законности принятых мер, исполнению законов при проведении государственной экологической экспертизы федерального уровня по материалам общих допустимых уловов водных биоресурсов.
1.6. При проверке исполнения законов в сфере рыболовства, аквакультуры и сохранения водных биоресурсов органами государственной власти субъектов Российской Федерации основное внимание уделять:
соответствию региональных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере охраны и добычи водных биоресурсов, требованиям законодательства, полноте нормативного правового регулирования;
целевому использованию предоставленных из федерального бюджета субвенций на выполнение переданных Российской Федерацией полномочий и достоверности направляемых сведений и документов об их использовании;
правомерности расходования субсидий, предоставленных из федерального, регионального бюджетов на реализацию полномочий в области организации, регулирования, охраны и воспроизводства водных биоресурсов;
соблюдению законодательства о контрактной системе при проведении закупок в целях выполнения рыбохозяйственных мероприятий;
законности при формировании границ рыбопромысловых участков, распределении квот добычи (вылова) водных биоресурсов;
исполнению законов при подготовке и заключении договоров о закреплении долей за пользователями водными биоресурсами, договоров пользования водными биоресурсами;
полноте и своевременности реализации полномочий по охране водных биоресурсов на внутренних водных объектах.
1.7. В органах местного самоуправления выяснять вопросы соответствия муниципальных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере охраны и добычи водных биоресурсов, требованиям федерального и регионального законодательства, соблюдения законодательства при выполнении рыбохозяйственных мероприятий.
1.8. В ходе проверок исполнения закона о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов пользователями таких ресурсов устанавливать наличие у них законных оснований на право добычи (вылова) водных биоресурсов; соблюдение условий добычи (вылова) водных биоресурсов, определенных разрешительными документами; возмещение в полном объеме вреда, причиненного водным биоресурсам и (или) среде их обитания.
1.9. При проверках соблюдения законодательства об аквакультуре рыбоводными хозяйствами выяснять выполнение установленных требований при осуществлении водопользования, использования земель, объектов для целей аквакультуры, исполнение условий договоров пользования рыбоводными участками.
1.10. На системной основе проверять деятельность территориальных подразделений Федеральной службы судебных приставов, в ходе надзорных мероприятий давать оценку полноте и своевременности принятия мер по исполнению судебных решений о возмещении ущерба, причиненного водным биоресурсам.
1.11. При реализации надзорных полномочий особое внимание обращать:
на установление контроля за деятельностью рыбохозяйственных предприятий со стороны иностранных инвесторов;
выявление и пресечение органами контроля (надзора) фактов браконьерского лова;
легальный и нелегальный оборот наиболее ценных и редких видов водных биоресурсов, в том числе осетровых, морских млекопитающих;
законность установления и использования рыбоучетных заграждений;
размещение в сети "Интернет" информации об изготовлении запрещенных орудий лова и их реализации.
2. Транспортных прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, при проверке исполнения требований законодательства о таможенном контроле при перемещении водных биоресурсов через таможенную границу Евразийского экономического союза:
проводить мониторинг правовых актов на предмет выявления не предусмотренных законом процедур и ограничений при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза продукции, препятствующих реализации прав участников внешнеэкономической деятельности;
давать оценку правомерности заявленным декларантами сведений о товаре, его таможенной стоимости, примененных методах для ее определения, обстоятельствам и условиям внешнеэкономической сделки;
выяснять полноту и своевременность осуществления таможенными органами контроля за правильностью исчисления таможенной стоимости, проведения проверок соответствия сведений о товарах, заявленных в таможенных документах, сведениям, содержащимся в коммерческих и товаросопроводительных документах, обоснованность принятых таможенными органами решений о принятии таможенной стоимости оформленных товаров такой категории;
оценивать результативность применяемых таможенными органами мер при осуществлении таможенного контроля экспортируемых товаров.
3. Военных прокуроров, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации, при осуществлении надзора в пограничных органах ФСБ России проверять исполнение законов:
при контрольно-проверочных мероприятиях по погрузке, выгрузке, перегрузке уловов водных биоресурсов и продуктов их переработки в портах (пунктах выгрузки), на иностранных и отечественных промысловых судах, рыбопромысловых участках, в морских контрольных пунктах (точках);
выполнении контрольных и оперативно-служебных мероприятий, в том числе преследовании, остановке, осмотре, задержании, доставлении и аресте российских и иностранных судов;
финансовом и материально-техническом обеспечении пограничных органов;
выполнении мероприятий государственного оборонного заказа, связанных с обеспечением подразделений, привлекаемых к охране водных биоресурсов;
привлечении граждан и юридических лиц к административной ответственности и применении к ним мер обеспечения производства по делу;
обращении с изъятыми орудиями совершения правонарушений и водными биоресурсами;
претензионной работе по возмещению ущерба, причиненного природной среде, и взысканию наложенных штрафов;
осуществлении деятельности по противодействию коррупции среди сотрудников пограничных органов;
издании правовых актов, регулирующих правоотношения в указанной области.
4. Прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров установить постоянный контроль за работой подчиненных прокуратур, оперативно реагировать на факты ненадлежащего осуществления надзора на указанном направлении.
Незамедлительно информировать Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства, управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главную военную прокуратуру о нарушениях законодательства, причинивших существенный экологический, экономический ущерб водным биоресурсам.
5. Начальников управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров не реже одного раза в полугодие анализировать и обобщать состояние законности и результаты надзорной деятельности в сфере рыболовства и охраны водных биоресурсов. Справки о результатах проведенного анализа по итогам работы за полугодие к 25 января и 25 июля представлять:
в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства - в части компетенции органов власти и органов местного самоуправления, руководителей и органов управления юридических лиц, осуществляющих добычу водных биоресурсов;
управление методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью, Главное управление по надзору за следствием, управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью - в части деятельности следственных органов МВД России и Следственного комитета Российской Федерации, органов дознания МВД России и ФССП России, а также органов МВД России, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
Главное уголовно-судебное управление - о состоянии работы по участию прокуроров в судебных разбирательствах по уголовным делам о преступлениях данной категории;
управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере - в части осуществления таможенного оформления и контроля при перемещении через границу водных биоресурсов, а также компетенции следственных подразделений на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, таможенных органов и органов внутренних дел на транспорте;
управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму - в части компетенции органов ФСБ России при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и уголовного преследования;
управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции - о правонарушениях и преступлениях коррупционной направленности;
Главную военную прокуратуру - в части компетенции пограничных органов ФСБ России (за исключением вопросов уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности).
В справках отражать положительные и отрицательные примеры правоприменительной практики, предложения по совершенствованию деятельности на обозначенном направлении надзора, а также сведения о результатах надзорной деятельности.
6. Прокуроров субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, представлять копии докладных записок в управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе в сроки, указанные в пункте 5 настоящего указания.
7. Подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации, перечисленные в пункте 5 настоящего указания, обобщать поступившие из управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах и нижестоящих прокуратур сведения, при необходимости готовить соответствующие информационные письма, вносить в установленном порядке предложения Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям по совершенствованию федерального законодательства и деятельности на этом направлении надзора.
8. Контроль за исполнением указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА