Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 03.04.2018 N АПЛ18-88 <Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 11.01.2018 N АКПИ17-949, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта 60.9 пункта 60 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утв. Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 апреля 2018 г. N АПЛ18-88

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Зайцева В.Ю., Ситникова Ю.В.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению П. о признании частично недействующим подпункта 60.9 пункта 60 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23 июня 2005 г. N 496/192/134,

по апелляционной жалобе П. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителей Федеральной таможенной службы М., Министерства внутренних дел Российской Федерации И., Министерства промышленности и торговли Российской Федерации К., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации приказом от 23 июня 2005 г. N 496/192/134 (далее - Приказ) утвердили Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее - Положение).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 июля 2005 г., регистрационный номер 6842, и опубликован 8 августа 2005 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 32, и 23 августа 2005 г. в "Российской газете", N 185.

Подпункт 60.9 пункта 60 (в редакции приказов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной таможенной службы от 30 августа 2012 г. N 828/1227/1744 и от 11 ноября 2015 г. N 1072/3557/2293) определяет порядок заполнения строки 17 паспорта транспортного средства (далее - ПТС, паспорт) при оформлении паспортов таможенными органами. Названная строка заполняется в соответствии с пунктом 41 Положения, устанавливающим, что в строке "17. Одобрение типа ТС" указываются номер, под которым сведения об одобрении типа транспортного средства (далее - ОТТС) или свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства (далее - Свидетельство, СБКТС) включены в реестр, предусмотренный Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, дата выдачи ОТТС или Свидетельства и наименование органа по сертификации или испытательной лаборатории, оформивших указанные документы. Допускается отсутствие сведений о наличии ОТТС или Свидетельства в случаях оформления паспортов на принадлежащие физическим лицам транспортные средства, ранее зарегистрированные в органах внутренних дел, находящихся за пределами Российской Федерации, а также транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, или ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, или их совершеннолетним супругом (супругой), их совершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, совершеннолетними детьми их супруга (супруги). В указанных случаях в строке 17 ПТС делается запись "отсутствует", а в раздел "Особые отметки" вносятся сведения, подтверждающие данные обстоятельства.

П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просил признать подпункт 60.9 пункта 60 Положения не действующим в части, не допускающей оформление ПТС без сведений о наличии ОТТС или Свидетельства на автомобили, выпущенные в свободное обращение и зарегистрированные в органах регистрации на территории других государств - членов Евразийского экономического союза до вступления в силу Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877 (далее - Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств), при условии соответствия экологического класса автомобиля требованиям, установленным законодательством Таможенного союза на момент выпуска транспортного средства в свободное обращение. В обоснование заявления административный истец ссылался на то, что оспариваемое положение противоречит частям 1, 2 статьи 35, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, международным договорам, статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) и нарушает его право использовать свой автомобиль по назначению, так как наличие ПТС является обязательным условием для регистрации транспортного средства и допуска его к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации.

В административном исковом заявлении указано, что при переезде П. из Республики Беларусь на постоянное место жительства в Российскую Федерацию таможенный орган 28 апреля 2017 г. на основании подпункта 60.9 пункта 60 Положения отказал административному истцу в выдаче ПТС на принадлежащий ему автомобиль "VOLVO S60", 2008 года выпуска, приобретенный в Республике Беларусь 28 мая 2011 г. и состоявший на регистрационном учете в данной республике.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления П. отказано.

В апелляционной жалобе П., не согласившись с таким решением, просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и удовлетворить административный иск. Полагает, что судом первой инстанции не дана оценка доводам административного истца о несоответствии оспариваемого предписания нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. N 122 "Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники" (далее - решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. N 122), Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, Закону о таможенном регулировании.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России), Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России), Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России), Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России) просят в ее удовлетворении отказать, считая, что подпункт 60.9 пункта 60 Положения не противоречит требованиям нормативных правовых актов Таможенного союза и законодательства Российской Федерации; прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает; судом первой инстанции правильно определены все обстоятельства, имеющие значение для дела; изложенные в решении суда выводы соответствуют этим обстоятельствам; нормы материального и процессуального права судом применены также правильно.

Минэкономразвития России и Минюст России просили рассмотреть жалобу без участия своих представителей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. По настоящему административному делу такое основание для признания подпункта 60.9 пункта 60 Положения недействующим отсутствует.

Как следует из преамбулы Приказа, оспариваемое в части Положение утверждено в целях реализации постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. N 477 "О введении паспортов транспортных средств" (далее - Постановление N 477), постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 1999 г. N 1143 "О внесении изменений в Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами" и распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 июня 1999 г. N 942-р для упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления контроля за перемещением транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и за своевременностью уплаты таможенных платежей при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию.

Пунктом 3 Постановления N 477 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 июня 2009 г. N 511) предусматривается, что Положение о паспорте транспортного средства (шасси транспортного средства) разрабатывается и утверждается МВД России совместно с ФТС России и Минпромторгом России.

Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что изменения в подпункт 60.9 пункта 60 Положения внесены уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Подпунктом "а" пункта 2 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. N 122 предусмотрено, что до 1 июля 2018 г. допускается оформление паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) по форме и в соответствии с правилами, которые установлены законодательством государства - члена Евразийского экономического союза.

В Российской Федерации такие правила установлены Положением.

Пунктом 6 Положения предусмотрено, что таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые в Российскую Федерацию после 1 июля 1997 г., а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 г. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами на транспортные средства при наличии ОТТС или СБКТС и на шасси при наличии одобрения типа шасси. Допускается выдача паспортов на основании ОТТС и Заключения о соответствии шасси предъявляемым требованиям, выданных до вступления в силу Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, сохраняющих свое действие до истечения срока, на который они были выданы.

Наличие ПТС, оформленного в установленном порядке, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении (пункт 9).

Согласно пункту 1 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств данный правовой акт в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, устанавливает требования к колесным транспортным средствам в соответствии с пунктом 16, независимо от места их изготовления, при их выпуске в обращение и нахождении в эксплуатации на единой таможенной территории Таможенного союза.

Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств определяет ОТТС как документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям данного технического регламента, а СБКТС как документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям названного технического регламента. При этом под выпуском в обращение понимается разрешение заинтересованным лицам без ограничений использовать и распоряжаться транспортным средством (шасси) или партией компонентов на единой таможенной территории Таможенного союза (пункт 6).

Из содержания пунктов 6 и 7 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств усматривается, что датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления документа, идентифицирующего транспортное средство (шасси), выпускаемого уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза на каждое транспортное средство (шасси) и содержащего сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (шасси), экологическом классе транспортного средства (шасси) и о документе, удостоверяющем соответствие транспортного средства (шасси) требованиям указанного технического регламента.

К документам, удостоверяющим соответствие транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, относятся в том числе ОТТС и СБКТС, а документом, идентифицирующим транспортное средство (шасси) в Российской Федерации, является ПТС.

Проанализировав приведенные положения нормативных правовых актов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что обязательным условием регистрации и допуска к участию в дорожном движении ввезенного физическим лицом транспортного средства для личного пользования на территории Российской Федерации является наличие ПТС, который выдается в случае соответствия транспортного средства требованиям Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, подтверждающегося ОТТС и СБКТС.

В пункте 58 Положения закреплено, что выдача паспортов на транспортные средства или шасси транспортных средств, являющиеся товарами Таможенного союза, производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство или шасси по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также и документов на транспортное средство или шасси. В заявлении указываются обстоятельства ввоза или приобретения транспортного средства или шасси либо иные обстоятельства, которые являются основанием для выдачи паспорта, страна происхождения и товарная позиция транспортного средства или шасси в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также перечень прилагаемых документов. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие изложенные сведения. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче паспорта в отношении транспортных средств или шасси, являющихся товарами Таможенного союза, должно быть принято не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления заявления о выдаче паспорта.

Подпункт 60.9 пункта 60 Положения устанавливает порядок оформления ПТС таможенными органами с учетом указанных в нем особенностей, касающихся заполнения строки 17 ПТС. Абзац второй названного подпункта допускает отсутствие сведений о наличии ОТТС или Свидетельства в случаях оформления паспортов на принадлежащие физическим лицам транспортные средства, ранее зарегистрированные в органах внутренних дел, находящихся за пределами Российской Федерации, а также транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, или ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, или их совершеннолетним супругом (супругой), их совершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, совершеннолетними детьми их супруга (супруги). В этих случаях в строке 17 ПТС делается запись "отсутствует", а в раздел "Особые отметки" вносятся сведения, подтверждающие данные обстоятельства.

Предписание абзаца второго подпункта 60.9 пункта 60 Положения о том, что допускается отсутствие сведений о наличии ОТТС или Свидетельства в случаях оформления паспортов на принадлежащие физическим лицам транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, или ввозимые на территорию Российской Федерации в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, или их совершеннолетним супругом (супругой), их совершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, совершеннолетними детьми их супруга (супруги), в полной мере согласуется с требованиями подпункта 5 пункта 3 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств. Названная норма предусматривает, что действие этого технического регламента не распространяется на транспортные средства, ввозимые на единую таможенную территорию Таможенного союза в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками национальных государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению лиц, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.

Отсутствие сведений о наличии ОТТС или Свидетельства возможно также в случае, если будут предоставлены сведения о том, что транспортное средство было ранее зарегистрировано в органах внутренних дел, находящихся за пределами Российской Федерации. Каких-либо нормативных правовых актов большей юридической силы, которым бы противоречила в указанной части оспариваемая норма Положения, не имеется.

Поскольку административный истец не относится к лицам, перечисленным в абзаце втором подпункта 60.9 пункта 60 Положения, предписания данного подпункта не могут нарушать его права и законные интересы.

При этом следует отметить, что особенности выдачи паспорта на транспортные средства, являющиеся товарами Таможенного союза, регламентированы подпунктом 60.11 пункта 60 Положения, который административным истцом по настоящему делу не оспаривается.

Довод апелляционной жалобы о правовой неопределенности оспариваемого предписания является ошибочным, поскольку оно отвечает критериям ясности, недвусмысленности, данных о том, что в правоприменительной практике отсутствует его единообразное истолкование, не установлено.

Подпункт 60.9 пункта 60 Положения определяет порядок оформления ПТС с учетом изложенных в нем особенностей и непосредственно не устанавливает каких-либо ограничений на права владения, пользования и распоряжения транспортным средством, в связи с чем не может рассматриваться как противоречащий статьям 35, 55 Конституции Российской Федерации и статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, на что ошибочно указывает административный истец.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что оспариваемый подпункт Положения противоречит решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. N 122, которым утвержден Порядок функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники, несостоятельна, так как указанное решение не регламентирует вопросы оформления паспортов транспортных средств на бумажном носителе.

Нельзя согласиться с утверждением в апелляционной жалобе о том, что подпункт 60.9 пункта 60 Положения приводит к дискриминации одних владельцев транспортных средств Таможенного союза по сравнению с другими, поскольку закрепление в нормативном правовом акте исключений, предпочтений, обусловленных особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства не является дискриминацией.

Учитывая, что отсутствуют правовые нормы большей юридической силы, которым бы противоречило Положение в оспариваемой части, суд первой инстанции правомерно, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отказал П. в удовлетворении заявленного требования.

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу П. - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
Ю.В.СИТНИКОВ

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области