Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 22.10.2019 N АПЛ19-366 <Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 05.07.2019 N АКПИ19-368, которым было отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании частично недействующим подпункта "ж" пункта 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 N 103>


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 октября 2019 г. N АПЛ19-366

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

членов коллегии Зайцева В.Ю., Ксенофонтовой Н.А.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Л.Л. о признании частично недействующим подпункта "ж" пункта 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 103,

по апелляционной жалобе Л.Л. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 июля 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., объяснения представителей Правительства Российской Федерации М., Л.А., А., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Правительство Российской Федерации 2 февраля 1998 г. издало постановление N 103 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям" (далее - Постановление), которым утвердило Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации (далее - Положение).

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 9 февраля 1998 г., N 6, "Российской газете" 20 февраля 1998 г.

Согласно подпункту "ж" пункта 2 Положения в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитывается время обучения до поступления на службу в таможенные органы в высших и средних специальных образовательных учреждениях на очных отделениях (до пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев.

Л.Л., проходивший государственную службу в Магнитогорской таможне в период с 21 ноября 1991 г. по 24 июля 2008 г., обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим подпункт "ж" пункта 2 Положения в части невключения в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам таможенных органов, поступившим на службу до 1 сентября 1997 г., периодов заочного, очно-заочного обучения до поступления на службу. В обоснование заявления административный истец ссылался на то, что оспариваемая норма не соответствует статье 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".

В заявлении указано, что административный истец в период с 1986 по 1991 г. проходил заочное обучение в Свердловском юридическом институте. Приказом Магнитогорской таможни от 24 июля 2008 г. N 209 "Об увольнении подполковника таможенной службы Л.Л." ему произведены расчеты выслуги лет для назначения пенсии и назначения процентной надбавки за выслугу лет в таможенных органах Российской Федерации, которая в календарном исчислении составила 18 лет 6 месяцев 7 дней. С учетом оспариваемой нормы в расчет выслуги лет для назначения пенсии не был включен период заочного обучения в юридическом институте, что, по мнению административного истца, является незаконным и нарушает его права.

Л.Л. полагает, что он приобрел право на зачет времени заочного обучения в выслугу лет применительно к порядку, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", предусматривающему, что сотрудникам органов внутренних дел, в том числе уволенным со службы независимо от срока увольнения, в выслугу лет для назначения пенсии включается время обучения на очных, вечерних и заочных отделениях образовательных учреждений до поступления на службу (при наличии диплома о соответствующем образовании) в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы. Считает, что с принятием Положения льгота для сотрудников таможни, поступивших на службу до 1 сентября 1997 г., в части включения в выслугу лет периода заочного, очно-заочного обучения в высших учебных заведениях не учтена, что не позволяет засчитывать таким сотрудникам таможни периоды их учебы в высших учебных заведениях на заочных, очно-заочных отделениях в стаж службы (работы), дающий право на оформление пенсии по выслуге лет.

Правительство Российской Федерации административный иск не признало, указав в письменных возражениях, что нормативный правовой акт издан в пределах его полномочий, соответствует действующему законодательству и прав административного истца не нарушает.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 5 июля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления Л.Л. отказано.

В апелляционной жалобе административный истец, не согласившись с таким решением, просит его отменить в связи с неправильным определением судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и удовлетворить его требование.

В заседание суда апелляционной инстанции Л.Л. не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда не находит.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. По настоящему административному делу такое основание для признания оспариваемого подпункта Положения недействующим отсутствует.

Полномочия Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти определены Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", статьей 23 которого установлено, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, Правительство Российской Федерации правомерно утвердило Положение, определяющее порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий лицам, проходившим службу в таможенных органах и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и имеющим специальные звания, а также лицам, работавшим в таможенных органах Российской Федерации в должностях, по которым предусмотрены специальные (персональные) звания, и уволенным из таможенных органов с правом на получение пенсии, с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации (пункт 1 Положения).

Пенсия за выслугу лет является государственной гарантией материального обеспечения лиц, проходивших службу в таможенных органах, поддержания соответствующего материального достатка, их социального статуса при оставлении службы по желанию самого гражданина либо в силу объективных обстоятельств, препятствующих ее продолжению.

В силу статьи 1 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Специфическая деятельность, которую осуществляют таможенные органы, предопределяет также правовой статус ее работников.

Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 50 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности, является Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей". Названный закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, в частности соответствующей выслуге лет.

Статья 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" имеет общий характер, поскольку распространяется на различные виды государственной службы. Частью 1 данной статьи установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы. Частью 3 данной статьи определено, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии указанным лицам определяется Правительством Российской Федерации. Для реализации этих полномочий было издано постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации".

Таким образом, пенсионное обеспечение в таможенных органах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", действие которого распространено на сотрудников таможенных органов статьей 50 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации".

Как отмечено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2010 г. N 87-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Касько Евгения Георгиевича на нарушение его конституционных прав абзацем вторым пункта 1 статьи 50 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" и пунктом 4 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации", такое законодательное регулирование пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов основано на объективно схожих условиях, в которых находятся указанные лица и иные категории государственных служащих, выполняющих задачи обеспечения охраны правопорядка и обороны страны, и в то же время позволяет учитывать специфику именно таможенной службы как особого вида государственной службы граждан Российской Федерации, призванных прежде всего осуществлять конституционно значимую функцию защиты экономического суверенитета государства.

Действие постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, на которое ссылается в апелляционной жалобе административный истец, было распространено на лиц, проходивших службу в таможенных органах и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и имеющих специальные звания, а также на лиц, работавших в таможенных органах Российской Федерации в должностях, по которым предусмотрены специальные (персональные) звания, и уволенных из таможенных органов с правом на получение пенсии, лишь с принятием Постановления, с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации.

Одновременно с этим было утверждено Положение, подпунктом "ж" пункта 2 которого Правительством Российской Федерации было определено засчитывать в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов время обучения до поступления на службу в таможенные органы в высших и средних специальных образовательных учреждениях на очных отделениях (до пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев.

Вопреки доводам административного истца данная норма согласуется с положениями статьи 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", согласно которой в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Иной порядок зачета времени обучения в высших и средних специальных образовательных учреждениях сотрудникам таможенных органов Российской Федерации Положением не предусмотрен. При этом включение в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов периодов, не связанных со службой в таможенных органах, является льготой, позволяющей увеличивать выслугу для назначения пенсии, в связи с чем не может рассматриваться как нарушающее права административного истца.

В связи с изложенным выше в обжалуемом решении сделан обоснованный вывод о том, что предусмотренное подпунктом "ж" пункта 2 Положения требование о зачете в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов времени обучения до поступления на службу в таможенные органы в высших и средних специальных образовательных учреждениях на очных отделениях (до пяти лет) соответствует действующему законодательству.

Ссылка в апелляционной жалобе о том, что суд первой инстанции не применил статью 436 Таможенного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 сентября 1997 г., не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения, поскольку суд проверяет нормативный правовой акт или его часть лишь на соответствие действующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции материалами административного дела не подтверждаются, получили оценку в решении суда первой инстанции и не влияют на его законность.

Установив, что подпункт "ж" пункта 2 Положения не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушает, суд первой инстанции правомерно, на основании пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Л.Л.

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 5 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Л.Л. - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
Н.А.КСЕНОФОНТОВА

Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 - для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 - для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области