См. Документы Министерства экономического развития Российской Федерации
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 1 августа 2013 года
ПО ИТОГАМ
ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИКАЗА МИНПРИРОДЫ РОССИИ ОТ 25 ФЕВРАЛЯ 2010 Г.
N 50 "О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ НОРМАТИВОВ
ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И ЛИМИТОВ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ"
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2011 г. N 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 633),
Приказом Минэкономразвития России от 9 ноября 2011 г. N 634 "Об утверждении Порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности" (далее - Приказ N 634), а также Планом проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти Минэкономразвития России провело экспертизу приказа Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (далее - Приказ N 50; Порядок), зарегистрированного в Минюсте России 2 апреля 2010 г. N 16796, и сообщает следующее.
Для проведения экспертного исследования положений Приказа N 50 была создана экспертная группа (состав экспертной группы приведен в Приложении N 1).
В ходе проведения экспертизы Приказа N 50 с 15 февраля 2013 г. по 17 марта 2013 г. были проведены публичные консультации с целью сбора сведений о положениях Приказа N 50, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Информация по проводимым публичным консультациям была размещена на официальном сайте Минэкономразвития России. Письмом Минэкономразвития от 6 марта 2013 г. N Д26и-230 в Минприроды России, Росстат был направлен запрос о предоставлении дополнительной информации. Официальный ответ Росстата от 27 марта 2013 г. N 12-12-5/575-МВ содержит данные о плате за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов производства и потребления за 2009 - 2011 гг. Официальный ответ Минприроды России на момент подготовки заключения не поступил.
Наиболее значимые позиции, представленные субъектами предпринимательской и иной деятельности при проведении публичных консультаций, учтены в настоящем заключении. Справка о результатах публичных консультаций прилагается (Приложение N 2).
По результатам проведения публичных консультаций Минэкономразвития России совместно с экспертной группой подготовлено настоящее заключение по итогам экспертизы Приказа N 50.
Проект заключения письмом Минэкономразвития России N Д26и-249 от 11 марта 2013 г. также направлялся в Минприроды России. Замечания по проекту заключения были представлены письмом Минприроды России N 12-31/7984 от 26 апреля 2013 г.
Также проект заключения был размещен для обсуждения на официальном сайте Минэкономразвития России. Замечания экспертной группы, Минприроды России по проекту заключения, а также комментарии Минэкономразвития России представлены в Приложении N 4.
1. Цели регулирования, установленного Приказом N 50
В соответствии с пунктом 3 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) определено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется данным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - НО и ЛР). Согласно пункту 4 указанной статьи порядок разработки и утверждения НО и ЛР устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
На основании подпункта 5.2.56.1 Положения о Минприроды России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404, данное Министерство принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, в том числе порядок разработки и утверждения НО и ЛР.
Утвержденный приказом Минприроды России Порядок устанавливает требования к подготовке и представлению документов и материалов для утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.
2. Общее описание регулирования
2.1. Круг участников отношений.
В соответствии с пунктом 2 Порядка сфера действия Приказа N 50 распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и на территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Согласно пункту 3 Порядка действие Порядка не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений. Информация о числе зарегистрированных в Российской Федерации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, представлена в Таблице 1 (Приложение N 3).
2.2. Этапы утверждения НО и ЛР.
Процесс утверждения НО и ЛР включает в себя следующие этапы:
1) разработка субъектом предпринимательской деятельности проекта НО и ЛР (самостоятельно или с привлечением специализированных организаций) (срок - от 10 до 30 дней);
2) направление субъектом предпринимательской деятельности в территориальный орган Росприроднадзора комплекта документов для утверждения НО и ЛР, включающего:
а) заявление об утверждении НО и ЛР;
б) копию лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих указанную деятельность) (прилагается по желанию заявителя);
в) проект НО и ЛР;
г) копию лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов) (прилагается по желанию заявителя);
д) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу документа об утверждении НО и ЛР (1000 рублей) (прилагается по желанию заявителя);
3) принятие территориальным органом Росприроднадзора документов заявителя по описи;
4) уведомление территориальным органом Росприроднадзора заявителя в 5-дневный срок с даты приема документов о некомплектности представленных заявления и документов и (или) неполноты содержащихся в них сведений (в случае такой некомплектности и/или неполноты сведений);
5) рассмотрение документов заявителя в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных документов;
6) принятие решения об утверждении НО и ЛР либо об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием).
2.3. Ответственность за правонарушения.
Отсутствие утвержденных проектов НО и ЛР является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), предусматривающей наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 тысяч до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2011 г. N 15АП-4634/2011 по делу N А53-2774/2011, постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 февраля 2010 г. N А19-16023/09, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 сентября 2009 г. по делу N А33-7783/2009). При этом размещение отходов в отсутствие установленных ЛР влечет необходимость сверхлимитных платежей, рассчитанных за данное размещение отходов по повышенной ставке (пункты 5, 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 (далее - Порядок N 632).
Отмечаем, что в случае размещения отходов в ином, чем указан в документе об утверждении НО и ЛР, объекте размещения отходов существуют риски привлечения хозяйствующих субъектов к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ. Кроме того, в случае квалификации размещения отходов в ином, чем указан в документе об утверждении НО и ЛР, объекте размещения отходов как их размещения в отсутствие ЛР предприятие обязано будет вносить сверхлимитные платежи за данное размещение отходов (пункты 5, 6 Порядка N 632).
3. Оценка расходов предпринимателей, связанная с исполнением требований Приказа N 50
Одним из негативных последствий существующего правового регулирования являются существенные издержки, которые несут субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности при разработке проектов НО и ЛР. Согласно данным, приведенным в таблице 1 (Приложение N 3), число субъектов, обязанных утверждать проект НО и ЛР, может быть оценено 4049224 субъектов. Анализ рынка услуг организаций, осуществляющих разработку проектов НО и ЛР, показал, что минимальная стоимость такой услуги составляет 50000 рублей, госпошлина - 1000 рублей. Следовательно, единовременные расходы предприятий на разработку и утверждение проекта НО и ЛР на пятилетний период можно рассчитать следующим образом:
4049224 x (50000 рублей + 1000 рублей) = 206,5 млрд. рублей.
При этом стоит учесть, что на разработку проекта НО и ЛР для крупных предприятий (не менее 80 видов отходов) расходы могут составить порядка 1,5 млн. рублей.
4. Предложения по оптимизации регулирования.
4.1. Концептуальные предложения.
4.1.1. Отменить требование о ежегодном подтверждении неизменности производственного процесса и используемого сырья.
Документ об утверждении проекта НО и ЛР хозяйствующие субъекты получают на пятилетний период, в течение которого отсутствует возможность внесения изменений в утвержденные лимиты и нормативы. При этом нормативы образования отходов связаны с технологическим процессом, объемом производимой продукции и характеристиками исходного сырья, которые, как правило, варьируются в определенных пределах. Считаем, что оптимизация производственного процесса не должна влиять на уменьшение лимита на размещение отходов.
В пункте 11 Порядка предусмотрено, что НО и ЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие НО и ЛР.
В действующем законодательстве отсутствуют положения, указывающие, в каких случаях неизменность производственного процесса и используемого сырья является подтвержденной, каковы критерии установления такой неизменности.
Помимо указанного, не определены срок, в течение которого необходимо представлять технический отчет, а также правовые последствия неподтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.
Считаем, что в условиях настоящего регулирования предоставление технических отчетов при условии неизменности лимитов выступает административным барьером при осуществлении предпринимательской и иной деятельности.
4.1.2. Предусмотреть возможность упрощенной процедуры внесения изменений в проект НО и ЛР.
Согласно пунктам 14, 15 Порядка если изменяются сведения, указанные в заявлении индивидуального предпринимателя или юридического лица (например, фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения), документ об утверждении нормативов и лимитов должен быть переоформлен. Также в случае повышения спроса на производимую продукцию возможна ситуация увеличения объемов продукции с сохранением удельного объема образования отходов на единицу продукции.
Считаем целесообразным предусмотреть уведомительный порядок внесения изменений относительно данных, указанных в пунктах 14, 15 Порядка, а также самих нормативов и лимитов в случае увеличения объемов продукции с сохранением удельного объема образования отходов на единицу продукции.
4.1.3. Предусмотреть установление ЛР в любых объектах, соответствующих установленным требованиям, с учетом экологической обстановки на данной территории.
Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ ЛР определяется как предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
Вместе с тем в соответствии с примерным образцом документа об утверждении НО и ЛР (Приложение к Порядку) необходимо отражать, в частности, сведения о наименовании объекта размещения отходов; индивидуальном предпринимателе или юридическом лице, эксплуатирующем объект размещения отходов.
Таким образом, несмотря на то, что статья 1 Федерального закона N 89-ФЗ предоставляет право хозяйствующим субъектам в рамках утвержденного ЛР размещать отходы в объектах размещения отходов при условии соблюдения установленных требований, Порядок ограничивает данное право лица в связи с необходимостью указания в проекте НО и ЛР конкретного объекта размещения отходов.
В связи с указанным нормы Порядка требуется привести в соответствие с нормами Федерального закона N 89-ФЗ для исключения норм, ограничивающих права хозяйствующих субъектов размещать отходы в специализированных обустроенных объектах размещения отходов.
4.1.4. Предусмотреть установление лимитов на размещение отходов только на собственные объекты размещения отходов, исключить норму о лимитах на размещение отходов на конкретном объекте размещения отходов, не являющемся частью структуры организации, утверждающей лимиты.
В примерном образце документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение содержатся графы для указания лимитов размещения на отходы, передаваемые на размещение другим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам и размещаемые на эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов.
Указания по заполнению указанных граф примерного образца документа об утверждении НО и ЛР отсутствуют.
Вместе с тем отмечаем, что согласно пунктам 12 - 17 Порядка заполнения Раздела 4 Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 июня 2007 г. N 204, если отходы передаются по договору о передаче права собственности или по договору конечного размещения отходов, организации, передающей такие отходы, лимиты на размещение не требуются. Следовательно, предприниматель утверждает лимиты только в отношении отходов, принадлежащих ему на праве собственности.
Также отмечаем, что договор на размещение отходов регулируется нормами гражданского законодательства. Согласно статье 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. При этом утверждение проекта НО и ЛР с указанием конкретного объекта размещения отходов обязывает предпринимателя размещать отходы именно в этом объекте. Однако в течение пятилетнего срока возможно прекращение, расторжение договора на размещение отходов, ликвидация лица, занимающегося размещением отходов на профессиональной основе. Следовательно, предпринимателю, утвердившему проект НО и ЛР, чтобы не быть привлеченным к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, в перечисленных выше случаях необходимо его переутвердить в соответствии с новыми договорами на размещение отходов.
Считаем целесообразным устанавливать лимиты на размещение отходов с указанием конкретного объекта размещения отходов на эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов и без такой конкретизации при размещении отходов, передаваемых на размещение другим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.
4.1.5. Установление декларативного порядка информирования о размещении отходов.
Норматив образования (НО) отходов представляет собой показатель, который зависит от технологического процесса, объема произведенной продукции, а, следовательно, от потребности рынка. В связи с чем точное прогнозирование на 5 лет НО отходов на практике представляется затруднительным. При этом для обоснования данного показателя в Методических указаниях по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. N 703 (далее - МУ), предложены разные способы, в том числе наиболее часто используемый статистический метод на основе статистической обработки информации по обращению с отходами за базовый период. В соответствии с этим методом в качестве НО и ЛР принимается фактические массы образованных и размещенных отходов за базовый период (не менее 3-х лет). Таким образом, надзорный орган утверждает показатели, значение которых фактически ограничить не может. В условиях непредсказуемости объемов производства продукции на 5 лет вперед хозяйствующие субъекты, как правило, в целях избежания необходимости изменения технологического процесса перерабатывают и заново согласуют НО и ЛР. Таким образом, утверждение НО и ЛР представляется примером неэффективного регулирования в сфере обращения с отходами.
Кроме того, необходимо учитывать, что на практике единственным ограничением на размещение отходов является отсутствие возможности объектов размещения отходов для размещения всего объема образующихся отходов в регионе. Указанная проблема может быть решена путем организации утилизационных мощностей, либо созданием объектов размещения отходов, вместимость которых позволяют обеспечить экологически безопасное размещение всего объема образующихся отходов.
Для целей государственного регулирования представляется целесообразным ограничиться установлением требования к субъектам предпринимательской и иной деятельности о представлении декларации о планируемом образовании отходов и их размещении в текущем году и отчета в соответствующий орган государственного контроля (надзора) об образовании и размещении отходов по итогам календарного года. Достоверность сведений, представленных в таких декларациях и отчетах, может проверяться соответствующим уполномоченным органом в рамках осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) в экологической сфере.
Нормирование в области образования отходов и лимитов на их размещение должно осуществляться в рамках декларативных, а не разрешительных процедур. Особые разрешительные процедуры могут быть установлены в отношении организаций (1), которым принадлежат объекты размещения отходов и которые извлекают прибыль из эксплуатации таких объектов и/или эксплуатируют последние как часть технологической цепи, (2) которые осуществляют деятельность по обращению с отходами I и II класса опасности.
В частности, эффективное решение этой задачи можно достичь не в рамках регулирования ограничений на размещение отходов каждого отдельного хозяйствующего субъекта, а в рамках установления ограничений на размещение отходов для объектов размещения отходов с учетом возможности обеспечить экологическую безопасность при размещении отходов в них. При таком подходе ключевым элементом регулирования по снижению воздействия на окружающую среду при обращении с отходами будут являться объекты размещения отходов, поскольку именно они являются основными источниками потенциальных рисков, связанных с отходами. Установленные ограничения по размещению отходов для объектов размещения отходов являются основанием для заключения договоров с конкретными хозяйствующими субъектами с соответствующими ограничениями на размещение образующихся у них отходов.
4.2. Юридико-технические замечания.
4.2.1. Определить содержание понятия "недостоверная информации", которая служит отказом в утверждении проекта НО и ЛР.
В соответствии с абзацем 2 пункта 10 Порядка основанием для отказа в утверждении НО и ЛР является наличие недостоверной информации в составе направленных заявления и документов. Толкование понятия "недостоверная информация" и, как следствие, применение указанной нормы может привести к злоупотреблению со стороны уполномоченного органа. Считаем необходимым определить содержание понятия "недостоверная информация" как основания отказа в утверждении проекта НО и ЛР.
4.2.2. Определить содержание понятия "производственная мощность объекта размещения отходов".
Абзац 3 пункта 10 Порядка устанавливает, что утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не допускается, если количество отходов, предлагаемое для размещения, превышает имеющуюся производственную мощность объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации), необходимую для планируемого размещения отходов. Понятие "производственная мощность объекта размещения отходов" законодательно не определено. При этом согласно строке 9 таблицы Приложения к Приказу Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49 "Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов" предусмотрена "вместимость объекта размещения отходов", под которой следует понимать объем и (или) массу отходов, планируемых к размещению. Таким образом, считаем целесообразным определить содержание понятия "производственная мощность объекта размещения отходов".
4.2.3. Определить содержание понятий "собственный объект размещения отходов" и "эксплуатируемый объект размещения отходов".
В примерном образце документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение содержатся графы для указания лимитов размещения на отходы, передаваемые на размещение другим ИП и ЮЛ и размещаемые на эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов. Понятия "эксплуатируемый объект размещения отходов" и "собственный объект размещения отходов" не являются тождественными.
Так, размещение отходов может осуществляться не только в собственных объектах - собственник объекта размещения отходов вправе передать иному лицу такой объект в пользование, в аренду. Указанное подтверждает пункт 2 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49, которые предназначены, в частности, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы).
В свою очередь, если отходы передаются на размещение по договору оказания услуг в объект размещения третьего лица, не ясно, какие графы документа об утверждении НО и ЛР подлежат заполнению - о ЛР на отходы, передаваемые на размещение другим лицам, либо о ЛР на отходы, размещаемые на эксплуатируемых (собственных) объектах размещения, поскольку эксплуатацию объекта размещения отходов можно расценивать как пользование объектом, в данном случае для лица, которому утверждены ЛР в этот объект, последний будет являться эксплуатируемым.
С учетом сказанного, считаем необходимым определить содержание понятий "собственный объект размещения отходов" и "эксплуатируемый объект размещения отходов" с последующим внесением изменений в графы таблицы приложения.
4.2.4. Предусмотреть возможность и срок направления проекта НО и ЛР на доработку в связи с выявленными неточностями.
Порядком не предусмотрена возможность направления территориальным органом Росприроднадзора представленного предпринимателем проекта НО и ЛР на доработку. Однако фактически при рассмотрении представленных природопользователем документов у специалиста Росприроднадзора, как правило, возникают определенные вопросы, в связи с чем они излагаются в виде отдельных замечаний или предложений уточнить содержание представленных документов и направляются предпринимателю вместе с проектом НО и ЛР на доработку. Направление на доработку проекта НО и ЛР фактически совершается Росприроднадзором в конце установленного 30-дневного срока либо за пределами этого срока. В течение указанного времени предприниматель может быть привлечен к ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
С целью избежания привлечения к административной ответственности добросовестных природопользователей предлагаем предусмотреть возможность и срок направления проекта НО и ЛР на доработку в связи с выявленными неточностями.
4.2.5. Привести положения Порядка о представляемых для утверждения НО и ЛР документах в соответствие с положениями законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно подпункту "б" пункта 7 Порядка в целях утверждения НО и ЛР необходимо представить следующие документы:
- копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности);
- проект НО и ЛР;
- копию лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов);
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу документа об утверждении НО и ЛР.
В пункте 8 Порядка предусмотрено, что копии указанных документов представляются с предъявлением оригинала, если копии не заверены в нотариальном порядке.
Данными положениями устанавливаются избыточные требования, в том числе о нотариальном заверении проекта НО и ЛР, документа, подтверждающего уплату государственной пошлины и копий документов, требование о представлении которых согласно статье 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) (органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, либо подведомственных государственным органам организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг) является незаконным.
4.2.6. Регламентировать в Порядке процедурные вопросы.
В пункте 10 Порядка установлено, что территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 7 Порядка заявления и документов, принимают решение об утверждении НО и ЛР либо об отказе в их утверждении с мотивированным обоснованием.
При этом в Порядке не регламентирована дата, с которой вступает в силу решение об утверждении НО и ЛР (при принятии положительного решения), то есть это может быть дата фактического принятия уполномоченным органом данного решения в пределах установленного срока или дата обращения природопользователя за оказанием данной государственной услуги.
Порядком не регламентирован срок направления заявителю решения об утверждении НО и ЛР или об отказе в их утверждении.
Считаем необходимым определить в Порядке дату вступления в силу документа об утверждении НО и ЛР, а также срок направления заявителю НО и ЛР.
5. Вывод по итогам экспертизы приказа Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
5.1. По итогам экспертизы в соответствии с абзацем 2 пункта 3 Постановления N 633 Минэкономразвития России считает целесообразным направить в установленном порядке в Минюст России предложения о необходимости внесения изменений в отдельные положения Приказа (в соответствии с разделом 4 настоящего заключения за исключением пункта 4.1.5).
В соответствии с пунктом 4(2) постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (далее - Постановление N 1009) считаем целесообразным установить трехмесячный срок для исполнения Минприроды России представления Минюста России, а в случае неисполнения указанного представления в установленный срок, внесение Минюстом России в Правительство Российской Федерации предложения об отмене Приказа или его отдельных положений.
5.2. Кроме того, по итогам проведенной экспертизы Минэкономразвития России пришло к выводу о том, что примененный в Федеральном законе N 7-ФЗ, Федеральном законе N 89-ФЗ и закрепленный в Приказе подход, обязывающий субъекты предпринимательской деятельности разрабатывать и утверждать проекты НО и ЛР, необоснованно затрудняет ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 Постановления N 633 Минэкономразвития России считает целесообразным направить в установленном порядке в Правительственную комиссию по проведению административной реформы предложение по внесению соответствующих изменений в Федеральный закон N 7-ФЗ, Федеральный закон N 89-ФЗ, во исполнение которого издан Приказ, в части отмены действующего порядка утверждения НО и ЛР и изменения порядка регулирования учета отходов в рамках декларативных процедур (пункт 4.1.5 настоящего заключения).
5.3. Обращаем внимание на то, что в соответствии с пунктом 3 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением N 1009, доработанные по данным замечаниями проекты нормативных правовых актов подлежат направлению в Минэкономразвития России на заключение об оценке регулирующего воздействия.
Приложение N 1
к заключению об экспертизе
на приказ Минприроды России
от 25 февраля 2010 г. N 50
"О Порядке разработки и утверждения
нормативов образования отходов
и лимитов на их размещение"
Таблица 1. Состав экспертной группы по экспертизе приказа Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение"
|
||
N N
|
Фамилия, имя, отчество
|
Организация
|
1.
|
Чекалина Диана Михайловна
|
ООО "Юридический центр промышленной экологии"
|
2.
|
Павлова Анастасия Сергеевна
|
КСИИ
|
3.
|
Калашникова Ольга Валерьевна
|
КСИИ
|
4.
|
Молов Азамат Заурбиевич
|
КСИИ
|
5.
|
Гафаров Артур Айдарович
|
КСИИ
|
6.
|
Носырев Михаил Александрович
|
КСИИ
|
7.
|
Смородина Оксана Николаевна
|
КСИИ
|
8.
|
Муравьева Марина Сергеевна
|
ЗАО "КЭС"
|
9.
|
Акентьев Ярослав Витальевич
|
ОАО "Газпром нефтехим Салават"
|
10.
|
Луценко Валентин Владимирович
|
РСПП
|
11.
|
Гончаров Сергей Николаевич
|
ОАО "Мечел"
|
12.
|
Тарасов Олег Владимирович
|
ЗАО "ОМК"
|
13.
|
Полищук Алексей Владимирович
|
ООО "Сибур"
|
14.
|
Ветошкина Лариса Павловна
|
ТПП РФ
|
15.
|
Шубин Андрей Николаевич
|
"ОПОРА РОССИИ"
|
Приложение N 2
к заключению об экспертизе
на приказ Минприроды России
от 25 февраля 2010 г. N 50
"О Порядке разработки и утверждения
нормативов образования отходов
и лимитов на их размещение"
СПРАВКА
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ
С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИКАЗУ МИНПРИРОДЫ РОССИИ ОТ 25 ФЕВРАЛЯ
2010 Г. N 50 "О ПОРЯДКЕ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ
НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И ЛИМИТОВ
НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ"
Приказ и перечень вопросов к нему были размещены на официальном сайте Минэкономразвития России и направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия", Консультативный совет по иностранным инвестициям, Российско-Германскую внешнеторговую палату.
Замечания, полученные в ходе проведения публичных консультаций, обобщены в Таблице 2.
Таблица 2. Замечания, полученные в ходе проведения
публичных консультаций
N п/п
|
Структурный элемент проекта акта
|
Замечания и (или) предложения
|
Комментарии Минэкономразвития России
|
ОАО "Газпром нефтехим Салават", ТПП РФ, РСПП, ЮЦПЭ
|
|||
1.
|
Порядок в целом
|
Предусмотренный Порядком механизм воздействия на проблему, вызвавшую необходимость принятия Порядка, не является оптимальным.
|
Учтено в заключении.
|
ОАО "Газпром нефтехим Салават", ТПП РФ, РСПП РФ, ЮЦПЭ
|
|||
2.
|
Порядок в целом
|
Порядок создает дополнительные административные барьеры для предпринимательской деятельности. Субъекты предпринимательской деятельности несут излишние издержки в связи с регулированием, предложенным в Порядке.
|
Учтено в заключении.
|
ОАО "Газпром нефтехим Салават", РСПП, ЮЦПЭ
|
|||
3.
|
Порядок в целом
|
Некоторые из положений Порядка не соответствуют/противоречат вышестоящим по юридической силе Порядка (Федеральному закону N 210-ФЗ, Федеральному закону N 89-ФЗ).
|
Частично учтено в заключении.
|
РСПП
|
|||
4.
|
Отсутствует единый подход в наполнении содержанием понятия "норматив образования отходов" (плановый показатель по итогам года или удельный показатель).
|
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке проекта акта.
|
|
5.
|
Требования подпункта "б" пункта 7, пункта 8 Приказа N 50 являются избыточными, противоречащими нормативным правовым актам более высокой юридической силы и подлежат исключению.
|
Учтено в заключении.
|
|
6.
|
В абзаце 3 пункта 10 использовано понятие "производственная мощность объекта размещения отходов", смысл которого неясен, поскольку данное понятие в действующем законодательстве не определено. Пункт требует уточнения.
|
Учтено в заключении.
|
|
7.
|
В пункте 11 Порядка исключить следующее словосочетание: "при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 4 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение" или включить в Приказ N 50 нормы, определяющие критерии подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья; срок, в течение которого необходимо представлять технический отчет; правовые последствия неподтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.
Кроме того, требуется предусмотреть в Приказе N 50 возможность внесения изменений в утвержденные НО и ЛР в упрощенном порядке в случае изменения объемов и видов образующихся отходов, состава и технологий использования сырья и пр.
|
Учтено в заключении.
|
|
8.
|
Нормы Порядка требуется привести в соответствие с нормами Федерального закона N 89-ФЗ для исключения норм, ограничивающих права хозяйствующих субъектов размещать отходы в специализированных обустроенных объектах размещения отходов.
|
Предложенное замечание не учитывать в связи с недостаточной обоснованностью.
|
|
9.
|
Изложить статью 18 Федерального закона N 89-ФЗ в следующей редакции:
"Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
1. В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека для объектов размещения отходов устанавливаются лимиты на размещение отходов с учетом оказываемого объектом размещения отходов воздействия на окружающую среду и возможности по размещению отходов.
2. Лимиты на размещение отходов устанавливают уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют декларацию о количествах планируемых к размещению отходов производства и потребления на текущий год и объектах размещения отходов, на которых планируется разместить эти отходы, а по итогам отчетного периода - декларацию о фактически размещенных отходах с указанием, где они фактически размещены.
4. Порядок разработки и утверждения лимитов на размещение отходов для объектов размещения отходов, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
5. При нарушении лимитов на размещение отходов индивидуальные предприниматели и юридические лица, эксплуатирующие объекты размещения отходов, несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации."
|
Предлагаемая редакция статьи содержит следующие неточности:
- упраздняет статистическую отчетность, которая не входит в предмет экспертизы;
- устанавливает декларативный порядок подачи информации о количестве планируемом к размещению отходов параллельно с утверждением лимитов на размещение отходов, что представляет собой дублирование подаваемых документов. Учитывая некорректность редакции статьи, считаем нецелесообразным учитывать данное замечание.
|
|
ОАО "Газпром нефтехим Салават"
|
|||
10.
|
А) Необходимо конкретизировать требования Приказа N 50 в целях исключения неоднозначности в понимании используемого в Порядке словосочетания "недостоверная информация", наличие которой является основанием для отказа в утверждении проекта НО и ЛР.
Б) Необходимо установить и регламентировать в Приказе N 50 процедуру по доработке проекта НО и ЛР.
|
Учтено в заключении.
|
|
11.
|
Требуется регламентировать ряд процедурных вопросов: определение даты вступления в силу решения об утверждении проекта НО и ЛР, а также срок направления заявителю решения об утверждении проекта НО и ЛР или об отказе в их утверждении.
|
Учтено в заключении.
|
|
ОАО "Газпром нефтехим Салават", ЮЦПЭ
|
|||
12.
|
Норма пункта 12 Приказа N 50 не соответствует законодательству о лицензировании отдельных видов деятельности; требуется привести в соответствии с актами, вышестоящими по юридической силе.
|
Предложенное замечание не учитывать.
|
|
13.
|
Примерный образец проекта НО и ЛР, являющийся приложением к Порядку, требует существенной доработки.
|
Предложенное замечание не учитывать в связи с недостаточной обоснованностью.
|
|
14.
|
Исключить из пункта 6 Порядка норму, устанавливающую, что горные породы, используемые для закладки выработанного пространства, засыпки провалов и рекультивации нарушенных горными работами земель, в соответствии с утвержденным в установленном порядке техническим проектом, в ЛР не включаются
|
Предложенное замечание не учитывать.
|
|
ТПП РФ
|
|||
15.
|
Необходимо дополнить Порядок положениями, позволяющими при разработке проекта НО и ЛР учесть взаимоотношения арендатора и арендодателя в части обращения с отходами
|
Представляется необходимым разработчику ознакомиться с поступившим замечанием и (или) предложением и учесть при дальнейшей доработке проекта акта.
|
|
ООО "СМ-Вест"
|
|||
16.
|
Внести изменения в Федеральный закон N 89-ФЗ и Федеральный закон N 7-ФЗ в части отмены обязанности по разработке и утверждению нормативов образования отходов.
|
Предложенное замечание не учитывать.
|
Приложение N 3
к заключению об экспертизе
на приказ Минприроды России
от 25 февраля 2010 г. N 50
"О Порядке разработки и утверждения
нормативов образования отходов
и лимитов на их размещение"
Таблица 3. Количество индивидуальных предпринимателей
и юридических лиц <1> (на 1 января 2012 г.)
--------------------------------
<1> По данным Росстата, ФНС.
Всего
|
Из них:
|
Подпадающие под действие Приказа N 50
|
||
средние
|
малые
|
|||
Юридические лица
|
4542095
|
25170
|
1644269
|
2872656
|
Индивидуальные предприниматели
|
4104056
|
676
|
2926812
|
1176568
|
Приложение N 4
к заключению об экспертизе
на приказ Минприроды России
от 25 февраля 2010 г. N 50
"О Порядке разработки и утверждения
нормативов образования отходов
и лимитов на их размещение"
Таблица 4. Замечания к проекту заключения
N п/п
|
Замечания и (или) предложения
|
Комментарии Минэкономразвития России
|
Экспертная группа
|
||
1.
|
Дополнить пункт 2.3 "Ответственность за правонарушения" проекта заключения следующим положением:
Размещение отходов в отсутствие установленных ЛР влечет необходимость внесения сверхлимитных платежей за данное размещение отходов (пункты 5, 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632, далее - Порядок N 632).
|
Учтено в заключении.
|
2.
|
Пункт 4.1.1 проекта заключения изложить в следующей редакции:
"4.1.1. Отменить требование о ежегодном подтверждении неизменности производственного процесса и используемого сырья
В пункте 11 Порядка предусмотрено, что НО и ЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с Методическими указаниями и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие НО и ЛР.
В действующем законодательстве отсутствуют положения, указывающие, в каких случаях неизменность производственного процесса и используемого сырья является подтвержденной, каковы критерии установления такой неизменности.
Помимо указанного, в законодательстве не определены срок, в течение которого необходимо представлять технический отчет, а также правовые последствия неподтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.
Отсутствие регулирования рассматриваемых отношений способствует возникновению необоснованных прав органов государственной власти, их должностных лиц, допускает возможность избирательного применения норм, а также влечет для хозяйствующих субъектов риски:
- предъявления необоснованных требований территориальных органов Росприроднадзора о предоставлении технических отчетов в не установленные законодательством сроки;
- доначисления сверхлимитных платежей за размещение отходов в период со дня истечения отчетного года в целях представления технического отчета до момента представления данного отчета.
В связи с указанным требование о ежегодном подтверждении неизменности производственного процесса и используемого сырья представляется избыточным."
|
Учтено в заключении.
|
3.
|
Исключить пункт 4.1.2 проекта заключения
|
Считаем важным предусмотреть в Порядке возможность упрощенной процедуры внесения изменений в проект НО и ЛР, касающихся сведений о юридическом лице и индивидуальном предпринимателе. Предложенное замечание полагаем возможным не учитывать.
|
4.
|
Пункт 4.1.3 проекта заключения изложить в следующей редакции:
4.1.3. Исключить необходимость разработки проектов НО и ЛР на основании данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг
В пункте 4 Порядка указано, что проекты НО и ЛР разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
При этом утвержденные в установленном порядке данные об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг отсутствуют, следовательно, устанавливаемое требование выполнить не представляется возможным.
|
Пункт 4.1.3 в редакции проекта заключения исключить. Отмечаем, что приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. N 703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" регламентирован метод расчета по удельным отраслевым нормативам образования отходов. При этом метод расчета по удельным отраслевым нормативам образования отходов основывается на применении справочных таблиц удельных нормативов образования отходов по отраслям промышленности либо удельных отраслевых нормативов образования отходов, установленных отраслевыми нормативными документами, согласованными Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. На данный момент таким справочным документом является Сборник удельных показателей образования отходов производства и потребления, утвержденный Госкомэкологией Российской Федерации от 7 марта 1999 г. В связи с вышеизложенным предложенное замечание полагаем возможным не учитывать.
Пункт 4.1.3 изложить в соответствии с замечанием N 5 данной таблицы.
|
5.
|
Пункт 4.1.4 проекта заключения изложить в следующей редакции:
4.1.4. Предусмотреть установление ЛР в любых объектах, соответствующих установленным требованиям, с учетом экологической обстановки на данной территории
Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ ЛР определяется как предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
Вместе с тем в соответствии с примерным образцом документа об утверждении НО и ЛР (Приложение к Порядку) в разделе "ЛР" необходимо отражать, в частности, сведения о:
- наименовании объекта размещения отходов;
- индивидуальном предпринимателе или юридическом лице, эксплуатирующем объект размещения отходов.
Таким образом, несмотря на то, что статья 1 Федерального закона N 89-ФЗ предоставляет право хозяйствующим субъектам в рамках утвержденного ЛР размещать отходы в объектах размещения отходов при условии соблюдения установленных требований, Порядок ограничивает данное право лица в связи с необходимостью указания в проекте НО и ЛР/документе об утверждении НО и ЛР конкретного объекта размещения отходов.
В связи с указанным нормы Порядка требуется привести в соответствие с нормами Федерального закона N 89-ФЗ для исключения норм, ограничивающих права хозяйствующих субъектов размещать отходы в специализированных обустроенных объектах размещения отходов.
|
Пункт 4.1.4 в редакции проекта заключения исключить из заключения.
Представленное замечание изложить в пункте 4.1.3 заключения.
|
6.
|
Дополнить проект заключения пунктом 4.2.5 в следующей редакции:
"4.2.5. Привести пункт 12 Порядка в соответствие с действующим законодательством о лицензировании
Согласно пункту 12 Порядка для ИП и ЮЛ, которые размещают отходы I - IV класса опасности на эксплуатируемых ими объектах размещения отходов, нормативы образования отходов I - IV класса опасности и лимиты на их размещение утверждаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.
В пункте 10 Методических указаний по разработке проектов НО и ЛР, утвержденных приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. N 703, определено, что срок действия проекта НО и ЛР для ЮЛ и ИП, осуществляющих деятельность по размещению опасных отходов, устанавливается на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Из буквального толкования данных норм следует, что лицензиаты не обязаны предоставлять технический отчет, срок действия утвержденных для них нормативов и лимитов зависит лишь от срока действия лицензии.
Также необходимо отметить, что данные нормы не приведены в соответствие с действующей редакцией Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ).
Помимо того, что согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ лицензированию в настоящее время подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, лицензии на указанные виды деятельности являются бессрочными (пункт 4 статьи 9 Федерального закона N 99-ФЗ).
Таким образом, ИП и ЮЛ, которые размещают отходы I - IV класса опасности на эксплуатируемых ими объектах размещения отходов, нормативы образования отходов I - IV класса опасности и лимиты на их размещение должны утверждаться бессрочно.
Норму пункта 12 Порядка требуется привести в соответствие с актами, вышестоящими по юридической силе."
|
НО и ЛР для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые размещают отходы I - IV классов опасности, утверждаются на срок действия лицензии, которая является бессрочной. Противоречий Федеральному закону "О лицензировании" не выявлено. В связи с вышеизложенным предложенное замечание полагаем возможным не учитывать.
|
7.
|
Дополнить проект заключения пунктом 4.2.6 в следующей редакции:
"4.2.6. Дополнить Порядок положениями, позволяющими при разработке проекта НО и ЛР учесть взаимоотношения арендатора и арендодателя в части обращения с отходами
Если арендодатель включает отходы арендатора в проект НО и ЛР, то необходимо за арендатором оставить право самостоятельно выбирать компанию по транспортировке и утилизации отходов, и тем самым исключить лоббирование интересов арендодателя в данном вопросе."
|
Изложенная проблема не является предметом регулирования Порядка, в связи с чем предложенное замечание полагаем возможным не учитывать.
|
8.
|
Дополнить проект заключения пунктом 4.2.7 в следующей редакции:
"4.2.7. Привести положения Порядка о представляемых для утверждения НО и ЛР документах в соответствие с положениями законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг
Согласно подпункту "б" пункта 7 Порядка в целях утверждения НО и ЛР необходимо представить следующие документы:
- копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности);
- проект НО и ЛР;
- копию лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для юридического лица - пользователя недр, имеющего лицензию на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов);
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу документа об утверждении НО и ЛР.
В пункте 8 Порядка предусмотрено, что копии указанных документов представляются с предъявлением оригинала, если копии не заверены в нотариальном порядке.
Данными положениями устанавливаются избыточные требования, в том числе о нотариальном заверении проекта НО и ЛР, документа, подтверждающего уплату государственной пошлины и копий документов, требование о представлении которых согласно статье 7 Федерального закона N 210-ФЗ (органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, либо подведомственных государственным органам организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг) является незаконным."
|
Учтено в заключении.
|
9.
|
Дополнить проект заключения пунктом 4.2.8 в следующей редакции:
"4.2.8. Регламентировать в Порядке процедурные вопросы
А) В пункте 10 Порядка установлено, что территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 7 настоящего Порядка заявления и документов, принимают решение об утверждении НО и ЛР либо об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием).
При этом в Порядке не регламентирована та дата, с которой вступает в силу решение об утверждении НО и ЛР (при принятии положительного решения), т.е. это может быть дата фактического принятия уполномоченным органом данного решения в пределах установленного срока или дата обращения природопользователя за оказанием данной государственной услуги.
Б) Порядком не регламентировании срок направления заявителю решения об утверждении НО и ЛР или об отказе в их утверждении.
Данный пробел способствует злоупотреблению правом со стороны уполномоченного органа по оформлению принятых решений "задним числом" в пределах 30 дневного срока, установленного для рассмотрения заявления и прилагаемых документов, что в свою очередь нарушает права природопользователя, в т.ч. его права на оспаривание данных решений с соблюдением установленных процессуальных сроков."
|
Учтено в заключении.
|
10.
|
Пункт 5.1 проекта заключения дополнить следующим положением:
"Предложением по оптимизации регулирования, озвученным в рамках экспертизы Приказа N 50, является то, что нормирование в области образования отходов и лимитов на их размещение должно осуществляться в рамках декларативных, а не разрешительных процедур, плата за размещение отходов в объектах размещения отходов в бюджеты бюджетной системы РФ взиматься не должна."
|
Предложенное замечание учтено в пункте 4.1.5 заключения.
|
Минприроды России
|
||
11.
|
Пунктом 4.1.4 проекта заключения предусмотрено исключение нормы о лимитах на размещение отходов на конкретном объекте размещения отходов, не являющемся частью структуры организации, утверждающей лимиты.
Данное предложение не может быть поддержано ввиду того, что его учет может привести к несанкционированному размещению отходов на объектах размещения отходов, не имеющих разрешительной документации и эксплуатируемых с существенными нарушениями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
|
Считаем возможным осуществление проверки соответствия деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках контрольно-надзорных мероприятий, в ходе которых возможна проверка заключенных договоров на размещение отходов. В связи с вышеизложенным предложенное замечание полагаем возможным не учитывать.
|
12.
|
По данным Росприроднадзора, из 64 376 хозяйствующих субъектов, направивших в 2012 году в Росприроднадзор материалы для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, 12 420 было отказано в утверждении, что составляет порядка 20% от общего числа всех обратившихся в Росприроднадзор.
В связи с этим предложения в пункте 4.2.4 считаем избыточным и предлагаем исключить из проекта заключения.
|
Считаем, что в Порядке необходимо закрепить уже существующую практику направления проекта об утверждении НО и ЛР на доработку. В связи с вышеизложенным предложенное замечание полагаем возможным не учитывать.
|