1. По договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.
2. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.
3. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.
См. все связанные документы >>>
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Комментарии к ст. 12 ВК РФ
В соответствии с определением договоров пользования водными объектами уполномоченные на то исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления обязуются за плату предоставить водный объект или его часть в пользование. В данном случае речь идет о разнообразных поверхностных водных объектах (водотоках и водоемах). Исключение составляют подземные водные объекты, использование которых согласно статье 9 ВК РФ регламентируется законодательством о недрах. Хотя ВК РФ 1995 г. допускал заключение договоров пользования подземными водными объектами, практика правоприменения оставила эту норму нереализованной. Использование, в том числе добыча, подземных вод предусматривалось и, наверное, будет предусматриваться в дальнейшем в рамках недропользования. При этом не исключается, что обновленное законодательство о недрах предусмотрит договор добычи подземных вод.
Из полномочий собственника вытекает и право заключать договор водопользования. В полномочия органов государственной власти Российской Федерации входят владение, пользование и распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности.
Аналогичные полномочия утверждаются за органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления относительно водных объектов, находящихся соответственно в региональной или муниципальной собственности.
Однако далеко не всегда федеральные органы сами будут заключать договоры водопользования. В Водном кодексе предусмотрен механизм передачи отдельных федеральных полномочий региональным органам, что обеспечивается за счет субвенций из федерального бюджета. В результате органы государственной власти субъектов Федерации предоставляют в договорное пользование водные объекты, находящиеся на территории одного региона (республики, края, области и т.д.), осуществляют относительно этих водных объектов водоохранные мероприятия и предотвращают негативное воздействие вод. Согласно статьям 24 и 26 ВК РФ федеральные органы определяют порядок подготовки и заключения договора водопользования, а также выделяют субвенции и контролируют их расходование.
Контрагентами государственных и муниципальных органов власти являются физические и юридические лица, которым водное законодательство позволяет быть водопользователями.
Существенное условие договора - платность водопользования. По гражданскому законодательству (ст. 423 ГК РФ) договоры водопользования возмездны по своему характеру. Возмездность является обеспечением принципа платности водопользования. Причем в данном случае речь идет не о налоговом, а о хозяйственном платеже, регламентированном статьей 20 ВК РФ.
Договорные отношения пользования водными объектами подпадают под действие гражданского законодательства (положения об аренде). В этом комментируемый Водный кодекс повторяет положения статьи 54 ВК РФ 1995 г., предусматривающие применение норм гражданского законодательства "о сделках, договорах и аренде". Например, соседняя Украина прямо предусмотрела пользование водными объектами (или их частями) на основании договора аренды. Однако арендуются только водные объекты местного значения. Они могли использоваться для рыборазведения, производства сельскохозяйственной и промышленной продукции, лечебных и оздоровительных целей (ст. ст. 43 и 51 Водного кодекса Украины 1995 г.) <76>.
--------------------------------
<76> Экологическое законодательство Украины / Сост. М.В. Шульга. Харьков: Консум, 2000. С. 3 - 60.
Действие гражданско-правового института аренды возможно лишь "во вторую очередь", т.е. в той степени, в которой это не противоречит Водному кодексу РФ и существу договора водопользования. Рассматриваемая норма - частный случай общего правила о преимущественном действии специальных норм экологического законодательства перед общими нормами гражданского законодательства. Согласно статье 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы (в том числе водные ресурсы) могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Данный принцип объясняется тем, что применение исключительно норм гражданского права при регулировании рассматриваемых отношений не сможет обеспечить решение природоохранных задач (они несвойственны гражданскому праву).
Заключение российским хозяйствующим субъектом договора водопользования в условиях рыночной экономики признается общим правилом. Однако договоры водопользования имеют существенные отличия от гражданско-правовых договоров.
Содержание договоров пользования водными объектами во многом определено императивными нормами водного законодательства, которые могут значительно ограничивать волю сторон в интересах охраны водных объектов. Согласно статье 9 Конституции РФ природные ресурсы, в том числе водные, используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Вместе с тем с отменой лицензирования договоры водопользования стали в большей степени регулироваться гражданским правом, что можно видеть на примере порядка заключения, изменения, расторжения и несения ответственности по данным договорам.
Согласно части третьей комментируемой статьи только регистрация в государственном водном реестре позволяет считать договор заключенным. В соответствии с ВК РФ 1995 г. для регистрации договоров водопользования существовал специальный государственный реестр договоров, который должен был соответствовать данным государственного водного кадастра. В настоящее время в связи со вступлением в силу с 1 января 2007 г. комментируемого Кодекса система государственного учета вод реформируется, в результате чего водный кадастр будет преобразован в государственный водный реестр. Согласно статье 31 ВК РФ государственная регистрация договоров водопользования станет осуществляться в рамках названного водного реестра. Таким образом, банк данных по прошлым и будущим договорам не должен быть утерян и предан лицам, обязанным вести этот реестр.